воспитание по Монтессори

«Любовь же человека к человеку — чувство гораздо более нежное и притом настолько простое, что не составляет привилегии какого-нибудь особенно подготовленного в духовном отношении класса, а доступно любому человеку. Учителю необходимо проникнуться этим «духом ученого» и стать наблюдателем человека»

Мария Монтессори

К родителям

В данный момент вы стоите на пороге знакомства с принципами педагогической системы Монтессори. Многие из Вас уже знают что-то о методах Марии Монтессори, а некоторые родители впервые прочитают о них.Окрыленные статистикой и описанием удивительных достижений развития ребенка по Монтессори, многие родители захотят отдать своего ребенка на воспитание в школу или детский сад Монтессори. Мы хотим помочь Вам определиться, описав положение Монтессори образования и воспитания в современной России, а также объективно раскрыв недочеты Монтессори программ.Начиная с 90-х годов прошлого века методика Монтессори постепенно проникала в Россию вначале в виде пособий и материалов, затем начали открываться детские учреждения и школы подготовки Монтессори педагогов. В настоящее время, при фактическом наличии большого количества Монтессори-школ, юридически их в России, как бы не существует. Отсутствие государственной поддержки отрицательно сказывается на качестве российского Монтессори-образования. Квалификация педагогов, сертификация Монтессори-материалов подчас бывает весьма сомнительной.

Совет первый:

Перед тем, как определить ребенка в детский сад или школу Монтессори, проверьте лицензии педагогов, особенно иностранных, ведь зачастую к нам в страну приезжают дилетанты и даже мошенники, пользующиеся ментальным пиететом русских граждан ко всему заграничному. Запомните, что настоящие пособия и игры Монтессори сделаны только из натуральных и высококачественных материалов, поэтому банальное «опасайтесь подделок» в этом случае особенно актуально.

Совет второй:

В части  данной статьи под названием Плюсы и минусы системы Монтессори — вы прочитаете подробное их описание. Прежде чем доверить воспитание Вашего ребенка приверженцам какого-либо педагогического метода, посоветуйтесь с врачами и психологами. Каждому ребенку нужна своя индивидуальная программа развития. Остутствие в методике Монтессори важнейшего развивающего направления воспитания ребенка — Развития творческих способностей детей, требует разумного и искусного сочетания различных систем развития и образования. Если Ваш ребенок проявляет музыкальную одаренность, обратитесь к методике Виноградовой или Кирюшина, если ребенок хорошо рисует — методика Гмошинской подойдет ему как нельзя лучше.Существует очень много различных педагогических методик по развитию детей. Главное не забывать про главную цель воспитания — учитывать индивидуальность малыша, стараться не делать из него чемпиона и вундеркинда, не перегружать его, совершенствовать данные ему природой таланты и способности. Готовьте своего ребенка к постижению мира, воспитывайте свободного, самостоятельного и успешного человека!

 

 

Основные принципы методики Монтессори

 

Основные принципы и положения методики Монтессори состоят в следующем:

- Обучение в форме игры и самостоятельная работа над упражнениями

- Внимательный и индивидуальный подход к каждому ребенку

- Дети развиваются каждый в своем ритме, самостоятельно подбирают дидактические игрушки и регулируют продолжительность занятий

- Создание специальной развивающей среды Монтессори, где дети могут и хотят проявлять свою индивидуальность

- Роль педагога по методике Монтессори не обучать, а руководить самостоятельной деятельностью ребенка

- Ребенку позволяется самому найти и исправить свои ошибки

- Материалы и методика Монтессори помогает развивать память, внимание, творческое и логическое мышление, воображение, речь и моторику

- Коллективные Монтессори игры и занятия помогают освоить навыки общения, бытовой деятельности, развивают самостоятельность детей

 

Мария Монтессори — биография и деятельность

 

Мария Монтессори родилась в 1870 году,  31 августа в маленьком итальянском городке Чиаравалле. Мария была единственной дочерью в семье Рейнильды и Алессандро Монтессори. Мать Рейнильда происходила из старейшего рода итальянской профессорской элиты Стопани. А ее отец Алессандро занимал высокий пост в государственном аппарате Италии.

Родители Марии Монтессори воспитывали дочь в любви и заботе. Они старались делать для девочки все возможное, чтобы она могла реализовать себя в будущем, как личность. Это было не совсем обычно для положения и образования девушки в католической строгой Италии.

Девочка росла дисциплинированным и старательным ребенком. Учеба в начальной школе давалась ей легко. В особенности Мария Монтессори полюбила математику. Даже идя в театр, девочка брала с собой учебники. Она в полутьме решала примеры и откровенно радовалась собственному оригинальному решению задач.

 

 

В 12 лет Мария Монтессори стала первой девушкой, принятой в техническую школу для юношей благодаря своим неординарным способностям. В школе она боролась с подавлением личности учащихся, что не мешало ей успешно заниматься. Мария увлекалась естествознанием и анатомией. Она мечтала стать детским врачом. В Италии той эпохи это было практически невозможно. Медицина была целиком мужской привилегией.

Но упорное желание и блестящее окончание школы дало свои плоды. Мария Монтессори, первая из итальянских женщин, получила диплом врача. Она вела частную практику при университетской клинике. В клинике она впервые столкнулась с ограниченными возможностями у детей. Эти дети были предоставлены самим себе, ими никто не занимался. Окружающая обстановка не способствовала побуждению этих детишек к полезным и активным действиям.

Наблюдения за детьми с ограниченными возможностями стало отправным пунктом педагогической системы Монтессори. Мария видела необходимость создания развивающей среды, наполненной всевозможными знаниями об окружающем мире, где ребенок получит возможность пройти свой путь в реальную цивилизованную жизнь.

Мария Монтессори полностью отдавала себя изучению проблем детей с ограничениями в развитии, штудировала труды французских врачей-психиатров Гаспара Итара и Эдуара Сегена. Она поняла очень важную вещь, что отставание в развитии и даже слабоумие у детей — это проблема скорее педагогическая, чем медицинская. Такие проблемы необходимо решать не в клиниках, а в школах и детских садах.

В 1904 году, получив в свое распоряжение кафедру антропологии в Римском университете, Мария Монтессори проводит педагогические и психологические исследования, изучает влияние природной среды на умственное развитие детей. В этот период были сформулированы основы ее собственного педагогического метода — метода Монтессори. Разработка системы Монтессори началась с описания методики обучения детей чтению и письму. То, что «письмо первично», сделало настоящую революцию в системе дошкольного воспитания.

 

 

А у Марии Монтессори начался новый этап научных изысканий. Она работает со здоровыми детьми и составляет методику их развития.

В 1898 году у Марии Монтессори рождается мальчик.

Она не вышла замуж за отца ребенка и поэтому отдала своего сына в интернат. Мария чувствовала, что ее миссия на этой земле — это развитие и здоровье чужих детей.

В 1907 году, в январе месяце открыл свои двери первый «Дом ребенка», работающий по системе Монтессори. Сама Мария возглавила в Доме детский сад, где находились одновременно дети разных возрастов. Дети под руководством Марии Монтессори развивались при помощи сенсомоторного материала, разработанного по методу Монтессори. Они занимались с концентрацией и огромным удовольствием. Дружеская атмосфера, в которой жили и воспитывались дети, развивала позитивное коммуникативное поведение и живой интерес к познанию мира.

Метод Монтессори начал активно внедряться в жизнь начиная с 1909 года. Мария Монтессори открывает курсы по обучению педагогов разных стран своей системе. В те годы состоялось знакомство с Марией нашей соотечественницы Юлии Фаусек. Педагог и психолог Ю. Фаусек в 1926 году открыла первый в России монтессорианский детский сад.

Во время второй мировой войны Мария Монтессори и ее сын оказались в Индии. Семь лет пребывания на востоке не прошли даром. В Индии открыли двери тысячи школ и детских садов, работающих по методике Монтессори.

 

 

1929 год ознаменовался основанием Международной Монтессори Ассоциации (АMI), где Мария работала вместе с сыном. После смерти Марии Монтессори в 1952 году Ассоциацию Монтессори возглавил ее сын Марио, затем внучка Ренильда. AMI успешно продолжает свою деятельность и в наши дни. Руководит Ассоциацией Монтессори в настоящее время Андре Роберфройд (Andre Roberfroid). Система Монтессори работает по всему миру.

Мария Монтессори умерла в 1952 году 6 мая на 82 году жизни. До последнего дня она работала над совершенствованием собственной системы. Похоронена Мария на католическом кладбище в городке Нордвиг.

 

Метод Монтессори — суть системы

Свобода!

Ключевое слово метода Монтессори — Свобода!

Неудивительно, что идеологи тоталитарных режимов, такие, как Гитлер, Сталин, Муссолини и другие с ненавистью относились к педагогической системе Марии Монтессори. При их правлении издавались приказы о закрытии школ и детских садов Монтессори, начинались гонения на Монтессори-педагогов, в первую очередь преследования коснулись самой Марии Монтессори, которая скрывалась от итальянского фашистского режима сначала в Голландии, а затем долгие семь лет провела с сыном Марио в Индии, продолжая работать и развивать свою методику.

 

Цель метода Монтессори — воспитать независимого, свободного, самостоятельно мыслящего, умеющего принимать и нести ответственность за свои решения человека!

 

Уникальная система Монтессори по развитию ребенка с задержкой развития помогает научить детей правильно говорить посредством тренировки мелкой моторики пальцев. Специальные пособия и игры способствовали всестороннему познанию такими детьми окружающего мира. Материалы и упражнения метода Монтессори учат умственно отсталых детей читать, писать и считать. Работая по методу Монтессори, дети с ограниченными способностями догоняют и перегоняют своих сверстников из обычных школ.

Мария Монтессори обратила свое внимание на здоровых детей в тот момент, когда поняла, что они отстают в развитии от ее нездоровых воспитанников.



Для обычных детей была создана Монтессори-среда.

 

Монтессори среда

 

Монтессори-среда — это активно развивающее пространство, где нет места случайным элементам и деталям. У каждого предмета есть строго определенная функция. Мария Монтессори выдворила из классов парту! Парта ограничивает не только движения детей, но и их познавательное развитие.

В Монтессори-классах парты заменяются небольшими столиками и ковриками, которые сам ребенок способен перемещать в любе удобное для него место.

Золотой материал Монтессори — это выбранные в процессе длительных и тщательных эспериментов пособия и материалы, которые дают потрясающие результаты развития и воспитания детей.

 

Методика Монтессори

 

Главное  в системе Монтессори — это не материалы и пособия. Самое главное — его величество Ребенок, неповторимый и уникальный! Как же у Марии Монтессори получалось обучать по сорок детей  индивидуальным программам? Она позволила каждому ребенку разработать самому свою собственную индивидуальную программу обучения. Дети выбирали когда, как и чем они будут заниматься в созданной педагогами среде.

Система Монтессори дает ребенку свободу выбора — он решает сам, будет ли он читать, сажать цветы, считать или стирать.

Но тем не менее свобода каждого ребенка в Монтессори-среде ограничена свободой коллектива. Принцип демократии действует в системе Монтессори — дети знают, что они не должны мешать друг другу шумом и беготней. Каждый ребенок убирает за собой грязь и лужи, ставит материалы на полки, чтобы следующая группа могла заниматься в комфортной обстановке.

 

Плюсы и минусы системы Монтессори

Помимо неоспоримых позитивных результатов методики Монтессори есть и некоторые минусы, выявленные на основе огромной и долгой практической деятельности системы Монтессори.

Основной минус — это то, что на фоне потрясающего развития аналитики, логики и мелкой моторики, то есть того, что контролируется левым полушарием мозга — развитию правого полушария, отвечающего за творческое развитие и познающего мир в целом,  внимания практически не уделяется.

Творческие игры считаются бесполезными, система Монтессори полагает, что эти игры даже тормозят интеллектуальное развитие ребенка. В Монтессори-среде дети, занятые развивающими интеллектуальными играми, банально не успевают просто поиграть в пятнашки и кукол.

Многолетние исследования педагогов и психологов доказывают, что без ролевой игры невозможно правильное эмоциональное, а также интеллектуальное развитие.

Метод Монтессори достаточно категорично отвергает детское художественное творчество, такое, как рисование и танцы. Идеологи Монтессори-педагогики заявляют, что «…детские «каляки-маляки» есть свидетельство духовного и мышечного хаоса ребенка… Дети в своем незрелом творчестве уходят в фантастический мир, призывающий замкнуться и уйти от реальных проблем жизни. Это сродни галлюцинациям наркоманов и нисколько не напоминает содержательное творчество…»

С чтением книг у системы Монтессори тоже непростые отношения. Чтение, как считают Монтессори-педагоги, должно приносить практическую и реальную пользу — развивать речь, расширять кругозор, помогать познавать этот мир. При таком отношении к литературе, дети никогда не поймут самого важного, для чего и создаются настоящие художественные литературные произведения — это внутренний диалог с самим собой, сопереживание, самопознание.

Эмоциональное развитие детей опять-таки, к сожалению, отодвигается системой Монтессори на задний план.

Еще один немаловажный момент — методика Монтессори в ее чистом виде подходит далеко не всякому ребенку. Аутисты как правило замыкаются, «уходят в себя». Гиперактивные, трудно контролируемые малыши, чувствуют себя в системе Монтессори некомфортно. Творчески одаренные дети, с доминирующим правым полушарием, будут в системе не востребованы, способ познания мира по Монтессори будет им непонятен и чужд.

И все же Монтессори-педагогика на практике и со всей очевидностью доказала всему миру, что она приносит свои позитивные неоспоримые результаты.

Домашнее воспитание по методике Марии Монтессори

Нужно также учитывать, что метод Монтессори, рассчитанный на применение воспитания детей в коллективе, можно использовать и в домашнем воспитании ребенка. Есть полезные рекомендации организации развивающей Монтессори-среды в домашних условиях. Известные многим «Рамки и вкладыши» Монтессори являются очень полезным развивающим пособием для детей.

Ненадолго остановившись на объективных исследованиях некоторых перекосов системы Монтессори, мы не можем не признать, что главное слово Монтессори «Свобода«, свобода образованного и мыслящего человека, отвечающего за себя и свои поступки, уважающего права и свободы других людей!

Воспитать такую свободу непросто. Современная педагогика и детская психология предлагает умелое сочетание лучших основ метода Монтессори с другими актуальными методиками развития ребенка.

Мария Монтессори говорила: «Посмотрите на ребенка, он уникален и неповторим, он от природы наделен большими возможностями и жаждой познания. Уважайте право малыша быть самим собой, создайте для него развивающую среду. Мягко и тактично направляйте его на пути познания, наполняйте его день радостными открытиями и озарениями!»

 

 

Монтессори детский сад

 



В детских садах, работающих по методике Монтессори уделяется повышенное внимание обучению детей навыкам самообслуживания. Дети, умеющие быстро зашнуровывать обувь, застегивать и пришивать пуговицы, помимо бесценного опыта ответственности и самостоятельности развивают именно те мышцы, которые необходимы для овладения письменной речью.

Воспитанники детских садов Монтессори учатся читать на волшебных сказках. Метод Монтессори рассматривает именно сказки, как необходимый ребенку источник пополнения словарного запаса и изучения элементов фольклора.

Главный и категорический запрет во всех детских садах Монтессори — такое привычное у нас «сюсюкание с ребенком». Этот недостойный прием развивает в детях инфантилизм и полную безответственность.

Существует несколько основных положений в изучаемой детьми-дошкольниками программе по методу Монтессори:

«Порядок в отношении людей к предметам» — на стуле сидят, за столом едят, чай пьют из чашки, а сок из стакана…

«Порядок в окружающей среде» -  одежда в шкафу, игрушки в ящике, посуда на кухне, собака на коврике…

«Порядок во времени» — режим дня и хронология различных событий жизни

«Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку» — учит строить не зависящие от настроения отношения  с людьми, а также выполнять соответствующие возрасту требования взрослых — ведь порядок внешний и порядок внутренний теснейшим образом взаимосвязаны.

 

Школа Монтессори

 

В Монтессори-школе нет традиционного разделения детей по классам. В каждой группе учатся дети разных возрастов. Новичок, придя впервые в школу, смотрят на старожилов и на их примере с легкостью усваивает правила поведения Монтессори-среды. Старшие учат младших играть в обучающие программы, помогают освоить чтение и письмо. Что же остается педагогу, если дети сами учат друг друга? Учитель Монтессори внимательно наблюдает за детьми и вмешивается в процесс только тогда, когда к нему обращаются за помощью или он видит, что его поддержка необходима.

Монтессори-класс делится на пять тематических пространств:

Практическая жизнь - ребенок здесь учится обслуживать себя и помогает одноклассникам( приготовление пищи, стирка, глажка, чистка обуви)

Сенсорное развитие - с помощью развивающих материалов ребенок учится различать предметы по их признакам ( развитие тактильных ощущений, обоняния, слуха и зрения)

Математическая зона — при помощи специальных пособий ребенок осваивает понятие количества, его связь с символом, учится производить математические операции

Языковая зона — ребенок обучается чтению и письму

- Космическая зона ( название появилось во второй половине XX столетия) — ребенок получает представление об окружающем мире, взаимодействии предметов и явлений, истории и культуре народов

 

 

Материалы и игры Монтессори

 

Все Монтессори-материалы потрясающе наглядны и конкретны. Они позволяют детям на основании своего опыта прийти к пониманию, что дважды два четыре, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, что в сотне десять раз по десять.

Для ребенка Монтессори-материалы — это ключ к окружающему миру, помощник для упорядочивания впечатлений о мире. Благодаря им дети упражняют свои физические и духовные функции, учатся понимать природу и ориентироваться в ней.

Через самостоятельную работу с материалами Монтессори дети учатся ставить цели и искать пути их достижения.

Через внешнюю и формативную притягательность материалов ребенок начинает интересоваться вещами. У него появляется внутренняя мотивация познавательного развития.

Монтессори-материалы — это синтез учебных пособий и развивающих игр. Все изготовлено из натуральных материалов, а дизайн не меняется вот уже 100 лет.

Стоят настоящие Монтессори-материалы достаточно дорого, потому что сложны в изготовлении и сделаны из ценных пород дерева.

 

Вот основной список материалов-Монтессори:

 

Сенсорное развитие

 

Рамки с застежками — навыки одевания

 

Коричневая лестница — учит различать измерения (тонкий, тоньше, самый тонкий и так далее)

 

Розовая башня — учит различать величины (большой, маленький, меньше, самый большой и так далее)

 

Красные штанги — учат различать величины по длине ( короткий , короче, самый длинный и так далее)

 

Блоки цилиндров - четыре набора с девятью цилиндрами. Учат развивать мелкую мускулатуру рук при письме, навыкам счета и умению различать цвета

 

 

Развитие речи 

 

Буквы, вырезанные из песчаной бумаги и металлические вкладки -  помогают по ассоциациям узнавать буквы, готовят к чтению и письму

 

 

Математическое развитие

 

Красно-синие штанги - учат первичным основам счета ( сложение, вычитание, умножение и деление)

 

Коробка с веретенами — обучают счету и дают понятие количества



 

Золотые бусины — развивают навыки счета и основных математических функций

 

Геометрические тела — развивают зрительное и тактильное знание геометрических форм