Утрата доверия как характеристика отношений подростка с миром

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №113 городского округа Самара

Утрата доверия как характеристика отношений подростка с миром

Выполнила: Левчук А.А.

2013

О подростковом возрасте, как трудном, критическом, переломном, достаточно много сказано в исследованиях психологов. Однако регулярные сообщения СМИ о самоубийствах подростков ставят научное сообщество в тупик. Поисках причин такого поведения детей называется множество факторов, рассматриваются различные версии, но их психологическая суть, на наш взгляд, так и остается до конца не выявленной.

Происходящее не может оставить равнодушными психологов, педагогов, да и просто любого человека. Почему, не успев до конца выйти из периода детства и повзрослеть, подростки так легко прощаются с жизнью, делая последний шаг с крыш высотных домов? Что заставляет их сводить счеты с жизнью — семья, школа, неразделенная любовь, непонимание сверстников? Каждый раз, в каждом трагическом случае рассматриваются все эти варианты и высказываются различные предположения. Практически каждый раз изучается общение подростка в социальных сетях. Зачастую именно там специалисты находят зацепки, позволяющие проанализировать социальную жизнь подростка: круг общения, референтные группы, наиболее посещаемые сайты, что позволяет заглянуть во внутреннюю, скрытую от взрослых психическую жизнь детей.

Взаимоотношения подростка с миром, который представлен для него всеми социальными институтами, агентами социализации, и в первую очередь конкретными близкими взрослыми, очень сложны и противоречивы. Это соответствует общему нестабильному состоянию подростка, характеризует подростковый период как кризисный этап развития. Не вдаваясь в описание особенностей психического развития подростка и его личностных характеристик, которые достаточно полно и подробно описаны в психологической литературе (А.Н.Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.Фельдштейн и др.). Они отмечают, что одним из новообразований подросткового возраста является так называемая эмансипация от близких взрослых, проявляющаяся в стремлении подростка к самостоятельности. Наряду с доминированием желания общаться со сверстниками, стремления эмансипации, подросток все же продолжает нуждаться в общении с взрослым, в доверительных с ним отношениях. Именно в подростковом возрасте проблема доверия встает наиболее остро.

Рассматривая роль доверия во взаимоотношениях подростка с миром как важную проблему подросткового периода, мы хотим остановиться на трех наиболее значимых моментах. Первый из них мы связываем с самой проблематикой доверия как социально-психологического феномена, в рамках которого и рассматривается утрата доверия. Второй — с особенностями современного мира, реального и виртуального, во взаимодействии с которым находится подросток. Третий связан с обсуждением проблемы утраты доверия подростка, как к себе, так и к миру.

Говоря о проблеме доверия, отметим, что в повседневной жизни мы даже не замечаем, насколько часто мы с ней сталкиваемся. Проблема доверия присутствует в нашей жизни, когда мы общаемся с коллегами, друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми, читаем или смотрим телевизор, слушаем радио или обращаемся за информацией в интернет, воспитываем детей. При этом доверие является гораздо более сложным явлением, чем это может показаться на первый взгляд. Обоснование нашей концепции мы строим с опорой на методологические позиции, обозначенные в теории доверия Т.П. Скрипкиной, где убедительно показано, что именно благодаря доверию становится возможным взаимодействие человека с миром, которые существуют как единая система. Доверие является необходимым условием этого взаимодействия, механизмом объединения человека и мира. Прежде чем вступить во взаимодействие, человек объекты с точки зрения доверия (с позиции их безопасности и значимости для себя). От наличия или отсутствия доверия во многом зависит и сама возможность этого взаимодействия.

В данной концепции феномен доверия рассматривается как двухполюсное образование, проявляющееся как отношение человека к миру (к той части мира, с которой он взаимодействует в каждый момент времени) и одновременно к себе самому, т.е. как доверие к себе и доверие к миру. Отмечается, что человек всегда доверяет себе и миру одновременно, поскольку доверие к миру всегда сопряжено с доверием к себе как части мира. Поэтому нельзя полагаться, что в одних случаях человек полностью полагается только на мир, а в других — доверяет только себе как автономному субъекту деятельности. Доверие к себе и миру в разных соотношениях одновременно присутствует в жизни человека, причем это соотношение не является статичным, а представляет собой динамическое образование, изменяющееся в зависимости от конкретной ситуации. Человек строит свое поведение в зависимости от того, каково соотношение между доверием к себе и миру, стремясь соответствовать и себе, и миру. В соответствии с данной концепцией поведение человека обусловлено тем, каким образом он разрешает возникшие «несоответствия» себя с миром. При возникновении такого несоответствия возможны два пути разрешения этого противоречия: повысить уровень доверия к себе или – уровень доверия к миру. Активность человека как субъекта деятельности, творческий характер его деятельности связаны с увеличением меры доверия к себе, тогда как увеличение доверия к миру и, соответственно, уменьшение доверия к себе не способствует таковым.

Важно отметить еще одно положение теории доверия о том, что абсолютизация доверия, как к себе, так и к миру приводит к стагнации личности, поэтому баланс между ними должен быть подвижным. Потеря доверия к миру сопровождается и потерей доверия к себе как части мира, что может приводить к личностным деформациям и дезадаптации человека. На наш взгляд, именно о потере доверия и к себе, и к миру можно говорить в случаях, связанных с трудными жизненными ситуациями, разрешение которых может быть связанно для подростка и с потерей желания жить.

Зарождение доверия происходит на ранних стадиях онтогенеза человека. Эрик Эриксон, являющийся автором психосоциальной теории онтогенетического развития, был первым, кто рассматривал «чувство базисного доверия» как важнейшую фундаментальную психологическую предпосылку всей дальнейшей жизни человека. Чувство доверия формируется у ребенка на самых ранних этапах его развития на основании опыта первого года жизни. Постепенно доверие превращается в установку, которая определяет не только отношение ребенка к себе (доверие к себе), но и к миру (чувство расположенности к себе других людей). Эриксон говорит о том, что то, насколько развитым будет у ребенка чувство доверия, зависит от степени включенности матери в заботу о ребенке. от того, как осуществляется внутренняя связь с ним.

« Мать должна обращаться с ребенком на безошибочном языке внутренней связи, тогда ребенок сможет доверять ей, миру и самому себе. Только таким образом возникает первое Я, называемое чувством базового доверия, — это первая и основная целостность, которая, по-видимому, подразумевает, что внутри и извне должен находиться опыт, взаимосвязанный с добротой. Проводя психотерапевтическую работу с взрослыми людьми с доминированием недоверия, Эриксон понял, что основная трудность в работе с ними состоит в убеждении их в том, что они могут доверять нам, мы доверяем им, и они могут доверять самим себе. Таким образом, чувство доверия (к себе, другим, миру) является основой здоровой личности, психического благополучия ребенка.

Первоначально доверие возникает на ранних стадиях развития ребенка на основе базовой потребности в безопасности и защищенности, его возникновение основано на эмоциональном контакте ребенка с матерью. В процессе развития, включения в социальную среду (микросреду, представленную близким кругом, семьей, и макросреду, представленную более широким кругом общения, первыми общественными институтами-детским садом, школой и т.д.) у ребенка возникает определенный опыт взаимодействия с ней. На основе прошлого опыта доверительных отношений с миром, который начинает отражаться в качествах личности и влиять на общую стратегию поведения, возникает вторичные установки на доверие. Эти вторичные установки как относительно устойчивые личностные характеристики формируются в подростковом возрасте. При этом большое значение имеет доверительное отношение со стороны родителей и других близких взрослых. В результате на основе этих отношений у подростка формируется доверие к себе как относительно устойчивое качество личности способность дифференцированно относиться к людям с точки зрения доверия. В исследованиях Т.П.Скрипкина показано: доверие к себе как относительно устойчивое интегративное образование личности формируется к концу подросткового возраста, «когда ребенок оказывается способным к самостоятельной, подлинной саморегуляции своего поведения».

Конечно, в результате каждой ситуации социального взаимодействия человек получает новый опыт, который может влиять на изменение его прошлых установок в лучшую или в худшую сторону. Иначе не происходит опыт накопления и «научения на ошибках». Понятно, что доверять всему и всем было бы, как минимум, неразумным. Поэтому доверие одновременно является и интегративным, относительно устойчивым образованием личности, формирующимся на определенных этапах развития человека, и динамичным явлением, изменяющим свои характеристики в соответствии с конкретной ситуацией взаимодействия человека с миром.

Нужно сказать, что категория «мир», о которой говорил С.Л.Рубинштейн в работе «Человек и мир», в современных условиях претерпела изменения. Под понятием «мир» С.Л. Рубинштейн понимал, «совокупность вещей и людей, в которую включается то, что относится к человеку и к чему он относится в силу своей сущности, что может быть для него значимо, на что он направлен» [2, с.295]. для современного человека этот «мир» состоит, можно сказать, из двух «миров», в которых происходит его жизнь, — мира реального и мира виртуального. Оба этих мира и представляют для человека ту «совокупность вещей и людей», с которой он взаимодействует в течение жизни. Причем последний является не только тем особым миром, где модно получить любого рода информацию, но и средой общения и средой жизни, миром, где происходит множество тех же процессов, что происходят в реальном социуме. Отметим, что, на наш взгляд, если говорить о современных детях и подростках, виртуальный мир давно уже не является для них чем-то новым и действительно виртуальным, а воспринимается как привычная обыденность, мир, где проводятся достаточно большое количество времени. Для них это скорее абсолютная реальность, настоящая жизнь.

В качестве примера можно привести такой, с точки зрения взрослых, «парадокс», когда ребенок предпочитает сообщить новость или поделиться информацией с другом не по телефону, а через социальную сеть. На взгляд подростка – это абсолютно нормальное явление. Многие школьные учителя жалуются на то, что даже в школе на уроках дети «сидят в социальных сетях», вместо того, чтобы слушать учителя. Сидя за соседними партами, они через интернет обращаются друг с другом. В той или иной мере все родители сталкиваются с этой проблемой в воспитании ребенка (пишет сообщения вместо чтения книг, стремится сесть за компьютер при первой же свободной минуте и т.д.).

Значимая роль Интернета в жизни современного человека позволяет исследователям говорить о нем как об особой психологической реальности, существующей интернет-культуре. Особенностями этой культуры, по мнению Н.В.Чудовой, является, среди прочих то, что « Интернет стимулирует формирование «чудесной» картины мира, выполняя по отношению ко всей современной культуре функцию периферии. Где копится информация о случайном, новом, ненормативном, не вписывающимся в жесткие рамки устоявшихся представлений». При этом выделяются объективные причины для восприятия виртуального мира как характеризующегося независимостью, открытостью, простором для личностного роста и в то же время как затягивающего, навязывающего свои правила, «высасывающего жизненные соки». В этой связи важным является то, что Интернет, у всех на слуху такие порожденные виртуальной средой реальные проблемы, как интернет-зависимое поведение (интернет-аддикция).

В то же время, как отмечает Н.В.Чудова, «появление Интернета не только поставило точку в индустриальном этапе развития общества, но и изменило психические свойства современной культуре. Для активного участника интернет — жизни проблема отчуждения в том виде, в котором ее обсуждал Э.Фромм, уже не стоит». В этом, безусловно, выражается положительная роль Интернета как среды. В этом качестве Интернет представляет собой специфическую реальность ранее не существовавший, действительно новый мир, со всеми своими положительными и отрицательными сторонами.

Еще одной важной особенностью Интернета как мира является то, что в отличие от реальной жизни, которая не всегда предоставляет условия для осуществления потребностей и стремлений подростка, Интернет открывает реальное поле деятельности. Причем открывается оно абсолютно всем — лидерам и аутсайдерам общительным замкнутым и тревожным независимо от их личностных характеристик, социального статуса и других особенностей. Как справедливо отмечает А.Е.Жичкина, «социальный мир исходно задает человеку рамки для самокатегоризации ограничивая его, а социальный объект (границами пола, возраста, национальности профессиональной принадлежности и т.д.); информационный мир принципиально безграничен».

Интернет как мир без границ доставляет подростку возможность участвовать в любых сообществах в соответствии со всеми интересами. Однако отметим, что многие из таких сообществ как раз имеют деструктивную и антисоциальную направленность стремятся вовлечь в свои ряды как можно больше подростков с целью дальнейшей манипуляции. Известно: в Интернете существуют, например клубы самоубийц, где подробно раскрываются способы ухода из жизни, и объясняется, как можно это сделать.

В целом, исследования последних лет показывают, что доминирующими мотивами использования подростками интернета являются игровые и коммуникативные. По этим исследованиям, в Интернете подростки проводят наибольшее количество времени, играя в различные игры и «живя» в социальных сетях. Здесь им предоставлена полная свобода в общении, выборе групп по интересам, самопрезентации, самоосуществлении.

За последние десятилетия Интернет из чего-то сверхъестественного, необычного, чудесного и особенного превратился в то, без чего трудно представить себе жизнь современного человека, стал новым «миром». Все увеличивающееся с каждым днем количество зарегистрированных пользователей социальных сетей, различных сообществ, групп по интересам, блогов подтверждает это. Именно по средством интернета многие пользователи «находят себя», реализуя свои интересы, склонности и способности, находя себе друзей, вступая в различные сообщества. Одновременно с этим многие интернет-ресурсы могут представлять опасность для психики ребенка, предлагая ему деструктивные и опасные способы «ухода от проблем». Пользуясь знанием детской психологии, создатели таких сайтов затягивают подростков в различные «интернет-секты», зомбируют детей, нанося непоправимый ущерб их психике, а иногда и содвигая к уходу из жизни.

Приобщение подростков к такого рода Интернет-ресурсам чаще всего вызвано любопытством детей, а дальше происходит постепенное затягивание их в эту среду. Но бывает, что ребенок целенаправленно ищет такие ресурсы в связи со сложившейся трудной или кажущейся ему неразрешенной ситуацией, когда его отношение с миром и с самим собой нарушены и рядом нет такого человека, доверие к которому помогло бы ребенку вновь обрести доверие к самому себе. В случаях, когда подросток не может самостоятельно выйти из создавшейся ситуации, ему нужна помощь, он ищет ее и иногда находит не там, где действительно ему могут помощь.

Основываясь на концепции доверия, можно вести речь о нарушении необходимого баланса между доверием к миру и к себе, который обеспечивает психическое благополучие подростка. В итоге потеря доверия к миру ведет к утрате доверия к самому себе как к части мира. «Когда в жизни человека происходит что-то очень важное, резко меняющее, рушащее привычные внутреннее смыслы — доверие к миру утрачивается, потому что с точки зрения человека смыслами наделен мир, а не он сам. На самом же деле потеря доверия к миру всегда сопряжена с потерей доверия к себе, ибо в критической ситуации старые смыслы «умирают», а новые еще не созданы». (Скрипкина Т.П.) Следовательно, для того чтобы снова обрести доверие к миру, необходимы новые смыслы. Помочь найти их может понимающий и любящий близкий взрослый.

Приведем некоторые эмпирические данные, характеризующие доверие к миру и к себе у подростков. Большинство подростков 14-15 лет, учащиеся восьмых классов, считают, что родители входят в круг доверительного общения, однако, 20 % детей считают. Что их матери не обладают такими качествами, как чуткость, авторитетность и даже доброта. Общий уровень доверия к себе и к миру у этих подростков был ниже, чем у остальных детей. Такие результаты требуют более глубокого анализа и детального изучения. Однако становится понятно, что именно эти дети составляют группу риска с точки зрения доверительных отношений в семье и собственного психологического благополучия.

Выводы. В целом можно сказать, что взаимоотношения подростка с миром, изначально строящиеся в определенной мере на доверии к себе и миру, являются довольно сложными в силу особенностей самого подросткового возраста.

Понимание доверия как механизма связи человека и мира в единую систему позволяет говорить о том, что в трудных жизненных ситуациях происходит нарушение этого механизма, другими словами,- нарушение баланса необходимого уровня доверия к миру и к себе, обеспечивающего не только психологическое благополучие подростка, но и развитие его как активного субъекта. Если происходит утрата доверия к миру. То это приводит к утрате доверия и к себе как его части. В итоге такой дисбаланс нарушает общий механизм взаимодействия подростка с окружающими.

Утрата доверия, его отсутствие не дают возможность вступать во взаимодействие с миром, накладываются на общую психологическую нестабильность подросткового периода, что приводит к дезадаптации подростка. Главная роль в плане помощи подростку в ситуации утраты доверия принадлежит семье и близким взрослым. Лишь понимание и чуткость к состоянию ребенка, его проблемам, которые взрослым нередко кажутся надуманными и мелкими, а для подростка являются серьезными и жизненно важными, помогут ему обрести новые смыслы и позволят избежать трагического развития событий. Основная роль в этом процессе принадлежит доверию.