вопросы к зачету. культура речи и до.

1. Культура речи и культура общения. Аспекты изучения.2. Русский язык как государственный. Законы о языке.3. Специфика и взаимоотношение понятий язык и речь.4. Литературный язык. Норма и кодификация.5. Нелитературные формы существования языка.6. Литературный язык и язык художественной литературы.7. Понятие нормы. Вариативность и историческая изменчивость норм.8. Ортологические словари русского языка.9. Система норм современного русского языка.10. Орфоэпические нормы русского языка.11. Грамматические нормы русского языка.12. Лексические нормы. Точность, чистота и богатство речи.13. Специфика коммуникации в различных сферах общения. Речевой этикет.14. Функциональная дифференциация современного русского литературного языка.15. Особенности и жанровые разновидности научной речи.16. Языковые особенности деловых бумаг и документов.17. Культура делового общения.18. Особенности публичной речи. Выразительность как неотъемлемое качество ораторского выступления.19. Подготовка и произнесение речи. Оратор и аудитория.20. Риторика как наука об искусстве речи.





Вопросы для самоконтроля1. Перечислите коммуникативные качества хорошей речи. Какое место среди них занимает правильность речи? Может ли речь быть правильной, но неточной или правильной, но неуместной? 2. Как соотносятся понятия «национальный русский язык» и «русский литературный язык»? 3. Равнозначны ли понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы»? В каких случаях употребляется книжная лексика?4. Является ли просторечие частью русского литературного языка? Почему?5. Какие функции в языковом общении выполняют говор и жаргон?6. Каковы преимущества литературного языка перед говором (диалектом) и жаргоном (сленгом, арго)?7. Когда русский язык стал государственным языком? Что означает для языка статус государственного?8. Что отличает норму литературного языка от норм диалектных и жаргонных?9. Какие пометы различают варианты в пределах нормы?10. Почему норма относительно устойчива? В чем проявляется историческая изменчивость нормы?11. Какие нормы в русском языке самые подвижные?12. В чем отличие между «старшей» и «младшей» орфоэпическими нормами?13. Чем отличается лингвистический словарь от энциклопедического?14. Какую информацию о слове дают специальные лингвистические словари: орфоэпический, орфографический, толковый, фразеологический? Какие еще специальные лингвистические словари Вы знаете?15. Является ли нормативным «Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля?16. Какие ресурсы русского языка обеспечивают богатство речи?17. Перечислите известные Вам виды тропов и риторических фигур. Каким коммуникативным качеством они наделяют речь? 18. Каким образом интонация влияет на смысл высказывания; на выразительность речи?19. Чем отличается заимствованное слово от варваризма? Почему заимствованные слова следует использовать осторожно?20. Что такое этикетные формулы? Вспомните этикетные формулы, оформляющие одну ситуацию в разных сферах общения.21. В чем состоит специфика русского национального речевого поведения в разных сферах общения? Можно ли найти аналог словам «мадам» и «мадемуазель» в русском языке?22. Как отразились исторические изменения на особенностях русского речевого этикета? Какие проблемы речевого общения Вы наблюдаете в современной России?23. По какому признаку дифференцируются стили современного русского литературного языка?24. Выделение какого стиля вызывает споры в среде языковедов?25. Перечислите жанры научного стиля и особенности их композиции.26. Что такое стандарт применительно к тексту? Охарактеризуйте научный и деловой стили по степени стандартизованности. В соответствии с каким ГОСТом нужно оформлять библиографический список?27. Какие предлоги характеризуются официально-деловой окраской? Каким образом они помогают при построении документа?28. В чем состоит специфика использования личных местоимений в деловой и научной речи?29. Какими способами достигается точность деловых бумаг и научных произведений?30. Перечислите реквизиты разных типов документов. Как влияет жанр делового текста на состав и расположение реквизитов?31.Какими качествами должен обладать оратор?32. Назовите этапы подготовки к выступлению.33. Что должен знать оратор об аудитории? Какими способами он может наладить контакт со слушателями? 34. Прекрасным оратором-импровизатором своего времени был А.В. Луначарский. На вопрос, как это ему удается так легко выступать, он ответил фразой: «Я готовился к этому всю жизнь». Фраза стала афоризмом. Как Вы его понимаете?35. Перечислите основные принципы речевой коммуникации.