в папку классного руководителя

ВОЗРАСТНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА

ПЕРВОКЛАССНИК

Воспитание первоклассника – очень ответственный этап общего воспитательного процесса. Здесь важно «не навредить», не поломать тонкую душу малыша.

Опорой в его школьном формировании должна стать природа, столь удивительная для маленького человека и столь близкая ему пока еще. Но природа должна выступить для первоклассника как дом человечества и его собственный дом, в котором он проживает и будет проживать, – не столько объект любознательного изучения, сколько объект нормирующегося отношения.

Фундаментальным основанием в общем отношении к миру является отношение к природе. Учитывая, что первичные впечатления малыша очень глубоки (импритинг!), можно надеяться в будущем, что отношение к природе обусловит и отношение к жизни как таковой.

Задача-доминанта в период первого года обучения школьника –формировать будущее уважительное отношение к жизни и ко всему живому как проявлению жизни. Воспитывая отношение к природе, педагог закладывает основы будущего, такого осознанного ценностного отношения к жизни.

Отношение к природе формируется через призму вопроса жизни и – главное! – вопроса сопряжения жизни природы и жизни Человека.

Проблемы жизни

Вопросы текущей жизни

1

2

Природный мир вокруг человека.

Человек как часть природы. Суровые законы природы в жизни человека

Обнаружить себя окруженным природой: небо, земля, облака, ручьи, деревья, трава, птицы, червяки, рыбы, камни…

Потребности в еде, питье, сне, движении – природой данные потребности.

Особенности конституции тела – природой данные особенности: рост, цвет кожи, глаз, волос; пропорции тела…

Ритмы природной жизни в человеческой жизни: активность – отдых; бодрствование – сон; наплыв энергии – угасание сил; и т. д.

Сходство человеческой жизни с жизнью природного существа: пробуждение – рост – цветение – созревание семени – увядание – смерть

Жизнь леса. Человек в лесу

Картины леса. Ароматы леса. Звуки леса. Птичий оркестр.

Дары леса. Человек собирает дары, его поведение.

Лес как дом животных. Вторжение человека в этот дом. Поведение по отношению к жителям леса

Окончание табл.

1

2

Жизнь реки и моря. Человек у реки. Человек и море

Вода в жизни Человека. Природные бассейны воды. Самочувствие человека около воды. Красота водных бассейнов и водных просторов. От ручейка до океана. Большой человек около маленького ручейка

Горы и человек. Стремление человека подняться в горы

Холмы, предгорья, горы. Картины, ощущения, переживания у человека, поднявшегося в горы (на холм). Поведение человека в горах. Подготовка к путешествию в горы

Жизнь поля, степи. Человек в поле

Картины полей, лужаек, степей. Ароматы. Звуки. Горизонты. Жители поля и степи. Осторожность человека по отношению к ним. Травы, цветы, степи, поля. Разнотравье. Красоты широких степных просторов. Состояние человека в степи

Жизнь растений. Человек и флора Земли

Бесконечное многообразие флоры. Взаимодействие растений и животных, растений и климатических условий. Этапы жизни растительного мира: пробуждение, рост, цветение, плодоношение, образование семени, умирание (засыпание). Связь жизни человека с растительным миром

Жизнь животных. Человек в отношении к фауне Земли

Животный мир в природном доме. Особенность животного и особенность его природного дома. Гармония жизни животных и жизни растений. Появление человека среди фауны. Поведение человека по отношению к живым существам природы

Человек и небо. Солнце луна и звезды, их влияние на человека

Солнце как источник жизни. Планеты как соседи Земли в космосе. Звезды на небе как свет далеких

миров. Самочувствие человека при восходе солнца. Самочувствие человека при появлении луны. Звездные имена. Красота ночного неба. Человек поднимает глаза к звездам

Природно-погодные условия в жизни человека

Различия климатических условий на земле. Приспособление к условиям климата, флоры и фауны, а также человека. Различия поведения в разных погодных условиях: дождя, снега, мороза, жары, засухи,метели, бурана, грозы, ливня

Элементы природы в культуре человеческого обустройства жизни

Элементы природы как украшение дома. Природный дизайн двора, дачного участка, сада, парка, сквера, городской и сельской улицы. Бережное отношение человека к «природе рядом». Неживая природа в культуре жизни: камни, вода, песок

Общение человека с природой. Отображение природы в искус-стве

Умение видеть и слышать природу. Учиться воспринимать природу через восприятие произведений искусства. Наблюдения за явлениями природы как школа жизни для человека

Один день природы. Один день человека в доме природы

Утро природы как пробуждение. День природы как полная и сильная жизненная активность. Сумерки природы как медленное затихание. Ночь природы как прекрасный сон

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Программа «Младший школьник» строится на учете возрастной психологической особенности детей этого периода, а именно, на ортодоксальности неопытного малыша, стремительно входящего в контекст социальной жизни и не знающего законов этой жизни, поэтому напрямую исполняющего то, что ему предписывается. А подражательность, как природная склонность в этот период, способствует принятию социально заданного.

Норма социальной культурной жизни осваивается, усваивается и присваивается малышом начальной школы. В этих новообразованиях залог личностного развития школьника 2–4 классов. В течение трех лет педагог вправе решать, будет ли он работать с детьми по программе, используя принцип концентрический, то есть охватывая ежегодно всю совокупность норм, но углубляя каждый год их освоение, усвоение и присвоение, либо будет работать по принципу линейности, то есть последовательное овладение данными нормами от года к году.

Проблемы жизни

Вопросы текущей жизни

1

2

Социальные нормы жизни как общественный договор, позволяющий сохранить, улучшить, продолжить жизнь людей

Один день в жизни человека, отражающий всю систему социальных норм жизни

Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни. Гигиена как условие уважительного отношения к окружающим людям. Гигиена как условие силы и красоты тела. Гигиена как условие благоприятного состояния

Ежедневный уход за телом: утренний и вечерний туалет, уход за волосами, руками, лицом в течение дня. Зеркало как гигиенический помощник. Осанка, походка, поза как условия здоровья и успехов. Гимнастика как упражнение для мелких мышц и как отдых для тела. Уход за одеждой, обувью. Соответствие одежды погодным условиям и виду деятельности. Предметы гигиенической помощи: носовой платок, расческа, салфетки. Соблюдение гигиенических условий окружающего пространства

Этические нормы жизни как регулятор поведения людей

Уважение Другого – условие уважения каждого. Этикет как регламентированные формы уважительного отношения к другому человеку. Его уровни. Его содержание. Привычка ориентироваться на присутствие Другого и состояние Другого, привычка оказывать внимание и помощь с разрешения Другого. Привычка быть приветливым, доброжелательным. Речевой этикет как форма отношения к человеку. Освоение товарищеских норм отношения: забота друг о друге.

Продолжение табл.

1

2

Трудовые нормы жизни: бытовой труд; учебный труд; труд по благоустройству окружающей среды; помощь взрослым в труде. Труд как способ создавать материальные ценности, сохранять и приумножать их

Привычка ухаживать за местом работы: приводить в порядок инструменты, сохранять их рабочее состояние.

Привычка убирать и украшать учебную комнату в школе, школьный двор и школьные помещения. Привычка соблюдать порядок, сохраняя результаты трудовых усилий

Труд как отношение к людям и себе. Отношение к труду другого

Труд как постоянная забота о человеке и о себе. Физический труд и умственная работа. Их союз. Признание ценности человека как «работника», «мастера своего дела», «умельца-труженика». Первые пробы создания материальных ценностей

Правовые нормы жизни

Неприкосновенность предметно-вещной собственности человека: не касаться, не использовать, не присваивать предмет, принадлежащий другому. Уважительное отношение к общественной собственности. Бережливость, скаредность, честность, щепетильность по отношению к собственности Другого. Духовная неприкосновенность человека: внимательность, деликатность, чуткость, великодушие, такт. Честность как норма культурного человека

Нормы учебно-познавательной деятельности. Познание как содержание жизни современного человека. Поз-нание как свобода человека

Книга – постоянный спутник жизни. Правила ознакомления с книгой. Правила чтения, хранения книги. Газеты и журналы как периодическая печать и источник текущего познания. Размышления об информации: сопоставление известного в опыте жизни и узнанного; сопоставление хода жизни и полученного сообщения. Отражение познания в рисунке, речи, действиях, поведении.

Окружающий мир как предмет познания. Технические средства в познавательной деятельности человека: калькулятор, компьютер, инструменты, пишущие средства. Отношение к ним

Финансово-денежные нормативы жизни

Деньги как эквивалент человеческого труда иматериальной ценности. Бережливое и уважительное отношение к деньгам. Деньги и родительский труд. Финансовая несамостоятельность детей и финансовая свобода взрослых.

Способ заработать деньги, созидание ценности. Попрошайничество как «низкий» способ приобретения денег. Воровство как преступный способ добывания денег. Финансовая чистоплотность человека

Окончание табл.

1

2

Эстетические нормативы жизни человека современной культуры

Умение воспринимать красоту природы. Умение беречь красоту. Умение создавать красоту. Уважение эстетических вкусов другого человека. Общие законы красоты: ритм, гармония, композиционный центр, единство фактуры и назначения, «ничего лишнего», пропорциональность

Нормы поло-ролевого поведения

человека современной культуры

Особенности поведения мужчин и женщин в обществе. Отличительные черты занятий и ин-тересов мальчиков и девочек. Правила поведения, осваиваемые будущими мужчинами. Нежность и изящество поведения девочек

МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК

Главная особенность младшего подростка – острое осознание своего «Я», развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать этот объект-субъект в его связях с окружающим миром.

Утвердить свое «Я», показать свое «Я», проверить свое «Я» – лейтмотив поведения младшего подростка.

Педагогическое содействие личностному развитию будет заключаться на данном этапе жизни школьника в формировании образа Человека как феномена мира. Педагогическая тактика носит явный скрытый характер: организуется осмысление «вообще человека», «вообще достойного человека», решаются проблемы человека в отличие его от животных, но и в отличие его от «другого человека». Но именно эта скрытая позиция позволяет укреплять духовные силы школьника, развивая его самостоятельное мышление и самостоятельный выбор. Он сопоставляет образ достойного человека и образ своего «Я», и тем самым он уже поставлен в ситуацию выбора, чтобы ощущение, восприятие себя человеком и оценка себя как человека становились духовным фундаментом будущего достоинства как отношения к себе.

Веселому, подвижному, энергичному, любознательному младшему подростку предлагается соответственно его возрастной психологии деятельность, и в процессе ее взращивания способность быть человеком всегда, в любых жизненных ситуациях и обстоятельствах.

Проблемы жизни

Вопросы текущей жизни

1

2

Существенные отличия человека от животного. Способность быть

Обыденное мышление, «здравый смысл» и научное мышление в практической жизни человека. Способность предвидеть последствия. Способность ориентироваться на другого, соотносить свои действия с учетом окружающих людей. Созидательность человека в ходе жизни: в работе, поведении, общении, деятельности и т. д.

Продолжение табл.

1

2

Внешний и внутренний портрет человека. Физическое и духовное. Тело и душа

Единство и противоречие формы и содержания. Противоречия физического и духовного. Облик человека, образ человека, имидж человека. Жизнь души. Влияние духовного на внешность. Красота человека: мужская и женская, детская и юношеская, молодости и старости. Красота животного и красота человека

Достойный человек.

Культурный человек.

Великий человек. Маленькийчеловек.

Популярный человек

Достоинства и недостатки человека в их тесной связи. Достоинство как характеристика качества. Достоинство как осознание себя человеком. Мечта о роли великого человека. Судьба «великого». Роль рядовых «маленьких людей» в жизни. Общение с «маленьким человеком». «Маленький великий» человек. Суетность жизни «популярного»

Человек в общении с другими людьми. Предметная и духовная связь. Совесть как регулятор отношений

Знакомство, приятельство, товарищество, дружба как различия связи «человек–человек». Незнакомые, посторонние, чужие, далекие люди. Отношения с близкими и далекими людьми. Гуманизм как принятие другого человека – как ценности. Формы гуманистического отношения: сопереживание; сочувствие; сострадание; соучастие; содействие; самоотвержение. Речь как форма отношения к человеку

Личностное пространство человека: предметное пространство; пространство общения; пространство влияния

Место, которое занимает человек на земле. Место, которое занимает человек в душах других людей. Необходимость человека для других людей. Влияние его на самочувствие окружающих

Индивидуальность человека как своеобразие отношений с миром. Умение принять другого как данность

Внешняя непохожесть людей. Различия в темпах и содержании развития. Различие интересов, желании, стремлений, целей. Различия в восприятии мира. Аудиалы, визуалы, кинестетики. Различия психологические: свойства, процессы, качества.

Неповторимость и уникальность каждой личности. Быть индивидуальностью и казаться индивидуальностью

Мужские и женские особенности человека

Отличительная роль мужчины в обществе: «лидер», «сильный». Отличительная роль женщины в обществе: «слабая», «ведомая», «прекрасная». Особенности поведения, продиктованные ролью. Женские роли в поведении «девочки», «девушки», «дамы», «девицы», «девки», «бабы». Мужские роли в поведении «мальчика», «юноши», «парня», «молодца», «мужика», «мужчины»

Возрастные роли человека иособенность жизнедеятельности возраста

Возрастные этапы: младенчество – детство – отрочество – юность – зрелость – старость. Взрослость и ее признаки. Черты взрослости в детстве. Черты детства во взрослом. Духовная и физическая подготовленность человека ко взрослой жизни

Окончание табл.

1

2

Деятельность как способ жить и развиваться. Деятельность как способ выразить себя для других

Деятельность живого человека и покой покойника. Развитие способностей в деятельности. Талант, одаренность, гениальность как высоты развитых способностей человека.

Роль активных усилий в достижении успеха деятельности. Успех, удача, карьера как формы результативной деятельности. Поиск «дела жизни». Мастерство и профессионализм как достоинство человека. Радость любимого дела, и уныние принудительной деятельности. Профессиональный труд как средство заработка и как радость созидания

День достойного человека как зеркало его достойной жизни

Содержание прожитого дня. Общение в течение одного дня. Система дел, полезных и интересных. Расши-рение своего личностного пространства в ходе дня

СТАРШИЙ ПОДРОСТОК



Прежде всего, отбросим распространенное мнение о старшем подростке как самом «трудном» школьнике. Да, он шумлив, несдержан, вызывающего поведения, драчлив, насмешлив, циничен… Но мы скажем иначе: старшим подросткам «трудно», они сами для себя «трудные», потому что они уже не дети, но они еще не юноши, и в этом противоречивом положении и напряженном состоянии («Вдруг они примут меня за ребенка?!» и «Они же должны мне помочь, они же взрослые!») они находятся полтора-два года.

Работа с подростком в этот период включает в себя скрытую помощь: анализируя социальные проблемы, педагог инициирует самостоятельное осмысление подростком себя «среди других».

Предметом осмысления старшего подростка становится общество как феномен современной культуры во всех его проявлениях.

Острое ощущение себя «среди других», постоянное стремление утвердить свое «Я», но при этом страх перестать «быть как все» превращают два года старшего подростка очень часто в мучительные годы. И столь же часто подросток не справляется с противоречием данного плана.

В эти годы нарастания физических сил, переизбытка энергии и потенциальной конфликтности со взрослыми и с самим собою социальная ориентация позволяет акцентировать его внимание на духовных проблемах, а главное, постоянно возвращаться к трудному для подростка вопросу «Я и ОНИ». Входя в общность, старший подросток ещё не справился с проблемой осознания себя как человека и индивидуальности, а ему приходится решать новые проблемы. Работа с ним по программе – это взращивание взрослости.

Проблемы жизни

Вопросы текущей жизни

1

2

Сообщество как условие жизни человека. Человек как общественное существо

Стадо, стая как форма жизни общественных животных. Упорядоченность их жизни. Толпа, масса, сборище, тусовка как формы случайно собранного множества людей. Человек массы в его действиях. Человек тьмы в его оценках. Стадность. Конформизм. «Тусовка» как бегство от индивидуальной свободы.

Регулятивные нормы любого вида сообщества, безусловное повиновение человека этим нормам в толпе, массе, тусовке. Первые табу первобытнообщинного объединения как осознания нужды в регуляции общественной жизни

Общество как социально-производственное регулятивное объединение людей, обеспечивающих выживание, развитие, условия для счастливой жизни человека

Взаимосвязь функций, деятельности, интересов, занятий и их взаимодополняемость как условие благоприятного существования человека. Регулятивные функции общества. Контроль, оценка, коррекция жизнедеятельности человека. Человек в системе общественных связей. Выполнение им социальных норм и нарушение общепринятого. Согласованность действий и деятельности людей в обществе. Общепринятые ценности жизни как основа социального развития. Различие положений в обществе взрослых, детей и стариков, мужчин и женщин, здоровых и инвалидов, созидателей и потребителей. Коллективизм как наивысший принцип общественного устройства. Примитивное понимание коллективизма и его трагический исход. Личность как человек в его социальных связях в обществе

Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни

Понятие Родины. Содержание понятия: люди, язык, нравы, история, события, природа, традиции, привычки и мировоззрение. Край, город, село, улица, дом, школа – моя Родина. Скрытое чувство патриотизма. Знание Родины, ее людей, ее истории. Гордость за Родину. Забота о Родине. Сопереживание успехам и неуспехам Отечества. Содействие благу Отчизны. Подвиг как ежедневное содействие благу Отчизны. Труд на благо Родины. Человек как патриот своей Родины

Государство как система органов управления и как система регулирования обустройства,хозяйства и собственности граждан

Государство по отношению к отдельному человеку:регуляция, контроль, принуждение, забота, поощрение, наказание. Проблема свободы человека и государственного принуждения. Мечта о государственном устройстве на основании равенства, братства, справедливости. Поиски и эксперименты в истории человечества.

Основная государственная проблема – проблема собственности. Человек как гражданин в его отношении к государству. Критерий оценки государственного устройства, интересы группы людей, которые оно защищает

Окончание табл.

1

2

Семья человека в контексте жизни общества

Любовь как основа семейной жизни. Семья как защищенность человека. Человек защищает свою семью. Мать и отец – безусловная ценность каждого человека.

Родословная. Корни семьи. Традиции семьи. Забота каждого о каждом. Семейные роли человека: мать – жена; отец – муж; дети – сын, дочь; бабушка, дедушка. Ответственность за семью каждого члена семьи. Значение каждого члена семьи для ее благополучия и счастья

Человек в группе. Взаимное влияние человека и группы. Влияние отдельного человека на общественную жизнь и на культуру общества

Выбор группы: случайный, сознательный. Насильственная принадлежность к группе. Уровень развития группы и уровень развития человека. Поведение человека в группе. Умение общаться с группой. Товарищество как закон группы. Право каждого на свое индивидуальное проявление. Группы подавляющие: группы риска, преступные группировки, маргинальные группы. Группы учебные, по интересам, по проведению досуга, по профессиональным занятиям, творческие, идеологические. Умение человека сохранить свое «Я» в группе. Достойный человек занимает достойное место в достойной группе

Человек как представитель своего поколения. «Я» как продукт и как часть общества

Ход истории человечества как смена поколений. Новые характеристики нового поколения. Конфликт поколений. Осознанный выбор поведения в рамках своего поколения. Судьба обогнавшего свое поколение. Судьба отстающего от своего поколения. Внешние атрибуты поколения и внутренние сущностные признаки. Разные типы людей в одном поколении. Один тип человека в разных поколениях

Один день человека как соци-ального существа

Человек в роли личности, гражданина, патриота, семьянина, члена дружеской, учебной и производственной группы в течение одного дня, наполненного со-бытиями: его поведение, его мысли, его отношения, его оценки

СТАРШЕКЛАССНИК

Этот возрастной период – один из самых благодатных в становлении личности человека. Ранняя юность устремлена к осознанию своей жизни в целом, к осмыслению общих законов мироздания, к оценке реального конкретного мира. Ранняя юность прекрасна мировоззренческой устремленностью, а значит, желанием изменить и переустроить этот дурно живущий мир. Неопытность юности придает ей смелость в суждениях и безоглядность в критике окружающей жизни.

Именно жизнь как отдельный особенный объект является постоянным предметом осмысления старшеклассника. Но не просто жизнь как отсутствие смерти и существование на земле, а жизнь, достойная Человека в его качестве наивысшей ценности.

В раннюю юность, благодаря социально-психологической природе этого возраста, складывается некий образ жизни. Он становится образцом для повседневной реальности, он выступает как модель для уже сегодня начатого построения собственной жизни. Поэтому чрезвычайно важно активизировать все духовные силы старшеклассника для создания идеального представления: что есть жизнь, которая достойна моего «Я»? Что есть жизнь, которую ведет современный достойный человек?

Безусловно, такая работа требует развитости абстрактного мышления. Но к этому времени старшеклассник обладает абстракцией, и видеть жизнь как некий отдельный феномен и анализировать ее, а следовательно, выстраивать свою сегодняшнюю жизнь в согласии с этим идеальным представлением под силу старшекласснику.

Проблемы жизни

Вопросы текущей жизни

1

2

Жизнь животная и жизнь человеческая: принципиальное отличие; Человек, постоянно решающий проблемы жизни

Содержание жизни и средства жизни. Добыча средств существования как содержание жизни животных. Осмысление способов заработка и способность преобразовать работу в радость у человека. Содержание жизни – проживание отношений к миру, решение проблем вплоть до момента смерти

Материальное и духовное в жизни человека: «Есть, чтобы жить?» или «Жить, чтобы есть?»

Уважительное отношение к материальным ценностям. Материальные ценности и уровень духовной развитости. Неприкосновенность чужой собственности и вещно-предметного пространства

Бессмертие как вечная мечта человека. Дело жизни и след в жизни – путь к бессмертию

Желание человека расширить пространство своей личности. Влияние человека на окружающий мир. Попытка оставить память о себе, и ложные способы оставить после себя след. Жизнь великого человека как жизнь бессмертного человека

Этапы жизни человека: детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Смысл последовательности этапов

Особенности жизни возраста; уважение всех возрастов; драма несоответствия возрасту; подготовленность к возрастному периоду жизни

Сферы жизни человека: семья; профессиональная деятельность; общественная деятельность; отдых; путешествия; свободная творческая деятельность; спорт и любительская художественная самодеятельность. Социальные роли человека: гражданина, труженика, потребителя, избирателя и др.

Роль семьи в жизни человека и роль отдельного человека в жизни семьи. Выбор профессии: мотивы; предвидение последствий; способности; круг профессионального общения. Особенности поведения человека в разных сферах жизни и при разных социальных ролях. Последствия ошибочного поведения

Жизнь мужская. Жизнь женская. Различия и общее

Специфика полового восприятия жизни. Специфика характера деятельности мужчины и женщины. Половое предназначение мужчины и женщины. Половые различия как основа гармонии половых отношений

Окончание табл.

1

2

Одиночество как момент изоляции внутренней жизни человека

Виды одиночества как черта характера. Значение одиночества в становлении личности и ходе жизни. Одиночество как потеря связей с людьми, причины такого разрыва

Образ жизни как соотношение деятельности и ценностей. Ценности жизни и ценностные отношения

Деятельность как условие жизни и развития личности. Характер развития личности. Деятельность созидательная и деятельность разрушительная. Паразитарное существование, последствия. Преступная жизнь и ее последствия. Образ жизни, отраженный в образе человека. Деловая жизнь, личная жизнь, публичная жизнь, творческая жизнь, светская жизнь, бытовая жизнь… характеристики жизни по доминирующемусодержанию ее. Наивысшие ценности жизни человека. Место цены в системе ценностей

Один день как отражение образа жизни человека

Содержание дня. Режим дня. Духовные, физические и материальные достижения человека в течение одного дня. Круг людей за один день. Палитра чувств и многообразие мыслей за день. «Пустой» день. Насыщенный день. Человек конструирует свой день

ВЫПУСКНИК

Выпускной класс – особая группа школьников, нуждающаяся в новом воспитательном акценте своей ученической жизнедеятельности.

Выпускник – молодой человек, стоящий на рубеже новой жизни; за этим рубежом нет приготовленной программы и обрисованного пути; свободный выбор станет теперь определять ход его жизни. Последний школьный год чрезвычайно важен, «Я» школьника несет ответственность за свое будущее.

Центральным ценностным объектом духовного осмысления становится «Моя жизнь и мое «Я» как субъект этой жизни».

Задачей-доминантой выступает формирование жизненной позиции, то есть общего отношения к жизни как таковой и своему «Я» как строителю этой жизни. Педагог содействует интенсивному осознанию юношеством свободного выбора, который производится ими, и на конкретно организованной предметной деятельности приобщает к реальным шагам по конструированию содержания собственной жизни.

Данная задача выдвигает целую систему проблем, к решению которых педагог готовит воспитанников: он ставит проблемы и помогает искать решения. При этом решения могут быть не найдены. Тут главное – чтобы выпускник знал и принимал эти проблемы сейчас, в своей реальной жизни, и свой выбор обозначал своими действиями и поведением.

Проблемы жизни

Вопросы текущей жизни

Мое «Я» как отдельный внутренний мир. Гармония и дисгармония моего «Я»

Осмысление своих целей. Соотношение цели и мечты. Способность к саморегуляции поведения и состояния

Взаимодействие моего «Я» с миром: как принимает меня мир; как я принимаю мир

Форма и содержание моего «Я». Речь, мимика, плас-тика, одежда, манеры как средства внешнего портрета моего «Я». Открытость и доброжелательность в союзе со сдержанностью и корректностью поведения

Жизненная позиция в ее разновидностях: мое отношение к жизни как таковой

Позиция «иметь»; позиция «быть»; позиция «творить». Способность отдавать себе отчет в исходе занятой жизненной позиции



День моего «Я» как ступень жизни. История моей жизни, в которой ничего не сотрешь



Страницы: 1 | 2 | Весь текст