воспитание трудолюбия в семье

ЭПИГРАФ: « Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание это возможность отыскать для себя труд в жизни».

К. Д. Ушинский

ЦЕЛЬ: обсудить с родителями проблему трудового воспитания в семье.Задачи1. Выявить общие ошибки при воспитании трудолюбия в семье

2. Рассматривая различные житейские ситуации, выработать правила семейной педагогики.

3.Проведение диагностики трудовой деятельности ребёнка в семье.

4. Наметить совместный план воспитательной работы учащихся по трудовому воспитанию.

Подготовительный этап.

1. Анкета для учащихся.

Есть ли у тебя дома постоянные трудовые поручения. Какие.

Выполняешь ли их без напоминания или тебя надо просить.

Поощряют ли тебя родители за выполнение домашних поручений. Как.

Наказывают ли тебя родители за невыполненное поручение.

2.Выстовка поделок учащихся.

ХОД СОБРАНИЯ.

Воспитание трудолюбия — сложный, кропотливый процесс, требующий большого терпения.

Еще в дошкольном возрасте родители, как правило, приучают детей к самообслуживанию. Иногда, некоторая естественная беспомощность дошкольников надолго задерживается в сознании отдельных родителей, и они продолжают опекать не только семилеток, но и детей старшего возраста. Дело доходит до того, что у ребенка нет не только постоянных поручений по дому, но и не сформированы элементарные навыки самообслуживания. Сами того не понимая, родители закладывают в своем ребенке инфантилизм и эгоизм. Ребенок, не подготовленный к труду, неизбежно встретится с трудностями в школе не по причине слабых умственных способностей, а из-за недостатка волевых качеств.

Трудовое воспитание начинается с бытового труда. Безусловно, домашний труд для ребенка - это не радостные развлечения и далеко не все дети выполняют домашние обязанности без напоминания, особенно если в семье один ребенок и его постоянно взрослые пытаются оградить от трудностей.

У младшего школьника должны быть постоянные обязанности, так как это способствует воспитанию у ребенка ответственности и самоуважения. Домашний труд, формирующий трудовые привычки, не должен быть эпизодическим. Трудовые навыки вырабатываются путем постоянных упражнений и повторений. И еще одно важное правило — нельзя наказывать ребенка трудом, у него не должно сложиться убеждение, что труд - это наказание.

Основная задача семьи в трудовом воспитании ребёнка — так организовать уклад жизни семьи, деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие. Но как же претворить в жизни эту нелегкую задачу?Определение цели и задачЦель: Прививать трудовые навыки и самостоятельность у детей.Задачи:1.Выявить общие ошибки при воспитании трудолюбия в семье.2.Рассматривая различные житейские ситуации, выработать правила семейной педагогики.3.Проведение диагностики трудовой деятельности ребёнка в семье.4.Наметить совместный план воспитательной работы учащихся по трудовому воспитанию.1 задание: Вопросы для диспута.1. Как в вашей семье ребенок соприкасается с трудом?2. Значение родительского примера в трудовом воспитании?3. Труд — необходимость или обязанность? 4. Проблема поощрения, принуждения, наказания в семье?2 задание: Разбор ситуации.

Первая ситуация. Вы поручили своему ребенку поливать комнатные растения, а через неделю обнаружили, что они находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, а то и шлепнув его, вы решаете сами следить за растениями. Ваши действия?Результат не замедлит сказаться, одним этим своим действием вы разом нарушили целый свод правил воспитания домашнего трудолюбия.Главное же - правила постоянства и обязательности участия детей в домашнем труде. И еще одно — постоянный контроль порученного дела.

Вторая ситуация.

Вы, опаздывая на работу, попросили вашу дочь вымыть посуду. А вечером обнаружили, что хотя посуда и вымыта, но, очень плохо. И в сердцах бросили: «Такую мелочь тебе доверила, а ты и этого не смогла сделать!» Дети ориентируются не на результат, а на затраченные усилия. Они гордятся своим трудом и, выполняя его, нуждаются в подкреплении, в том числе и в виде оценки полезности сделанного. А тут такой ушат холодной воды на голову! И нарушение двух основополагающих принципов — постоянной подкрепляющей оценки и подчеркивания полезности выполняемых детьми домашних дел.

Третья ситуация. Вы в восторге от того, что ваш ребенок довольно охотно выполняет текущую уборку квартиры — подметает пол, вытирает пыль, вы заодно поручаете ему еще с десяток несложных (с вашей точки зрения) поручений. А через неделю с изумлением обнаруживаете мусор на полу и пыль по всем углам. Вы опять сделали что-то не так? Конечно, вы нарушили принцип постепенности. Круг обязанностей наших детей может быть очень широк, но вряд ли следует в связи с этим идти на перегрузку их домашними делами.

Четвертая ситуация.Во время подготовки к приему гостей вы поручили своему сыну начистить картофель для салата. Все остальные компоненты уже готовы, и вы с нетерпением начинаете посматривать на пыхтящего с ножом в руках ребенка, не выдержав, отбираете у него «инструмент и материал». 

Действуете вы из самых лучших убеждений, чтобы успеть до прихода гостей. Но совершаете, серьезную педагогическую ошибку,  не проявляете терпения. Медлительность детей или их неумение правильно что-то сделать ни в коей мере не должны явиться причиной вашего поспешного вмешательства.Общие ошибки.Распределяя на семейном совете обязанности между членами вашей семьи, вы из самых лучших побуждений  поручаете вашему ребёнку не то, что он просил, а то, что кажется разумным.Результат будет в лучшем случае нулевой, поскольку вы нарушили еще один важный принцип - обязательного учета склонностей и интересов ребенкаГотовых рецептов в воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по-своему, но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость.  Помните простые правила семейной педагогики:• Никогда не давать себе ворчать, ругаться, бранить друг друга и ребенка.• Забывать плохое сразу, помнить хорошее всегда.• Подчеркивать в поведении детей не плохие, а хорошие стороны,активнее поддерживать желание стать лучше.• Показывать ребенку, какой вред он наносит себе и другим своими отрицательными поступками.• Разговаривать с ним целесообразно серьезно, уважительно, глубоко мотивированно.

Проведение анкетирования.Родители заполняют анкету и отправляют в школьный почтовый ящик (сделанный учителем). Анкеты анонимные, для того чтобы родители были более откровенные. Это поможет выявить проблему в трудовом воспитании.Анализ анкет можно сделать на следующем родительском собрании.«Трудовая деятельность ребенка»1. Распределены ли трудовые обязанности по обслуживанию семьи?(Да, нет.)2. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?(Да, нет, постоянные, эпизодические, не имеет)3. Как относится к их выполнению ребенок?(Выполняет охотно, пассивен, уклоняется).4. Поощряете ли ребенка за выполнение трудовых поручений. (Да, нет, иногда)5. Наказываете ли за невыполнение?(Да, нет, иногда)6. Привлекаете ли ребенка к совместной работе?(Да, нет, иногда)7. Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребенка? Заключительное слово.

Воспитание привычки к труду — дело хлопотное. Родителям не приходится ждать легких и быстрых результатов. Прежде всего, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью, напряжением.

Уважаемые родители, хочется вам пожелать терпения и успехов в воспитании трудолюбия у ваших детей.

Спасибо всем за сотрудничество и за плодотворную работу и на память о нашей совместной работе, я хочу вам подарить буклеты с рекомендациями для родителей «Как делать замечания» (Приложение №1).

Решение собрания:1. Определить детям постоянные трудовые обязанности, которые будут им по силам.2.Неприбегать к наказанию трудом.3.Приучать детей к бережливости, учить оценивать и свой, и чужой труд.4.Воспитывать у детей уважение к любому труду, необходимому людям.5.Принять активное участие в совместной воспитательной работе по трудовому воспитанию учащихся.Рекомендации для родителей:  Как делать замечания.Прежде чем сделать замечание, поставьте перед собой следующие вопросы. В каком состоянии сейчас нахожусь?Чего добьюсь своим замечанием?Хватит ли времени, чтобы не только отругать, но и разъяснить, почему нельзя делать то или иное?Не явится ли мое замечание «сто первым по счету»?Хватит ли у вас на все это выдержки и терпения? Если нет, не делайте замечания.Используемая литература: 1.Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – Хабаровск, 1989.2.Воспитание детей в современной семье. /Под ред. П. Фролова. – Белгород, 1993.3.Диалоги о воспитании /книга для родителей/. – М., 1995.4.Каприлова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980.5.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.6.Минтаян А.А. Потребительское поведение семьи. – М., 1989.7.Мудрость воспитания: Книга для родителей. – М., 1989.8.Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека. – М., 1992.9.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М., 1987.10.Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье. – Минск, 1982.11.Хямяляйнен. Воспитание родителей: Концепция, направление и перспектива. – Пер. с финск. – М., 1993.12.Януш Корчак, Как любить детей. – Хабаро