в помощь классному руководителю_4979

Круг обязанностей классного руководителя

Основная функция классного руководителя – организаторская, в основе которой лежит способность к культурному саморазвитию и творческому сотрудничеству с детьми и взрослыми. Профессионально значимые качества для классного руководителя:

•    педагогический профессионализм;•    коммуникабельность;•    организаторские умения и навыки;•    высокая духовная культура.

1.    Общие положения.

•    Классный руководитель 5-11 классов назначается приказом директора школы из числа учителей, работающих  в этом классе.•    С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создается методическое объединение.•    Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет зам. директора школы по воспитательной работе.

2.    Организация жизнедеятельности классного коллектива. Создание комфортных условий для обучения и развития личности в  классном коллективе.       Классный руководитель:

•    Организует учебно–воспитательный процесс в классе:Регулярно контролирует посещаемость учебных занятий учениками класса, ведет учет пропусков в классном журнале; посещает уроки в своем классе; проводит работу с учителями-предметниками, направленную на улучшение качества успеваемости учащихся (регулярно проверяет дневники; анализирует текущие и итоговые оценки); осуществляет контроль за соблюдение учащимися дисциплины; следит за внешним видом учащихся класса; ведет работу по обеспечению учащихся учебниками.•    Организует внеурочную воспитательную работу в классе:Организует ученическое самоуправление в классе, способствует сплочению коллектива, развивает инициативу учащихся; проводит классные собрания, тематические классные часы; проводит коллективные творческие дела; организует экскурсии в музеи, посещение театров, выставок; проводит беседы по ПДД, противопожарной безопасности и инструктаж по охране труда при проведении внеурочных мероприятий и общественно полезного труда; организует правовое просвещение учащихся; содействует получению дополнительного образования учащимися класса через систему кружков, клубов, секций, организуемых в школе, в учреждениях дополнительного образования, в учреждениях культуры, по месту жительства; проводит работу по профилактике правонарушений, стремясь к раннему выявлению учащихся «группы риска», «неблагополучных семей»; оказывает в случае необходимости помощь воспитанникам в решении жизненных проблем.•    Организует общественно – полезный труд учащихся класса:Организация дежурства в классе и в школе; уборка объектов школы и пришкольного участка.•    Проводит работу с родителями учащихся класса:Добивается от родителей осуществления контроля за успеваемостью ребенка; проводит родительские собрания, а также индивидуальные собеседования с родителями; работает с родительским комитетом класса; привлекает родителей к организации внеучебной деятельности учащихся.•    Имеет представление о составе семьи ученика, о жилищно-бытовых условиях.•    Организует питание учащихся класса.

3.    Защита прав ребенка.

•    Знакомит учащихся с правами человека и возможностями осуществления этих прав.•    Знакомит с уставом школы, правами и обязанностями учащихся.•    Следит за соблюдением прав учащихся.•    Несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время проведения внеклассных мероприятий.

4.    Координация и интеграция воспитания учащихся.

•    Подготовка к педсоветам и педконсилиумам.•    Участие в общешкольных мководителюероприятиях.•    Взаимодействие с внешкольными учреждениями и организациями по воспитанию учащихся.•    Консультации с психологами и другими специалистами по коррекции недостатков развития учащихся и диагностике особенностей личности.

•    Обращение в комиссию, инспекцию по делам несовершеннолетних по согласованию с администрацией школы.

5.    Аналитическая деятельность классного руководителя.

•    Анализ уровня развития классного коллектива, составление его характеристики, диагностика индивидуальных особенностей учащихся.•    Анализ проведенных мероприятий и коррекция планов работы с учащимися.•    Составление отчетов о проделанной работе и определение перспектив развития классного коллектива.

6.    Работа с документацией. Необходимой документацией являются:

•    Перспективный план (на год) и календарный (на четверть) планы работы классного руководителя.•    Тетрадь классного руководителя в любой форме.•    Классный журнал.•    Дневники учащихся.•    Итоговые отчеты об успеваемости.•    Личные дела.

Должностная инструкция классного руководителя

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», методическими рекомендациями об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ, Типовым положением об образовательном учреждении, инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя, Уставом школы.1.2. В своей деятельности классный руководитель руководствуется положениями Конвенции о правах ребенка, законодательством Российской Федерации о правах ребенка и их гарантиях, Законом РФ «Об образовании», нормами Устава школы и Положением о классном руководстве школы.1.3. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы. Непосредственное руководство его работой осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Координацию работы и общее руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.1.4. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями детей), классным и общешкольным родительскими комитетами, социальным педагогом, психологом, педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования.

2. Должностные обязанности классного руководителя

Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:2.1. Осуществляет систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего развития своих воспитанников. 2.2. Организует учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекает учащихся в систематическую деятельность классного и школьного коллективов.2.3. Изучает индивидуальные особенности личности учащихся, условия их жизнедеятельности в семье и школе.2.4. Отслеживает и своевременно выявляет девиантные проявления в развитии и поведении учащихся, осуществляет необходимую обоснованную педагогическую и психологическую коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информирует об этом администрацию гимназии.2.5. Оказывать помощь воспитанникам в решении их острых жизненных проблем и ситуаций.2.6. Содействует социальной, психологической и правовой защите учащихся.2.7. Вовлекает в организацию воспитательного процесса в классе педагогов-предметников, родителей учащихся, специалистов из других сфер (науки, искусства, спорта, правоохранительных органов и пр.)2.8. Пропагандирует здоровый образ жизни.2.9. Регулярно информирует родителей (законных представителей) учащихся об их успехах или неудачах, созывает плановые и внеплановые родительские собрания, направляет деятельность классного родительского комитета.2.10. Контролирует посещение учебных занятий учащимися своего класса.Координирует работу учителей-предметников, работающих в классе, с целью недопущения неуспеваемости учащихся и оказания им своевременной помощи в учебе.2.12. Планирует свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы, принятыми в гимназии.2.13. Регулярно проводит классные часы, другие внеурочные и внешкольные мероприятия с классом.2.14. Ведет документацию по классу (личные дела учащихся, классный журнал), а также по воспитательной работе (план воспитательной работы в классе, отчеты, индивидуальные карты изучения личности учащегося, справки, характеристики, разработки воспитательных мероприятий и т.д.).2.15. Повышает свой квалификационный уровень в сфере педагогики и психологии.2.16. Соблюдает требования техники безопасности, несет ответственность за жизнь и здоровье детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.

3. Права классного руководителя

Классный руководитель имеет право: 3.1 Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников.3.2 Контролировать результаты учебной деятельности каждого учащегося класса с целью оказания своевременной помощи отстающим учащимся.3.3 Координировать работу учителей-предметников в классе.3.4 Выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов школьного самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы как от имени классного коллектива, так и от своего имени.3.5 Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства школы, а также органов самоуправления.3.6 Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными представителями), определять формы организации деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий.3.7 Приглашать в школу родителей (законных представителей) учащихся по проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя, или другим вопросам.3.8 Осуществлять свободно-индивидуальный режим работы с детьми.3.9 Самостоятельно определять форму планирования воспитательной работы с классом с учетом основных принципов общешкольного планирования.3.10 Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации школы, родителей, учащихся, других педагогов.

4. Организация работы классного руководителя

4.1 Общие принципы организации работы классного руководителя определяются нормами законодательства о труде педагогических работников, Устава школы, Положения о классном руководстве.4.2 Работа классного руководителя с классом и отдельными его учащимися строится в соответствии с данной циклограммой:Классный руководитель ежедневно:•    определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий;•    организует и контролирует дежурство учащихся.•    организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении;Классный руководитель еженедельно:•    проверяет ведение учащимися дневников с выставлением отметок за неделю;•    проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы;•    организует работу с родителями (по ситуации);•    проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе (по ситуации);•    анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся. Классный руководитель ежемесячно:•    посещает уроки в своем классе;•    проводит консультации у психолога и отдельных учителей;•    решает хозяйственные вопросы в классе;•    организует заседание родительского комитета класса;•    организует работу классного актива. Классный руководитель в течение четверти:•    оформляет и заполняет классный журнал;•    участвует в работе методического объединения классных руководителей;•    проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся;•    проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;•    проводит классное родительское собрание;•    представляет в учебную часть отчет об успеваемости учащихся класса за четверть;Классный руководитель ежегодно•    оформляет личные дела учащихся. сверяет их с базой данных;•    анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года;•    составляет план воспитательной работы в классе (план классного руководителя);•    собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность об учащихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.) 4.3 Количество воспитательных мероприятий в классе не должно быть менее двух в месяц.4.4 Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.4.5 Классный руководитель обязан по требованию администрации школы готовить и представлять отчеты различной формы о классе и собственной работе.4.6 Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на заседании методического объединения классных руководителей, педагогическом или методическом советах, административном совещании.4.7 Классный руководитель обязан принимать активное участие в работе методического объединения классных руководителей.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНУ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

План воспитательной работы классного руководителя должен удовлетворять следующим требованиям.1.    Конкретность формулировки воспитательных задач без общих декларативных призывов, таких, как «усилить», «повысить», «продолжить», «стремиться» и обеспечение достаточной насыщенности планируемой работы, но без перегрузки плана.2.    Педагогическая обоснованность планируемой работы, соответствие форм и средств воспитательной работы возрастным особенностям детей, уровня и прогноза развития детского коллектива, реальность и разумная насыщенность плана.3.    Учет интересов учащихся, особенности формирования личности современного школьника, создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.4.    Соответствие воспитательных дел поставленным воспитательным задачам.5.    Традиции образовательного учреждения и данного ученического коллектива.6.    Обеспечение преемственности, систематичности и последовательности в воспитании учащихся (каждое последующее мероприятие должно стать продолжение предыдущего и основываться на достигнутых воспитательных результатах), видеть перспективы в работе.7.    Разнообразие средств воспитания, форм и методов воспитательной работы в образовательном учреждении и их соответствие задачам воспитательной работы, направленным на развитие различных интересов и способностей детей.8.    Учет возможностей педагогического коллектива и предложений учителей.9.    Текущая социальная ситуация (положение и общественно значимые события в классе, образовательном учреждении, районе, городе, стране, мире).10.    В плане необходимо предусмотреть систему и координацию всех субъектов воспитания: директора, его заместителей, учителей, классных руководителей, коллектива учащихся, родителей.11.    Успех выполнения плана зависит от согласованности действий членов коллектива, от единодушного подхода к решению задач, которые поставила образовательное учреждение на год и в правильности понимания этих задач.12.    Обеспечение согласованного решения вопросов о единых педагогических требованиях к учащимся.Как написать характеристику

Как написать характеристику на учащегося 

Карта — схема психолого-педагогической характеристики 

Характеристика ученика коррекционной школы 

Примерная характеристика трудного подростка 

Характеристика на трудного слабо успевающего ученика

Характеристика трудной слабой ученицы 

Характеристика ученицы 6 класса, обучающейся по программе 8 вида

Характеристика на трудную ученицу из неблагополучной семьи

Характеристика на хорошо успевающую ученицу

Характеристика на выпускника отличника

Характеристика на обследование ПМПК 

Характеристика на класс(примерная схема)

Как написать характеристику на учащегося

Скачать файлом

В классах всегда возникает  необходимость написать характеристику на своих учащихся. Для этого можно использовать приведенный ниже примерный план психологической характеристики ученика.  

Раздел 1. Общие сведения о ребенке.

Анкетные данные

- Фамилия, имя.- Дата рождения.    - Школа, класс.    - Специализация школы.

Сведений о  состоянии здоровья

- Часто ли болеет (часто, средне, редко).    - Хронические заболевания (какие).    - Особенности функционирования нервной системы:•    быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;•    быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений;•    стабилен в проявлении настроения;•    преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены;•    преобладает торможение.

Успеваемость

(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

Внешкольные занятия (систематические)

- Занятия общественно полезным трудом (каким).- Занятия  в художественной самодеятельности (какой).    - Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах.     - Занятия спортом (каким).    - Занятия организационной работой (какой).    

Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка.

Направленность интересов:  

- На учебную деятельность;    - На трудовую деятельность;    - На художественно — эстетическую деятельность;   - На достижение в спорте, туризме;- На отношения между людьми.    

Отношения к делу:

•    Общественная активность.- Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.- Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего времени.- Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.- Редко принимает участие в общественных делах.- Отказывает участвовать в общественных делах.

•    Трудолюбие

- Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.- Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.- Редко охотно берется за работу.- Чаще всего старается уклониться от любой работы.- Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

•    Ответственность

- Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.- В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.- Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.- Очень редко выполняет порученное ему дело.- Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

•    Инициативность

- Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получать за это никого признания.- Довольно часто выступает зачинателем нового дела.- Редко сам начинает новое дело.- Почти никогда сам не начинает новое дело.- Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.    

•    Организованность

- Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.- В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.- Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этапнадо отчитываться.- Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время зря.

•    Любознательность

- Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.- В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки икультуры.- Редко стремиться узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областьюзнаний.- Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знании.- Равнодушен к всякого рода новым знаниям.

•    Аккуратность

- Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда идет опрятно, подтянут — и за партойи у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.- Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты).Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь т. п.) скорее пообязанности.- Не проявляет большого стремления к поддержанию порядки вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.  - Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек; вещей, не бережетобщественное имущество, даже портит его.- Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

Отношение к людям:

•    Коллективизм

- Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любомуоказать помощь и поддержку.- Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам иделам.- Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.- Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.- Считает излишним   проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Нелезь не в сое дело».

•    Честность. Правдивость

- Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду итогда, когда ему это невыгодно.- Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям и товарищам.- Часто говорит неправду ради собственной выгоды.- Почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно.- Склонен всегда, говорить не правду.

•    Справедливость

- Активно борется с тем, что считает несправедливым.- Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.- Редко выступает против того, что считает несправедливым.- Не добивается справедливости.- Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

•    Бескорыстие

- В своих  поступках всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не  собственной выгоде.- Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям.- Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы, а не собственной выгоды.- В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.- В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

•    Общительность

- Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.- Как правило, с удовольствием общается с людьми.- Стремиться общаться с ограниченным кругом людей.- Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.- Замкнут, необщителен.

•    Чувство товарищества

- Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.- Как правило, помогает товарищам.- Помогает товарищам, когда его просят.- Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.- Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

•    Отзывчивость

- Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.- Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.- Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувствадругих людей.- Почти не умеет сочувствовать другим.- Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.

•    Вежливость, тактичность

- Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.- Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.- Часто бывает,  невежлив и нетактичен.- Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.- Всегда резок, невыдержан как в общении со сверстниками, так и в общении со старшими. В ссоре   оскорбляет других, грубит.

Отношение к себе:

•    Скромность

- Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.- Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях,достоинствах.- Сам рассказывает товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах.- Часто хвастается еще не сделанным или тем в чем он принимает  очень малое участие, кчему имеет мало отношения.- Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

•    Уверенность в себе

- Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бысделать.- Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только вслучае действительной необходимости.- Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.- Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже  еслисам может справиться.- Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.

•    Самокритичность.





- Всегда со вниманием   выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.- В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.- Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.- К критическим замечаниям, советам относятся невнимательно,  не старается исправить недостатки.- Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

•    Умение рассчитывать свои силы.

- Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» неслишком легкие и не слишком трудные.- Как правило, верно, соизмеряет свои силы и трудности задания.- Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.- В большинстве случаев не умеет соизмерить свои силы и трудности дела.- Почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.

•    Стремление к успеху, первенству.

- Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п.), настойчиво этогодобивается.- Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяетдостижениям в какой-либо одной области.- Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.- Очень редко стремиться к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуетсяположением «середняка».- Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самойдеятельности.

•    Самоконтроль.

- Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.- Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.- Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».- Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.- Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».

Волевые качества личности

•    Смелость.

- Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.- В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.- Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.- В большинстве случаев отступает перед силой.- Всегда отступает перед силой, трусит. 

  

•    Решительность.

- Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.- В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.- Иногда колеблется перед ответственным решением.- Редко решается принять какое — либо ответственное решение.- Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

•    Настойчивость.

- Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, неотступает перед трудностями.- Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.- Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.- Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.- Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

•    Самообладание.

- Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.- Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характераединичны.- Порой не умеет справиться со своими эмоциями.- Часто не может подавить нежелательные эмоции.- Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

Положение ребенка в детском коллективе.

•    Авторитет в классе.

- Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают,считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.- Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.- Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой — то группировки, толькосреди мальчиков или среди девочек и т.д.)- Пользуется авторитетом у остальных учащихся.    - В классе авторитетом не пользуется.

•    Симпатия.

- Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.   - В классе ребята относятся к нему с симпатией.- Пользуется симпатией только у части одноклассников.- Пользуется симпатией у отдельных ребят.- В классе его не любят.

•    Авторитет во внешкольных объединениях.

- Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания).- Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания)- Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений (в спортивно школе,клубе)- Является членом какого-либо внешкольного объединения. Но авторитетом там не пользуется(спортивная школа, клуб).- Не является членом никакого внешкольного объединения.

Особенности психических процессов и эмоций.

Внимание.

- Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда неотвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.- Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаютсяошибки из-за невнимательности.- Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делаетошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.- Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часта отвлекается.Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.- Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок поневнимательности и не замечает их при проверке.

Память.

- При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.- При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.- Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно I -2 разапосмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемогоматериала.- При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, носмысл излагает точно.- Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

Мышление.

- Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.- Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.  - Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднемтемпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает.- В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.- Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи,при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

Эмоциональная реактивность.

-Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез,взволновать рассказ, кинофильм.- Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его можетвзволновать глубоко.- Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.-  Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.    

Общий эмоциональный тонус.

- Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается,берется за все дела.- Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.- Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.- В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.- Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.

Эмоциональная уравновешенность.

- Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.- Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.- Эмоционально уравновешен.- Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.- Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному Карта — схема психолого — педагогической характеристики ученика

Раздел 1. Общие сведения о ребенке1.1. Анкетные данные. 1. Дата и место рождения 

 2. Домашний адрес  3. Сведение о родителя

1.2. Сведения  о  состоянии здоровья           1. Часто ли болеет (часто, средне, редко);           2. Хронические заболевания (какие);           3.  Особенности функционирования нервной системы:•    быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;•    быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; неадекватная смена настроений;•    стабилен  в проявлении настроения;•    преобладает возбуждение; •    возбуждение и торможение уравновешены; •    преобладает торможение.1.3. Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)    1.4. Внешкольные занятия (систематические)        1.Занятия общественно-полезным трудом (каким)        2. Занятия художественной самодеятельностью (какой);         3. Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких);         4. Занятия спортом (каким); _        5. Занятия организационной работой  (какой).Раздел 2. Проявление личностных качеств ребенка2.1. Направленность интересов:     1.  на учебную деятельность.     2.  на трудовую деятельность.     3.  на художественно-эстетическую деятельность.     4.  на достижения в спорте, туризме.     5.  на отношения между людьми.2.2. Отношение к  порученному делу:1.Общественная активность•    Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.•    Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это свое      собственное время. •    Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.•    Редко принимает участие в общественных делах.•    Отказывается участвовать в общественных делах. 2. Трудолюбие•    Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо. •    Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи недобросовестного или некачественного выполнения работы редки.•    Редко охотно берется за работу.•    Чаще всего старается уклониться от любой работы. •    Всегда уклоняется от выполнения любого дела 3. Ответственность•    Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело.•    В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.•    Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.•     Очень редко выполняет порученное ему дело.•    Никогда не доводит до конца порученные ему дела.4. Инициативность•    Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.•    Довольно часто выступает зачинателем нового дела. •    Редко сам начинает новое дело. •    Почти никогда сам не начинает новое дело. •    Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела. 5. Организованность•    Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану.•    В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.•    Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый ее этап надо отчитываться.•    Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени•    Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря. 6. Любознательность•    Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры. •    В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки      и культуры. •    Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.•    Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.  •    Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.  7. Аккуратность•    Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут — и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.•    Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.•    Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.•    Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.•    Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда          неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.2.3. Отношение  к  людям 8. Коллективизм    •    Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому       оказать помощь и поддержку. •    Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.•    Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично. •    Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает. •    Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом«Не лезь не в свое дело»  9. Честность, правдивость•    Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда,       когда это ему  «невыгодно».•    Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.•    Часто говорит неправду ради собственной выгоды.•    Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно.•    Склонен всегда говорить неправду.10. Справедливость•    Активно борется с тем, что считает несправедливым.•    Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.•    Редко выступает против того, что считает несправедливым.•    Не добивается справедливости.•    Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости. 11. Бескорыстие•    В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой.•    Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.•    Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгодой.•    В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.•    В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.  12. Общительность•    Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.•    Как правило, с удовольствием общается с людьми. •    Стремится общаться с ограниченным кругом людей. •    Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха. •    Замкнут, необщителен.13. Чувство товарищества•    Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.•    Как правило, помогает товарищам.•    Помогает товарищам, когда его просят.•    Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.•    Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.14. Отзывчивость•    Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.•    Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными делами. •    Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает  ему разделить чувства других людей.•    Почти не умеет сочувствовать другим. •    Совершенно  не  умеет сочувствовать другим,  товарищи  не любят  «одалживать» у него.15. Вежливость, тактичность•    Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.•    Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.•    Часто бывает невежлив и нетактичен.•    Часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры.•    Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками* так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.2.4. Отношение к себе  16. Скромность•    Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.•    Иногда, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах.•    Сам рассказывает о своих достоинствах и достижениях. •    Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он  принимает очень малое участие, к чему имеет мало  отношения.•    Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.17. Уверенность в себе•    Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.•    Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае    действительной    необходимости.•    Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.•    Часто при выполнении заданий,  поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам          может справиться.•    Постоянно, даже в простых делах просит помощи и поддержки. 18. Самокритичность•    Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков. •    В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам. •    Порой  прислушивается   к  справедливым  замечаниям,  старается   их учитывать. •    К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки. •    Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.   19. Умение рассчитывать свои силы•    Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» — не слишком легкие и не  слишком трудные. •    Как правило,  верно соизмеряет свои силы с трудностью задания.•    Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.•    В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.•    Почти никогда не умеет правильно соразмерить свои силы и трудности задания или дела.20. Стремление к успеху, первенству•    Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается.•    Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.•    Стремится  в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха. •    Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка». •    Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.21. Самоконтроль•    Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.•    Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.•    Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение». •    Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.•    Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».2.5. Волевые качества личности22. Смелость•    Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого. •    В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого. •    Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.•    В большинстве случаев отступает перед силой. •    Всегда отступает перед силой, трусит.23. Решительность•    Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.•    В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.•    Иногда колеблется перед ответственным решением.•    Редко решается принять какое-либо ответственное решение.•    Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.24. Настойчивость•    Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия,      не отступает перед трудностями.•    Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности.      Противоположные случаи редки.•    Доводит до конца задуманное, лишь,  если трудности его выполнения незначительны      или требуют кратковременных усилий.•    Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями. •    Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.25. Самообладание•    Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.•    Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.•    Порой не умеет справиться со своими эмоциями.•    Часто не может подавить нежелательные эмоции.•    Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.2.6. Положение  ребенка  в  школ е26. Авторитет в классе•    Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.•    Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.•    Пользуется авторитетом только у части одноклассников, у какой-то группировки, только среди мальчиков,   или среди девочек и т.п.•    В классе авторитетом не пользуется.27. Симпатия•    Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.•    В классе ребята относятся к нему с симпатией.•    Пользуется симпатией только у части одноклассников.•    Пользуется симпатией у отдельных ребят.•    В классе его не любят.28. Авторитет во внешкольных объединениях•    Является безоговорочно признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная .школа,  музыкальная школа, клуб,  дворовая компания и т.п.). •    Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного  объединения  (спорт.школа,  муз.школа,  клуб, дворовая   компания и т.п. ). •    Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений.•    Является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется(спорт.школа, клуб, и т.п.).•    Не является членом никакого внешкольного объединения.Раздел 3.   Особенности психических проссов и эмоциональность29.Внимание•    Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.•    Достаточно внимательно слушает объяснение учителя, отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.•    Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их.•    Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.•    Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.30.  П а м я т ь•    При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им   легко. •    При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом. •    Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его. •    Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала. •    При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.    •    Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает  смысловые ошибки.31.Мышление•    Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные  оригинальные решения.•    Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные  оригинальные способы решения.•    Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе,     обычно собственных оригинальных решений не предлагает.•    В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом        обдумывания и решения задач.•    Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».32. Э м о ц и о н а л ь н а я  р е а к т и в н о с т ь•    Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слезвзволновать рассказ, фильм.•    Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко, что его может взволновать глубоко.•    Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.•    Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.33.Общий  эмоциональный  тонус•    Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.•    Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.•    Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.•    По сравнению с товарищами менее активен и оживлен.•    Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то что здоров.34.Эмоциональная  уравновешенность•    Всегда спокоен,  у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.•    Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.•    Эмоционально уравновешен.•    Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям •    Вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному по незначительному поводу.Примечание: задача данной карты – схемы – помочь учителю, классному руководителю, наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном счете выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс.       Заполнение данной карты-схемы в основном строится по принципу «нужное подчеркнуть», то есть в каждом  из пунктов, содержащих шкалу возможных проявлений того или иного качества, учителю необходимо выбрать присущую ученику степень выраженности этого качества. Возможно составление характеристики по данной схеме родителями или самим учеником. В этом случае в шаблоне по линейке подчеркивают нужное цветными линиями. Например:   ученик подчеркивает синим цветом, родители – зеленым, учитель – красным.