выступление на заседании педагогического совета

«Социализация глухих и слабослышащих детей через духовно-нравственное становление личности»

Я хочу начать свое сообщение со слов Льва Семеновича Выготского: « Нельзя жить, не осмысливая жизнь духовно. И есть только одна сила, способная отвести человечество от гибели – его способность к нравственному совершенствованию» Я согласна с данным высказыванием, ведь основная наша задача – это воспитание настоящего гражданина своей страны, готового жить в согласии с обществом, соблюдая нормы и правила правового государства.

Данная задача реализуется через духовно-нравственное воспитание. То есть через педагогически организованный процесс усвоения и принятия воспитанниками базовых национальных и общечеловеческих ценностей, освоение культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству и миру в целом.

Конечно, основная роль в воспитании ребенка должна отводиться семье, но учитывая то, что наши воспитанники находятся в школе-интернате круглосуточно и большую часть года, то роль родителей ложится на плечи воспитателей. И чтобы не «вырастить угрозу для общества» ведется планомерная, ежедневная работа, направленная на воспитание и всестороннее развитие наших учащихся.

. В течение первого полугодия воспитателями групп учащихся среднего звена были запланированы и проведены воспитательские занятия по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание таких ценностей, как любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

В содержание воспитательских занятий были включены:

-элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах : Цикл занятий« Береги честь смолоду» «Моё слово- слово чести » «Политика. Управление государством», знакомство с Конституцией, Уголовным и Семейным кодексами, мерами воздействия при правонарушении»; большую роль в данном направлении играют встречи с инспектором Комиссии по ДН);

-представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Югры (Цикл занятий: «Герб, Гимн, Флаг» « Символика нашего округа»; Паспорт гражданина России»

Воспитанникам даются:

-элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

- представления о правах и обязанностях гражданина России

Проведён цикл занятий о правах и обязанностях гражданина РФ: « Кто и как охраняет и защищает граждан?» « Конвенция о правах и обязанностях ребёнка»);» Мои права и обязанности»

На занятиях вызывается интерес к общественным явлениям, государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России и округа, понимание активной роли человека в обществе (выборы президента, депутатов, знакомство с государственными праздниками (День округа, День конституции, День инвалида и т.п.);

-воспитывается уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

- это ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

- даются начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны.

(Цикл занятий, проект «Обычаи малочисленных народов Севера» « Россия государство многнациональное»);

-предлагаются элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории Росси и её народов (занятия по Войне 1812г., беседы о героях ВОВ, запланирован выезд на Парад Победы, цикл занятий, посвященных 9 Мая и 23 февраля, знакомство с героическими профессиями (экскурсии в пожарную часть и встречи с инспекторами полиции и ГИБДД);

-воспитанники активно участвуют в делах класса, школы, семьи, поселка, района;

( это участие в районных конкурсах рисунков, поделок, спартакиадах и фестивалях. Была изготовлена ёлочная игрушка на Излучинскую ёлку)

-учатся умению отвечать за свои поступки;

(это , ежедневная работа, направленная на формирование нравственного поведения, помощь в разрешении трудных ситуаций, помощь в решении межличностных конфликтов, проводятся – общегрупповые и групповые собрания, беседы .

-Профилактические мероприятия: отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей (постоянное проговаривание, обсуждение проведенного дня, каких-либо жизненных ситуаций, телепередач и фильмов).

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ведётся ежедневная воспитательная работа, разработан цикл занятий «Моё поведение и отношение ко мне окружающих» « Мои претензии: могу, хочу, надо» « Умею ли я дружить?», «Как помочь другу в беде»

Знакомятся с правилами поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

(Это инструктажи, цикл занятий по ТБ, ПДД и правилам поведения, практические занятия «Правила дорожного движения» «Поведение в общественных местах» «Мои действия в экстримальных ситуациях» «Номера телефонов вызова экстренных служб.

- На занятиях даются представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;



(празднование традиционных праздников: Пасха, Масленица, Крещение, выезд в Храм Николая Чудотворца, беседа со священником о моральных и нравственных нормах жизни, о заповедях и долге);

-

Воспитывается уважительное отношение к родителям, старшим,

(ежедневные беседы, воспитательские занятия : «Моя семья – моя крепость», « Расскажи о городе в котором живёшь»

- Учимся дружить : доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

-знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

(Цикл занятий: « Мой внешний вид» « Кого называют вежливым человеком?»)

- Даются представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; «Компьютер друг или враг» , « Что такое реклама»

3. Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к учению и труду.

- Получают первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

(воспитательские занятия: « Мои жизненные планы», « Кем хочу быть, а могу ли, желания и способности);

- воспитывается уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

( это оформление выставок в школе и спальном корпусе, обсуждение работ, вынесение благодарностей, похвала отличившимся учащимся);

Занятия по профориентации дают :

-элементарные представления об основных профессиях;

(цикл занятий по профориентации, посещение СТО, парикмахерских, и т.п.Учатся писать заявления о приёме на работу.

Воспитываются навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

(проекты по истории русского быта, проект о вреде курения);

-учатся бережному отношению к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

( Это ежедневные беседы, воспитательские занятия, направленные на формирование отрицательного отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей).

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Учатся заботиться о своём здоровье, здоровье родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

(Цикл занятий по ЗОЖ: «Я и окружающий мир» « Сон,как основа хорошего самочувствия»« Рациональное питание- залог здорового образа жизни»);

О роли и важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

(это посещение спортивной секции «Лёгкая атлетика», участие в спартакиадах, ориентирование на спортивные достижения Скоробогатского Д.);

-знают и выполняют санитарно-гигиенические правила соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

( Это ежедневные беседы, контроль за соблюдением режима дня и санитарно-гигиенических норм, воспитательские занятия.) « Что такое ЗОЖ и его необходимость» « Правила гигиены подростков» « Причины простых заболеваний» « Возрастные физиологические особенности подростков» стремление к опрятному внешнему виду, формирование отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости;

(ежедневные воспитательные беседы, контроль за внешним видом, воспитательные занятия)



5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Воспитывается интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.

Большую роль в данном направлении играют встречи с сотрудниками природного парка «Сибирские увалы» и представителями Межпоселенческой библиотеки, в ходе которых проводятся занятия, воспитывающие бережное отношение к растениям и животным, знакомящие с Красной книгой России и округа, направленные на формирование стойкого понимания необходимости беречь природу;

так же воспитанники участвуют в проекте по технологии, изготавливая кормушки для птиц. ( Сабанин А.)

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

-формируются эстетические идеалы, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества, — формирование интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

(Цикл занятий: « Путешествие в мир сказок» «Моя страна глазами художника» индивидуальные занятия рукоделием (вышивка, вязание) проведена беседа «Знаменитые храмы(знакомство с русским зодчеством).Воспитанники принимают

участие в выставках рисунков, выезды на концерты (концерт народной песни в Центре национальных культур), участие в фестивалях («Ангелы надежды», «Вдохновение», «Я радость нахожу в друзьях», посещение инклюзивных кружков РЦДОД «Спектр», встреча и участие в творческом вечере режиссера В. Грамматикова, выезд в «Музей просвещения»),



В результате проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся школы-интерната можно говорить о достижении следующих воспитательных результатов: участвуя во всех вышеперечисленных мероприятиях, воспитанники получили духовно-нравственные приобретения (знания о нормах, правилах и морали, приобрели опыт самостоятельного действия при соблюдении духовных и нравственных ценностей, расширили знания о себе и окружающем мире в целом. Только через воспитательные результаты возможно достижение воспитательного эффекта, то есть всестороннее развитие личности учащегося, воспитание настоящего гражданина своей страны, способного жить полноценной счастливой жизнью и способного создать полноценную семью и правильно воспитать своего ребенка.