выступление на педагогическом совете Формирование самостоятельности у детей

Формирование самостоятельности у детей.

Самостоятельность – волевое свойство личности, способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне.

Ключевые слова- волевое свойство. Рассмотрим, как же формируются волевые способности личности.

1.Умение управлять своим телом2.Умение управлять своими психическими процессами3.Формирование произвольности поведения(психическое новообразование)4.Сила воли5.Самостоятельность

Результаты исследования сформированности произвольной регуляции деятельности учащихся начальной школы.

Класс

Высокий уровень

Средний уровень

Недостаточный уровень

Кол-во человек в классе

1 «а»

75%(3чел.)

-

25%( 1чел.)

4

1 «б»

29% (2 чел.)

43% (3 чел.)

29% (2 чел.)

7

1 «в»

-

40% (2 чел.)

60 % (3 чел.)

5

2 «а»

83 % (5 чел.)

17% (1 чел.)

-

6

2 «б»

83 % (5 чел.)

17% (1чел.)

-

6

3 «а»

-

100% (5 чел.)

-

5

3 «б»

80% (4 чел.)

20% (1чел.)

-

5

3 «в»

100% (6 чел.)

-

-

6

4 «а»

100% (5 чел.)

-

-

5

4 «б» УО

25% (1чел.)

25% (1чел.)

50 % (2 чел.)

4

4 «в» УО

-

33% (1 чел.)

67% (2 чел.)

3

5 «б»

100 % (8 чел.)

-

-

8

Общее кол-во

39 чел.

61%

15 чел.

23%

10 чел.

16%

64

100%

На формирование произвольности поведения у ребенка влияет тип отношения к нему взрослых в повседневной жизни. Произвольность поведения формируется у ребенка также в игровой деятельности (различные игры с правилами- «Морская фигура замри», «Да и нет не говорить», «Съедобное- не съедобное» и т.д.

Рассмотрим как тип отношений взрослых влияет на развитие ребенка и формирование его волевых свойств личности, самостоятельности.

1-й тип отношений родителей с детьми – вседозволенность

Вседозволенность, потакание капризам детей приводит к избалованности (неумение преодолевать трудности, делает только то, что дается без напряжения, родители выступают в роли заложников у такого ребенка, рычаг воздействия на окружающих- агрессия, слезы, драка, истерика). Как следствие у ребенка замедляется развитие произвольности, замедляется психическое ( в том числе и речевое) развития ребенка.

2-й тип отношений родителей с детьми- авторитарность

Жесткая регламентация поведения детей

(строгостью, угрозами, наказаниями родители добиваются слепого подчинения ребенка своей воле)

Дети стремятся быть лучше, умнее всех, у них формируется высокомерное отношение к окружающим, неумение строить отношения ,страх ошибки (т.к. за ошибку полагается наказание)

Трудности в адаптации в детском коллективе, психологические комплексы, эгоизм, неумение социализироваться.

Отношения на основе доверия, уважения, доброты

Предоставление ребенку разумной свободы поведения, исключающей грубость, наглость, неуважительное отношение к другим людям, воспитание заботливого и внимательного отношения к близким, знакомым и незнакомым людям.

Обучение детей при выполнении вместе со взрослыми (и другими детьми) интересных и разнообразных дел. Родители придумывают ситуации, игры, в которых дети самостоятельно ищут решение «трудных» проблем, проявляют фантазию и т.д.

Дети и взрослые- друзья, партнеры, заинтересованные в друг друге и в жизни вообще.

При это происходит психологическая реабилитация самих родителей, детям же обеспечивается интеграции в общество.

Мы можем сделать вывод, что для формирования самостоятельности у детей имеют определяющее значение следующие условия:

Правильный тип отношений взрослых с ребенком — ведет к формированию у ребенка произвольности поведения в соответствии с нормой развития, развитию силы воли и самостоятельности.

Наличие полноценной игровой деятельности (игры с правилами) -помогает ребенку овладеть своими психическими процессами, формирует у него умение самостоятельно регулировать свою деятельность.