Утро Из сюиты Пер Гюнт Э Григ

13.04.2012

Тема урока: Утро. Из сюиты «Пер Гюнт» Э. Григ.

Цель: уметь определять инструментальную песенность.

Задачи:

Воспитательные-воспитать любовь к музыке Э. Грига.

Развивающие: развивать мышление, воображение, кругозор.

Обучающие-обучать вокально-хоровым навыкам.

Универсальные учебные действия: исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки-возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?

Оборудование: ф-но, магнитофон, фонотека. ИКТ, презентация, портрет Э. Грига.

Ход урока:

1.Организация урока:

а. Вход под музыку «Утро» Э. Грига

б. Музыкальное приветствие.

в.изучение нового материала.

Задачи: уметь определять инструментальную песенность.

У. В 1874 году Григ получил письмо от Ибсена с предложением написать музыку к постановке драмы «Пер Гюнт». Сотрудничество с талантливейшим писателем Норвегии представляло для композитора огромный интерес. По собственному признанию, Григ был «фанатическим почитателем многих его поэтических произведений, в особенности „Пера Гюнта“». Горячая увлеченность произведением Ибсена совпала у Грига со стремлением к созданию крупного музыкально-театрального произведения. В течение 1874 года Григ написал музыку к драме Ибсена. Одним из самых знаменитых произведений Грига считается вторая сюита — «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг»,» ««Танец Анитры»,» ««В пещере горного короля»,» ««Утро»». Какая это музыка?

Дети: Песенная — хочется подпеть, светлая, мягкая, нежная, завораживающая, волшебная и т. д.

У. Как вы считаете, чего больше в такой музыке: маршевости, песенности или танцевальности?

Дети: Песенности, маршевости нет вообще, а танцевальностъ присутствует в очень малом количестве, т. к. темп музыки медленный, но в принципе можно и станцевать под такую мелодию, например, танец распускающегося цветка или зеленого листочка.

У. Что такое утро?

Дети: Зарождение дня, начало его, солнце встает, пробуждение спящей природы и жизни.

У. «Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte солнце прорывается сквозь облака» — Э. Григ.

У. Какой характер у такой мелодии?

Дети: Ласковый, лирический, напевный, песенный.

У. Если бы мы с вами были композиторами, какие средства музыкальной выразительности мы использовали бы, чтобы написать музыку «Утра»?

У:Мелодия, ритм, лад?

Дети: Мелодия плавная. Ритм – ровный. Лад — и минор, и мажор подходит, но минор нежнее.

У:Регистр,темп,динамика?

Дети: Регистр — высокий, средний. Звуковедение — плавное. Темп — медленный, спокойный.

Динамика — тихо, очень тихо.

У. Как бы звучала такая музыка? (Любовно, трепетно, волшебно, приветливо, доверчиво, бархатно, хрустально.) Можно пользоваться таблицей эмоциональных настроений.

Дети: Приветливо, волшебно.

У. А теперь давайте послушаем, как норвежский композитор Эдвард Григ описал утро в своем музыкальном произведении, сюите «Пер Гюнт». Эта музыка сочинена к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». Пьеса, которая рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Куда только не заносила его судьба! Но свет далекой родины притягивает Пера… Из музыки к спектаклю композитор составил сюиту, в которую вошли отдельные музыкальные картины, т. е. что такое «сюита»

Дети: произведение, состоящее из нескольких музыкальных картин.

2.Моя Россия»Г.Струве. (работа над песней и исполнение).

У. Музыка рождается там, где живут звуки. Её приносят и шелест тополей, и плеск речной воды. А порой она таится даже в тишине и безмолвии. Умение слушать, вслушиваться в звуки и тишину – это умение постигать музыкальность мира, развивать в себе чуткий слух ко всему, что является по-настоящему прекрасным. Великие певцы, музыканты и дирижеры дарят нам гармонию мелодий и ритмов. Мелодия в музыке больше всего близка человеку, потому что созвучна его голосу, его душе. Мелодия – это часть гармонии. Недаром великий романтик И.Гейне сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка».

3.»Песня Сольвейг» Э. Григ.

У. В одиночестве Григ написал своё главное сочинение — музыку к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». В ней воплотились его переживания той поры. Финальный эпизод — «Песня Сольвейг», пронзительная и волнующая мелодия, — говорил об утерянном и забытом и не прощённом.

Итог урока: в песенной музыке главное — мелодия, по объему песенность больше, чем песня. Ее можно петь на гласный звук «а», «о» и т. д.

4.Оценки.

5.Д/задание.

6.Выход : музык по желанию уч-ся