Устранение дислексических ошибок на уроках чтения

«Устранение дислексических ошибок на уроках

чтения.»

Учитель -логопед Убелс М.Ю.

НАВЫК ЧТЕНИЯ

Чтение -это сложный психо -физиологический процесс: Совместная деятельность зрительного ,речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Зрительное восприятие ,узнавание и различение букв, слогов и слов.

Обучение чтению.

В процессе формирования навыка чтения выделим 4 этапа:

Овладение звуко-буквенным обозначением.

Слого-аналитическое чтение.

Становление синтетических приемов чтения.

Синтетическое чтение.

Одновременное формирование техники ( правильность, беглость, выразительность) и смысловой стороны чтения.

На 1 этапе ребенок получает первоначальное представление о фонеме, учится производить фонетический анализ и синтез , начинает дифференцировать звуки, знакомится с образом букв( графем) , учится соотносить звуки и буквы, сливать звуки и буквы в слоги ,а слоги в слова .Единицей чтения является буква, т.е. побуквенное чтение открытого характера(сначала 1 буква.затем 2 буква, мысленно объединяет в звуки, а потом прочитывает слог).При этом понимание прочитанного отделено по времени от процесса восприятия. Зрительный образ слова не ассоциируется с его значением. Только после звукового восприятия возникает значение. Догадка отсутствует.

На 2 этапе элемент зрительного восприятия — слог .Слог узнается в «лицо» .Процесс чтения самого слога теряет свою самостоятельность. Слог становится частью целого слова. Процесс слияния звуков в слог не представляет трудности .На технику прочтения слова влияет его слоговая структура и ритмика. Осмысление прочитанного слова по слогам происходит не одномоментно, а после чтения .Появляется смысловая догадка, но связь между словами очень слабая.





На 3 этапе единицей чтения становится слово. Это чтение отдельными целыми словами. Слово узнается в «лицо.» Читающий в большей мере опирается на содержание ранее прочитанного, чем на буквенный состав слова.

Последний 4 этап -слитное чтение, высокоавтоматизированный процесс. Понимание опережает процесс чтения.

Виды упражнений на уроках чтения для предупреждения возникновения ошибок дислексического характера,

Ежедневно в начале урока проводить разминки (сначала чтение без участия голоса, при помощи одних лишь движений губ и языка, а затем вслух по несколько раз подряд).

Например:

Чтение гласных на одном выдохе:

а — э — о — ы о — у — ы — а а — э — ы — у о — у — а — ы

Чтение на одном выдохе:

Мы — ны — лы — ры Ми — ни — ли — ри Ты — ти — ды — дн

Чтение столбиков слов:

усысутки стишок шест шасси

ушишутки старший шесть шоссе

споры шумел страшно шерсть штепсель шпоры сумел старушка шелест шустрый

Использовать на уроках чистоговорки, скороговорки, короткие стишки с последующим заучиванием.

Работать с изографами (Ребёнку нужно прочитать слово и показать указкой каждую букву.)

Развивать фонематическое восприятие: по первым звукам названных учителем слов отгадать название произведения.

Читать текст из учебника «вверх ногами»

Читать текст из учебника с прикрытой нижней или верхней половиной строчки.

Использовать игру «Наборщик». (Предложить слово из текста, из букв которого учащиеся составляют новые слова. Например: треугольник — три, угол, гол, уголь, кино, реки, руль, трель и т. д.)

Находить в рассказе задуманное слово.

Отделить слово от псевдослова. (Из цепочки выделить правильное слово. Например: мафтан, фафтан, кафтан, тюфтан)

Ю.Читать текст через слово.

11.Читать текст, развёрнутый на 90 градусов (т.е. строчки ставятся столбиком)

12.Читать текст с повторным произнесением каждого второго (третьего) слова.