в тетрадь

КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Дисциплина:

Практическое занятие:

Тема:

«Профессиональный русский язык»

№ 1-4

ПРЯ. Основные функции и сфера его употребления.

Функционально-смысловые типы ПР

Языковые особенности ПР

Лексика ПРЯ

Факультет:общей гуманитарной подготовки (ФОГП)

Семестр:второй

Учебный год:2013-2014

Кол-во кредитов:2

Преподаватель:ассоц. проф.Нурмахова Жамиля Кдырбаевна

А. Определите, в какой области возможно использование данных терминов; запишите их, распределяя по областям знания. Используйте слова для справки.

Апсидальная плоскость, абиссаль, конгломерат, турбобур, терригенный, константа, коэффициент, вектор, неоген, венд-кембрийский рубеж, техногенез, литосфера, атмосфера, конструкция, каркас, свая, перекрытие, цоколь, адгезия, теодолит.

Слова для справки: геология, математика, геологоразведочное бурение, строительство, биология, геодезия

Б. Запишите несколько терминов со стандартными элементами: -мер, -фон, -лет, -дром,-бур.

Обратите внимание: В русском языке существуют следующие способы образования терминов:

С помощью суффиксов от глаголов

1) — ение / — ание

бурить — бурение, сжигать — сжигание

2) -уч, -юч

гореть – горючий

3) -к

резать — резка

4) нулевой суффикс

разломать – разлом

С помощью суффиксов от прилагательных

- ость

Плоский — плоскость

Путем сокращения слов

СНиП, ЕНиР, ПТС

Путем сложения основ

турбобур

Укажите суффикс, с помощью которого образован каждый из приведенных ниже терминов; запишите слова, от которых они образованы.

Искривление, заболоченность, калибровка, месторождение, межгорная впадина, гипсо-соленосный, гороскладкообразование, лагуно-континентальный режим, каменноугольный, нефтегазоносный, золоторудный, разрез, рельефообразование, обоснование, разведка, поиск, смятие, перерыв, разлом, прогиб, погружение, протяжённость, намагниченность, запись, слоистость, выветривание, скопление, спайность, прозрачность, магнитность, расплав, пластичность, излом.

Обозначьте приставку, с помощью которой образован термин; запишите слово, от которого он образован.

Регрессия, трансгрессия, регенерация, синхронный, диахронный, дивергенция, инволюция, революция, дегенерация, деградация, алогичный, диатомовый, конвергенция, асейсмичный, дислоцировать, деформация, реорганизация.

5. Обозначьте части слова. Запишите слова, от которых образованы данные термины.

Глиномешалка, гидроциклон, труборазворот, турбобур, породоразрушающий, золотоносный, микроклимат, месторождение, нефтегазоносный, осадконакопление, мелководный, грубозернистый, минералообразование, общепланетарный, самородный, породообразующий, многогранник, электропроводность, грубообломочные, мелкообломочные, водопоглощаемость, водопроницаемость, скрытокристаллический, тонкозернистый, миндалекаменная, осадконакопление.

6. Определите значение слов, опираясь на значение отдельных частей слова. В случае затруднения используйте словарь терминов или таблицу словообразовательных элементов (см. Приложение).

Гидросфера, радиоактивный, экзогенный, прото-планетный, дислоцироваться, регрессия, циркуляция, дифференциация, экология, субаэральный, корреляция, хроноинтервал, эндотермический, экзотермический, талассократический, регрессия, трансгрессия, неокатастрофизм, архаичный, деформация, квазиплатформы, термолюминисценция, геотермический, геоантиклиналь, геосинклиналь.

7. Используя данные таблицы (см. приложение № 1), объясните происхождение названий современных наук, продолжите ряд своими примерами.

Геология, палеонтология, стратиграфия, петрография, кристаллография, геохимия, гидрогеология, геокриология, экология, геотектоника.

8. Многие термины иностранного происхождения имеют соответствие на русском языке. Найдите синонимичные пары.

Адаптация

Амбивалентный

Аномалия

Ассимиляция

Деградация

Дивергенция

Дислокация

Регенерация

Идентификация

Континент

Конгломерат

Профиль

Эволюция

Восстановление

Приспособление

Вид сбоку, направление

Ненормальность

Ухудшение

Расхождение

Отождествление

Материк

Двойственный

Скопление

Развитие

Местоположение

Уподобление

9. Подберите примеры терминов, имеющих отношение к вашей специальности, в составе которых имеются интернациональные словообразовательные элементы. Определите их значение и происхождение.

10. Задайте вопросы к предложениям. Отвечайте на вопросы, употребляя синонимы вместо выделенных слов.

1. Эволюция жизни на Земле продолжается в течение миллионов лет. 2. Адаптация в новой среде часто протекает сложно. 3. Дислокации, как и точечные дефекты, могут перемещаться по кристаллической решётке. 4. Наличие определенных признаков позволяет идентифицировать минерал. 5. При глобальном потеплении климата мерзлота деградирует. 7. Необходимо сравнить выделенные аномальные области, зоны и отдельные аномалии с геологической картой участка.

11. Замените выделенные слова русскими синонимами. Используйте словарь терминов.

Осадочные породы, являющиеся нефтяными коллекторами, формировались, в основном, в водных бассейнах.

В процессе тектонических вертикальных перемещений горных пород (коллекторов нефти и газа) и позднее углеводороды мигрировали в повышенные части пластов, где происходило распределение жидкостей и газов в зависимости от плотности.

При распределении жидкостей и газов вода вытеснялась нефтью и газом не полностью, так как основные минералы, входящие в состав нефтесодержащих пород, гидрофильные.

При эксплуатации нефтяных и газовых месторождений в пористой среде движутся нефть, газ, вода или, скажем, их смеси.

При бурении на нефть и газ порода разрушается буровыми долотами, а забой скважин обычно очищается от выбуренной породы потоками непрерывно циркулирующей промывочной жидкости (бурового раствора)

Значения пластового аномально высокого давления могут существенно различаться в разных регионах.

12. Найдите антонимичные пары

Экзогенный

Регрессия

Архаичный

Эволюция

Периферия

Конвергенция

Естественный

Глубоководный

Микросейсмический

Поликристалл

Геоантиклиналь

Циклон

Прогрессия

Макросейсмический

Современный

Искусственный

Мелководный

Монокристалл

Центр

Дивергенция

Революция

Антициклон

Эндогенный

Синклиналь

13. Подберите антонимы к словам.

Адекватный – …, логичный – …,симметрия – …,организация – …,баланс – …,ассимилировать – …, верхнедевонский —…, позвоночные – …, высокогорный – … макропланктон – …,моновариантный – …,макрорельеф – …, синеклизы – …

14. Замените выделенные слова антонимами.

Схема расчленения докембрия по сравнению с соответствующей схемой фанерозоя выглядит весьма примитивно.

На раннем этапе своего развития Земля была сравнительно холодной и тектонически пассивной планетой.

Котловины окраинных морей располагаются по периферии Тихого океана.

Погружение земной коры компенсируется интенсивным накоплением осадков.

Из позвоночных животных в морях каменноугольного периода доминирующее положение занимали рыбы.

Как известно, растения обладают способностью к поглощению и накоплению солнечной энергии в ходе эндотермических реакций.

В основу филогенетического метода положен прогресс эволюции.

КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Дисциплина:

Практическое занятие:

Тема:

«Профессиональный русский язык»

№ 5

Терминологическая система РЯ

Факультет:общей гуманитарной подготовки (ФОГП)

Семестр:второй

Учебный год:2013-2014

Кол-во кредитов:2

Преподаватель:ассоц. проф.Нурмахова Жамиля Кдырбаевна

1. Прочитайте. О чём сообщается в данных параграфах? Отвечайте с помощью конструкции: сообщается о том, как + инф.

Бурение разведочных скважин

Методические основы расчета колонны бурильных труб

Проектирование буровых машин и механизмов

Контроль и автоматизация технологических процессов при бурении геологоразведочных, нефтяных и газовых скважин

Разработка нефтяных и газовых месторождений

Эксплуатация нефтяных и газовых скважин

Сбор и подготовка продукции нефтяных скважин

2. Образуйте от данных глагольных словосочетаний именные (следите за возможным изменением падежа зависимого существительного).

Модель: бурить скважину – бурение скважины.

1) 1. разрабатывать месторождения – … 2. подготовить – … 3. оценить перспективы – … 4. очищать сточные воды – … 5). проходить скважину – …; 6) перевозить нефть – …

2) 1. находить решение – … 2. предотвратить аварию – … 3. рассмотреть вопрос – … 4. изложить факты – … 5. освоить месторождение – …

3) 1. участвовать в дискуссии – …

4) 1. руководить работой – … 2. сотрудничать с компанией – …

3. Информацию данных сочетаний передавайте с помощью предложений, предикатами которых будут глаголы или краткие пассивные причастия. Выполняйте в быстром темпе.

Модель: изучение вопроса вопрос изучается; вопрос изучен.

Анализ информации

Изучение вопроса

Проведение экспериментов

Учет данных

Использование данных

Обработка данных

Установление закономерностей

Уточнение значения

Отражение волн

Расширение экономических связей

Повышение температуры

Изучение геологии

Извлечение горных пород

Снижение сопротивления

Применение геофизических методов

Углубление забоя

Протекание процессов

Вращение Земли

Создание системы

Усложнение задач

Оценка перспектив

Обоснование результатов

Расшифровка строения

Обнаружение связей

Ограничение возможностей

Устранение ошибок

Совершенствование программ

Составление схемы

Сжигание топлива

Удаление грунта

Вскрытие пластов

Оседание поверхности

Освоение участков

Выбор объектов

КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Дисциплина:

Практическое занятие:

Тема:

«Профессиональный русский язык»

№7

Грамматика ПРЯ. Предлоги и их значение

Факультет:общей гуманитарной подготовки (ФОГП)

Семестр:второй

Учебный год:2013-2014



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст