выступление Как помочь ребенку преодолеть учебные затруднения

МОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа № 7»

Доклад по теме:

« Как помочь ребенку преодолеть

учебные затруднения»

Семенова

Людмила Евгеньевна

учитель математики

I квалификационной категории

Работа со слабоуспевающими детьми

Неуспевающий ученик-это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень, знаний умений навыков, скорость мышления и выполнение операций, который показывают обучающиеся рядом с ним. Слайд

Проблема школьной неуспеваемости является сегодня очень актуальной. Много детей с самого начала обучения попадают в разряд неуспевающих и на протяжении многих школьных лет несут на себе ярлык отстающих. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

То, что дети не усваивают материал полностью само по себе не так страшно, как страшны негативные последствия, которые сказываются на формировании личности ребенка: Слайд

снижают его самооценку;

смиряют ребенка с неуспехом, неспособностью;

делают его пассивным, равнодушным к учебе, либо негативно настроенным на любое обучение.

Хочется напомнить, что каждый родитель стремится, чтобы его ребенок вырос благополучным, успешным, счастливым человеком. И фундамент такого благополучия закладывается именно в школьные годы. Поэтому очень важно разобраться в причинах неуспеваемости ребенка и сделать все возможное, чтобы школа со своими жесткими требованиями и мерками не закладывала подводные камни в его будущей взрослой жизни.

Сегодня на учеников возложены большие интеллектуальные нагрузки, высокий темп обучения и строгий контроль результатов. Все это ложится непомерным грузом на еще не сложившиеся структуры мозга, обеспечивающие состояние психики.

Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся. Задача учителя: Слайд

создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи);

размыть «позицию неуспевающего»;

повысить самооценку.

Время идет вперед. Мы осваиваем новые технологии. Меняются и дети. Несколько лет назад, можно было дать ученику индивидуальную письменную работу, проверить, задав наводящие вопросы (Веремей Аркадий). Сегодня дав задание можно получить обратно чистый лист. ( Терехин Артем)

Трудности обучения Слайд

ребята невнимательны на уроке, часто отвлекаются на постороннее;

не умеют видеть свои ошибки, отсутствует орфографическая зоркость;

испытывают затруднения при решении математических задач;

постоянно совершают ошибки в письменных работах, пропускают буквы, знаки ;

затрудняются прочитать текст тексты;

очень подвижны, не могут усидеть на месте и т.п.

При подготовке к уроку я выписываю формулы, отдельные фрагменты решения примеров и задач, которые будут использованы во время урока, и начинаю урок с их повторения - это так называемая актуализация прежних знаний. Её можно проводить фронтально; у доски, вызывая учащихся по их желанию; или, когда урок насыщенный — делаю сама. Часто обращаюсь к слабоуспевающим учащимся с вопросами, привлекаю их к повторению пройденного материала, разрешая пользоваться наглядными пособиями. При этом ответы учащихся не оцениваю отдельной оценкой, но учитываю в дальнейшем.

При изложении нового материала, обращаясь к слабоуспевающим учащимся, выясняю степень, понимая ими учебного материала, привлекаю к высказыванию предложений, к выводам и обобщениям.

При проведении практических уроков сначала решаю примеры определенного типа сама с подробным объяснением, потом вызываю к доске желающих трех учащихся из них один из слабоуспевающих. Каждому даю своё задание, подобное разобранному мной. Слабоуспевающим учащимся разрешаю пользоваться тетрадями, стимулирую самостоятельные действия, привлекаю консультантов или сама работаю с ними у доски.

Стимулирую их ответы хорошей оценкой даже за выполнение нескольких однотипных заданий.

Практически на каждом уроке провожу как обучающие, так и проверочные самостоятельные работы небольшие по объёму, цель которых не столько выставление оценок, сколько выявление учащихся, которые что-то не поняли. После того, как учащиеся начали работать, я прохожу по классу и снова подробно объясняю на подобном примере решение тем учащимся, которые не знают, с чего начать. Учащимся с низкой мотивацией напоминаю приемы и способы выполнения задания, разрешаю пользоваться справочными материалом. Бывает так, что на самостоятельную работу остается мало времени, тогда сдать работу на оценку предлагаю только желающим. Остальные должны решить свои задания дома к следующему уроку. Но следующий урок проверяю выборочно у слабоуспевающих учащихся, оцениваю работу.

Какие еще пути и способы работы с неуспевающими детьми я использую: Слайд

-хвалю ребят за маленькие успехи;

- даю творческие задания, (доклады, кроссворды)

- домашнее задание выполненное на альбомном листе;

- для уроков зачетов по геометрии предлагаю оформить мини таблицы

- домашние контрольные работы;

- разнообразный дидактический материал;

-изготовление пособий; (ПЛЮСЫ УЧЕНИК ОБЩАЕТСЯ С РОДИТЕЛЕМ)

-участие во внеклассных мероприятиях; (СТАВИТСЯ ХОРОШАЯ ОЦЕНКА)

- работа с родителями;

Контрольные работы проводятся в двух вариантах из двух уровней сложности, обязательного и дополнительного. Знакомлю с критериями оценки уровня знаний. Слабоуспевающие учащиеся решают уровень, соответствующий обязательным программным требованиям, им разрешается пользоваться справочным материалом, подготовленным самими учащимися. Если контрольная работа написана на «2», то учащейся обязан сделать работу над ошибками, либо сам, либо с моей помощью, а затем выполнить другой вариант.

- работа над ошибками; (иногда использую групповую работу) СЛАЙД

Надо помнить, что нравоучения, нотации не очень действенные средства воспитания педагогически запущенного ребёнка, так как у него давно уже выработалось предубеждение, недоверчивое отношение и по отношению к словам учителя. Это не исключает того, что задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности может принести большую пользу.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.

В процессе контроля над подготовленностью учащихся необходимо:

создать атмосферу особой доброжелательности при опросе;

снизить темп опроса, разрешить дольше готовиться у доски;

предложить учащимся примерный план ответа;

разрешить пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала:

поддерживать интерес к усвоению темы;

чаще обращаться к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;

привлекать их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.;

привлекать к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе самостоятельной работы на уроке:

разбивать задания на части, этапы;

ссылаться на аналогичное задание, выполненное ранее;

напоминать приемы и способы выполнения задания;

указать на необходимость актуализировать то или правило;

ссылаться на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;

инструктировать о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;

стимулировать самостоятельные действия слабоуспевающих;

тщательно контролировать их деятельность, указывать на ошибки.

При организации самостоятельной работы:

выбирать для групп успевающих наиболее рациональную систему упражнений, а не механическое увеличение их числа;

подробно объяснять последовательность выполнения задания;

предупредить о возможных затруднениях, использовать карточки-консультации, карточки с направляющим планом действий.

Методы, применяемые при работе.

Эмоциональные методы мотивации (I):

- поощрение,

- порицание,

-учебно-познавательная игра,

- создание ярких наглядно-образных представлений,

- создание ситуации успеха,

- стимулирующее оценивание,

- свободный выбор задания,

Познавательные методы мотивации (II):

- опора на жизненный опыт,

- познавательный интерес,

- создание проблемной ситуации,

- побуждение к поиску альтернативных решений,

- выполнение творческих заданий,

Волевые методы мотивации (III):

- предъявление учебных требований,

- информирование об обязательных результатах обучения,

- формирование ответственного отношения к учению,

- самооценка деятельности и коррекция,

- рефлексия поведения,

Социальные методы мотивации (IV):

- развитие желания быть полезным отечеству,

- побуждение подражать сильной личности,

- создание ситуаций взаимопомощи,

- поиск контактов и сотрудничества,

- взаимопроверка, СЛАЙД МОТИВАЦИЯ

Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему. Особое внимание следует уделить тому, чтобы не дать закрепиться новым неудачам. Для этого, тренируя волю ребенка, нужно заставлять его доводить начатое дело до конца, не откладывая его на «потом» при первых же ошибках.

Особое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и поощрения отстающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей ученика. Оно должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков (например, нарушений дисциплины, небрежности в работе и т. д.).

Психологи рекомендуют порицание в форме простого удивления учителя по поводу наступившего ухудшения в работе или поведении ученика («Я не ожидал», «Меня очень удивило…» и т. д.).

Немаловажно, каков тон речи учителя в момент порицания. Раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию ученика. Нужно стараться говорить с ним спокойно, доброжелательно и заинтересованно.

Следует обращать внимание и на такие моменты, связанные с получаемой неуспевающим оценкой, как ее подробное обоснование, а также выделение тех критериев, по которым идет оценивание, с тем, чтобы они были понятны самим учащимся. И в заключении СЛАЙД