Устный журнал Л Н Толстой По страницам великой жизни

Устный журнал «Л. Н. Толстой. По страницам великой жизни»

Цель: знакомство с многогранной личностью Толстого как человека, мыслителя и писателя

Задачи:

- изучение основных аспектов жизни и творчества Толстого;

- создание условий для проявления творческого поиска учащихся, для развития исследовательских навыков и развития креативных способностей;

- воспитание интереса к жизни и творчеству писателя.

Оформление классной комнаты:

Столики со скатертью, на столиках томики книг Л. Н. Толстого; свечи, символизирующие рождение писателя.

Портреты Л. Н. Толстого:

-художников И. Н. Крамского (1873 г.), Н. Н. Ге (1884 г.), И. Е. Репина (1887 г.),

М. В. Нестерова (1907 г.).

3) Комплект фотографий «Ясная Поляна».

4) Слева от доски расположен «Уголок Льва Николаевича», где вниманию представлены библиографически редкостные издания книг Л. Н. Толстого (1930, 1940, 1965 и т. д. годов), здесь же стоит свеча, которую на последней странице журнала ученик зажжет, как символ вечной и неугасающей памяти великому Таланту великого Писателя.

5) Высказывания, оформленные на слайдах:

Толстой – это целый мир.

М. Горький

Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким.

мир, в котором все отражения по размерам, пропорциям и светотени

соответствуют явлениям действительности …

В. Г. Короленко. «Л. Н. Толстой».

Сердечно приветствую художника и человека, славу и гордость

своей страны и своего века.

К. А. Тимирязев – Л. Н. Толстому, телеграмма 1898 г.

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя.

В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало

быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

Л. Н. Толстой.

(При подготовке к журналу учащиеся 9 – 10 классов литературного объединения «Словесник» были разделены на группы:

- «Историки» (готовили материал об исторической эпохе второй половины XIX века);

- «Искусствоведы» (сбор иллюстративного материала и музыкальное оформление);

- «Мемуаристы» (подбор цитат из воспоминаний современников);

- «Архивная группа» (работа с дневниковыми записями Толстого, анализ сгруппированных по годам выдержек, позволяющих проследить формирование личности Толстого, его идеи нравственного самосовершенствования);

- «Любители поэзии» (подбор стихотворений о Толстом, раскрывающих различные грани его жизни и творчества);

- «Библиографы» (оказание помощи в работе всем творческим группам: подбор литературы и оформление выставки).

- «Техническая группа» (создание слайдовых презентаций).

Руководитель литературного объединения осуществлял контроль за подготовкой групп и оказывал помощь при подборе материала.

Подготовленный материал был представлен членами творческих групп в виде устных выступлений и слайдовых презентаций.

Вступительное слово учителя. Лев Николаевич Толстой – писатель огромного дарования и трудолюбия, автор известных всему миру гениальных произведений.

Смысл жизни Толстой видел в служении людям. В дневниковых записях писателя неоднократно повторяется мысль: «Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям». И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим.

Непоколебимо было жизненное кредо Толстого, которому он никогда не изменял: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

Не изучив и не поняв его жизни, нельзя по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя.

Давайте же вместе попытаемся разобраться, чем близок и дорог нам этот замечательный человек.

Итак, мы приглашаем вас на устный журнал по теме «Л. Н. Толстой. По страницам великой жизни».

1 страница «Историческая» (слайд №2)

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии в аристократической семье.

Прожил он ярко и примечательно 82 года.

Лев Толстой был участником и свидетелем многих важных исторических событий:

(слайд №3)

- Крымской войны – 1853-56 г.г.;

- смерти Николая I – 1855 г.;

- Крестьянской реформы – 1861 г;

- покушения Д. В. Каракозова на Александра II – 1866 г.;

- Парижской коммуны – 1871 г.;

- возникновения общества «Земля и воля» -1876 г.;

- Русско-турецкой войны – 1877-78 г.г.;

- смерти Александра II – 1881 г;

- попытки покушения на Александра III;

- Русско-японской войны – 1904-05 г.г.;

- 9 января. Кровавого воскресенья – 1905.

Историческая обстановка в России была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении писателя.

Самое большое влияние на становление Л. Н. Толстого как писателя сыграла Крымская война 1854 г., участником которой он был. Толстой участвовал в сражениях, в которых русские войска из-за бездарности генералов и политических просчетов правительства терпели поражения.

Испытав тяготы Севастопольской осады с июня 1854 года по апрель 1855 года, Толстой решил показать Крымскую войну в движении, в необратимых и трагических переменах. Так возник замысел изображения «Севастополя в различных фазах», воплотившийся в трех взаимосвязанных рассказах: «Севастополь в декабре», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе».

Толстой убежден в том, что истинный патриотизм, глубокую любовь к родине следует искать не в высших сферах, не у адъютантов и штабных офицеров, а в среде простых людей, на плечи которых падает основная тяжесть войны.

Горький опыт Крымской кампании дал будущему писателю большой материал для обличения генералов-теоретиков, а единение с простыми солдатами явилось стержнем «мысли народной», которая утвердилась в будущем романе-эпопее «Война и мир», написанном в 50-е годы

50-е годы — расцвет творчества Л. Толстого.

Современниками Толстого были многие видные деятели культуры: Н, А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. И. Герцен, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. М. Гаршин, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет и другие писатели. Он проявлял большой интерес к творчеству писателей народов России – Т. Г. Шевченко, А. Церетели, К. Хетагурова.

Творчество Толстого пронизано стремлением понять суть предназначения человека на земле. Нравственную силу человека он видел в совершенствовании, к которому сам стремился и постоянно работал над собой, пополнял знания, закалял волю.

2 страница «Мемуары» (слайд №4)

Имя Толстого было хорошо известно и за пределами России, о чем свидетельствуют такие писатели, как Ги де Мопассан, П. Мериме, Ж. Санд, О. Бальзак, Р. Роллан.

У Р. Роллана к Толстому было особенно теплое чувство. Вспоминая в одной из своих книг о Льве Николаевиче, приводит такой эпизод. В молодости он собирался стать педагогом-историком. Но любовь к литературе тоже была очень сильной. И вот, прежде чем сделать окончательный выбор, он решает обратиться за советом к Толстому в Ясную Поляну. И великий писатель ответил ему, тогда еще никому не известному юноше. Письмо это и решило судьбу Р. Роллана.(слайд №5)

«Искусство и жизнь неотделимы. Ни у кого другого творчество так тесно не переплетено с жизнью…носит автобиографический характер. По творчеству Толстого мы можем, начиная с десятилетнего возраста, шаг за шагом, проследить противоречивые искания, которыми так богата мятущаяся жизнь …Едина была трагедия его искусства и его жизни.»

Р. Роллан.

Правда искусства у Толстого неотделима от правды жизни. Поиски правды – смысл его бытия, которое не было легким и простым. Именно своими противоречивыми исканиями особенно дорог нам писатель.

(слайд № 6)

«Весь мир, вся земля смотрит на него … отовсюду к

нему протянуты живые, трепетные нити ..»

М. Горький.

«Если бы можно было писать, как Толстой, и

заставить весь мир прислушаться!»

Т. Драйзер.

Все цитаты помогают понять мировое значение Толстого как писателя и как личности. Но каждый ценит его как мыслителя и проповедника, во взглядах которого воплотились противоречия русской действительности. М. Горький отмечает масштаб влияния Толстого, его общечеловеческую привлекательность. Т. Драйзер восхищается им как величайшим художником, мастером слова, несущим людям свет добра и милосердия.

3 страница «Лирическая» (слайд № 7)

Сила и размах таланта Толстого нашли отклик и в творчестве поэтов современников Я. Полонского и А. Апухтина.

(Два ученика читают стихи, перекликающиеся с общей темой разговора.)

Я. Полонский «Писатель, если только он..»

Писатель, если только он

Волна, а океан – Россия,

Не может быть не возмущен,

Когда возмущена стихия.

Писатель, если только он

Есть нерв великого народа,

Не может быть не поражен,

Когда поражена свобода.

А. Апухтин «Графу Л. Н. Толстому» (отрывок)

О вечной красоте напоминая миру,

Твой мощный голос прозвучал.

Кто по земле ползет, шипя на все змеею,

Тот видит сор один …

И только для орла,

Парящего легко и вольно над землею,

Вся даль безбрежная светла!

- Конечно же, словесный образ, литературный портрет – первооснова наших представлений о писателе. И все же ничто не может заменить ярких зрительных впечатлений, которые вызывают портреты Л. Толстого, созданные художниками – его современниками.

4 страница «Искусствоведческая» (слайд №8)

1. Среди почитателей таланта Толстого был основатель художественной галереи в Москве П. М. Третьяков. Он очень хотел заказать портрет Толстого для своей галереи. В 1869 году Третьяков обратился к А. А. Фету, зная его дружбу с Толстым, с просьбой о содействии. Однако посредничество Фета не помогло: Толстой наотрез отказывался позировать. Только через несколько лет счастливый случай позволил Третьякову осуществить свое желание.

История создания первого живописного портрета Толстого такова. Летом 1873 Крамской, живя на даче недалеко от Ясной поляны, решил заехать к Толстым, чтобы познакомиться с Львом Николаевичем и уговорить его позировать для портрета. Однако художнику не повезло: Толстой проводил лето на хуторе в самарских степях. Но Крамской не терял надежды встретиться с писателем, о чем писал и Третьякову.

5 сентября Крамской снова приехал в Ясную Поляну. Толстые уже вернулись. Льва Николаевича в доме не оказалось, и художник отправился на розыски. Во дворе на вопрос, не знает ли где граф, работник ответил: «Это я и есть». Так состоялось знакомство этих двух выдающихся людей.

Художник был принят в Ясной Поляне очень сердечно. Однако Толстой продолжал упорствовать в своем отказе позировать. Тогда Крамской предложил написать два портрета: один для семьи Толстого, другой – для галереи Третьякова. Писатель согласился, и на следующий день начались сеансы.

Толстой поразил и покорил Крамского. О своих впечатлениях он написал Репину: «…граф Толстой, которого я писал, — интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и был все время в возбужденном состоянии… На гения смахивает». Прозорливость художника способствовала успешной работе. И хотя Крамской писал два портрета одновременно, перед нами предстают два разных образа Толстого. В яснополянском (для семьи) варианте – углубленный в свой внутренний мир человек как бы прислушивается к тому, что зреет в глубине души; в Третьяковском поражает выражение глаз Толстого: в испытывающем, устремленном на зрителя взгляде удивительно передана сила его духа и проницательность. Последняя работа по достоинству оценена современниками и признана как лучший портрет Толстого.

(слайд №9)

2. Лев Толстой был человеком музыкально одаренным. Его семья любила музыку. Мать писателя Мария Николаевна занималась музыкой. Сам Лев Николаевич хорошо играл на рояле. Покинув Казанский университет, он составил себе программу самообразования. По составленному им плану он должен изучить юридические науки, иностранные языки, математику, естественные науки и «достигнуть средней степени совершенства в музыке …»

А. Б. Гольденвейзер в своих воспоминаниях отметил, что «В молодости Лев Николаевич сочинил вальс для фортепиано. (Подготовленный ученик исполняет вальс).

Лев Николаевич любил и понимал народную музыку, называя ее «удивительным сокровищем». Он неоднократно повторял: «Ничего так не люблю, как наши простые деревенские песни». Он даже собирал и записывал их. Особенно нравилась писателю бесхитростная народная песня «Сидел Ваня на диване» П. И. Чайковский вспоминал, что Л. Н. Толстой, услышав мелодию этой песни, неожиданно заплакал.

(Прослушиваются в записи народные песни, которые так любил слушать Л. Н. Толстой, — «Не шуми, мати зеленая дубравушка», «Дубравушка».)

3. Своеобразным центром культуры становился дом Л. Толстого в Ясной Поляне и в Москве. В гости к великому писателю часто приезжали люди культуры и искусства. В доме Л. Толстого звучали произведения Бетховена, Чайковского, Глинки, Моцарта. Для Толстого играли Скрябин, Танеев, Гольденвейзер, Рахманинов.

Но самым любимым композитором его был Шопен. «Шопен в музыке – то же, что Пушкин в поэзии, — повторял Лев Толстой.

В произведениях Л. Н. Толстого много страниц посвящено музыке. Герои исполняют народную и классическую музыку, играют на фортепиано, скрипке, народных инструментах. Это свидетельствует о глубоком понимании музыки автором.

Музыка в произведениях Толстого является одним из средств психологического анализа. Она позволяет автору передать смену мыслей и настроения героя.

Слово учителя:

— В огромном литературном наследии Толстого, занимающем 90 томов Юбилейного издания его сочинений, есть книга, известность которой не так велика, как «Война и мир» или «Анна Каренина». А между тем эта книга, писавшая с перерывами 63 года и занимающая ныне 13 томов в собрании толстовских сочинений, пожалуй, не имеет себе равных во всей мировой литературе. Книга эта – дневники писателя.

Их не станешь читать безотрывно, как роман или повесть. Но тот, кто решит с ними познакомиться, несомненно, будет вознагражден: россыпь ярких мыслей, острых впечатлений, свежих картин и наблюдений, запечатленных на страницах толстовского «Дневника», позволяют заглянуть в сокровенный мир Художника.

Дневник – правдивое зеркало жизни великого писателя.

Толстой очень дорожил искренностью своих записей. Когда Софья Андреевна, от которой у него не было тайн, стала заглядывать в его дневник, он потерял покой: знать, что пишешь в расчете еще на чьи-то глаза – значит писать не совсем откровенно. Чтобы сохранить чистоту и неприкосновенность этой своей исповедальни Толстой начинает вести «Тайный дневник» (1908) и «Дневник для одного себя» (1910). Последний он прятал от любопытных глаз под обшивку старого кресла или за голенище сапога…

Его дневник – и свидетельство очевидца, и календарь встреч, и творческая тетрадь. Но, пожалуй, больше всего – орудие самопознания и самовоспитания, изменения самого себя.

5 страница «Архивная» (слайд №10)

1. Весной 1847 года Толстой попал в больницу. Здесь сделаны и первые его записи в дневнике, который он вел – с небольшими перерывами – до конца своих дней.

«По дневнику весьма удобно судить о самом себе», — напишет 22 – летний Толстой.

Толстой записывал не только наблюдения и мысли, но и планы будущих произведений, и даже отдельные словечки, услышанные в гуще людей. Последняя его дневниковая запись сделана за три месяца до смерти …

Смолоду основополагающей чертой Толстого была самостоятельность суждений: желание до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Он понимает, что дорога познания трудна. Но ему казалось, что стоит расписать свою жизнь заранее – и все пойдет хорошо. Он даже составил правила, в которые верил со всем жаром своей души.

Вот некоторые из них (слайд №11):

Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.

Что исполняешь, исполняй хорошо.

Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить.

Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой.

Читай и думай всегда громко.

Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают… и т. д.

2.Как переделать свою природу? Как приблизить себя к идеалу? Прежде всего, решает молодой Толстой, необходимо стать образованным человеком.

Толстого-студента не удовлетворяют занятия в Казанском университете. Он решается далее учиться самостоятельно и разрабатывает в дневнике программу, которую намерен осуществить за два года.

Самое удивительное, что большую часть этой программы Л. Н. Толстой выполнил. Первое, чему он научился (или от рождения умел), — это говорить себе правду без утайки. Из дневника мы видим, как молодой человек, воспитанный в изнеживающей среде тетушек и мамушек и не отличавшийся от природы сильной волей, побеждает лень. Толстой был готов к преодолению человеческих слабостей. С юношеских лет он желал, чтобы судьба ниспослала ему трудные испытания, которые потребовали бы напряжения всех сил его души.

3. Действием, деянием стало для Толстого и его писательское дело. С того дня, когда в 1852 году в журнале Некрасова «Современник» под скромным псевдонимом Л, Н. появилась повесть «Детство», он сделал свой выбор. Но литературы, одной только литературы, все-таки ему было мало. Во время реформы 1861 года, уничтожившей

крепостное право, Толстой становится «мировым посредником».(слайд №12)

При разрешении споров между помещиками и мужиками, он, как правило, на стороне последних.

В Ясной Поляне Толстой открывает школу для крестьянских ребятишек и сам составляет азбуку, преподает не только литературу, историю, но физику, математику… (слайд №13)

В старости, оглядываясь на прожитую жизнь. Толстой записывал в дневнике: «Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям». Жизнь и литература для него неразделимы.

6 страница «Путешествие в Ясную Поляну» (слайды №14-21)

Один из членов нашей архивной группы имел счастливую возможность побывать в доме Толстого в Ясной Поляне. Совершим же вместе с ним заочную экскурсию по памятным местам, связанным с именем писателя.

Итак, мы входим в дом. Уже в передней – шкафы с книгами. Это – часть огромной библиотеки, принадлежавшей трем поколениям Толстых: деду со стороны матери – князю Волконскому, отцу Льва Николаевича и самому Толстому.

Самая большая и светлая комната в доме – зала. Поражает отсутствие каких-либо предметов роскоши. Из зала мы переходим в гостиную, поражает отсутствие каких-либо предметов роскоши. По соседству с гостиной – кабинет писателя, занимающий центральное место в музее. В эту своеобразную крепость во время работы никто не входил. Софья Андреевна строго охраняла покой мужа и в неурочные часы никого к нему не допускала (с десяти утра до двух-трех часов дня). Вся обстановка кабинета, как и многочисленные «мелочи», сохранились во всей полноте.

В последние годы жизни писателя соседняя с кабинетом комната была его спальней. Простая железная кровать, тумбочка, фаянсовый умывальник, два кресла с решетчатыми спинками, бюро. На стенах портреты жены, дочерей Маши и Тани.

Клеенчатая тетрадь дневника, карандаши и самопишущая ручка – всегда у него под рукой: ведь Толстой нередко вел записи и по ночам в часы бессонницы.

Здесь, в спальне, особенно остро ощущаешь требовательность Льва Николаевича к себе, его скромность и то уважение, с которым он относился к окружавшим его людям. Толстой никогда не позволял никому убирать за собой, сам наводил порядок в кабинете и в спальне. Писатель бережно относился к вещам, которые носил, был во всем строг к себе. На людях держался просто и искренне, умел создавать вокруг себя атмосферу доброжелательности и доверия.

За стеной кабинета, с северной стороны, расположены две смежные комнаты: ремингтонная (или «секретарская») и библиотечная. Их Толстой, шутя, называл канцелярией. Здесь переписывались черновики рукописей, размножались запрещенные цензурой статьи, правилась корректура, писались ответы на письма. Над своими произведениями писатель работал тщательно, переделывал их много раз.

И, наконец, комната для приезжающих. Здесь гостили обычно друзья семьи Льва Николаевича, в том числе: И. С. Тургенев, А. А. Фет, А. П.

Чехов, И. Е. Репин, В. Г. Короленко, В. В. Стасов, Н. Н. Ге, И. И. Мечников и многие другие. Домашние еще называли эту комнату, обставленную, в основном, книжными шкафами, нижней библиотекой или комнатой с бюстом (в нише одной из стен был установлен мраморный бюст брата Толстого, Николая Николаевича). В этой комнате писатель не раз пережил и творческое озарение, и мучительные поиски правды жизни. Здесь же был установлен и привезенный 9 ноября 1910 года гроб с его телом, когда Россия навсегда прощалась с Львом Толстым.

Мы уходим из Ясной Поляны, из дома Толстого в глубоком раздумье и волнении. Ведь вопросы, волновавшие всю жизнь великого писателя, ничуть не утратили своей актуальности. Они как бы обращены напрямую к нам: «как сохранить доброту и любовь?»Ответить на них сегодня не легче, не проще…

8 страница «Толстой в Степном Заволжье» (слайд №22)

1. Жители Алексеевского района Самарской области гордятся тем, что в их родных местах в период с 1862 по 1883 г. г. неоднократно бывал великий русский писатель. В течение 20 лет он побывал здесь 10 раз, и прожил, в общей сложности, 384 дня. Трижды приезжал со своей семьей.

С первых дней своего пребывания в степном крае Лев Николаевич Толстой был очарован красотой природы и почувствовал глубокую симпатию к степнякам – кочующим башкирам и русским переселенцам. Привело его сюда отнюдь не праздное любопытство: проблемы со здоровьем были нешуточные, требовалось подлечиться. Лечиться граф решил кумысом, зарождалось тогда такое направление в медицине.

В общем, лечение и пребывание в наших краях пошло графу на пользу, и он прикупил в Самарской губернии имение, а потом и второе, куда приезжал в летнее время. Купив имение, Толстой построил на своей земле конезавод, где собрал лучшие экземпляры породистых лошадей. В дни приезда графа в имение проводились народные гуляния, ярмарки и спортивные состязания. Особой популярностью у жителей близлежащих сел пользовались скачки, которые устраивались ежегодно в день именин Льва Николаевича.

2. Поэт Ф. Востриков посвятил Л. Н. Толстому стихотворные строки:

Толстой родился не в Заволжье,

Но степь была в его судьбе.

Полынью дикой, зноем, рожью

Она звала его к себе.

Приехал раз и задержался.

Земли купил. Поставил дом.

По нраву край степной казался,

Коль трижды был с семьей потом.

Друзьями стали и калмыки,

Башкир, и русский, и киргиз.

Бывал в Землянках, Каралыке,

У Мухаммеда пил кумыс.

С муллой калякал и с мормоном,

Статьи издателям писал.

Войдя в Гавриловку с поклоном,

Крестьян от голода спасал.

Мечтал, предсказывал и верил.

Что степь заплещется в прудах.

Толкнет волна в бетонный берег

От Тананыка в двух верстах.

Творил во благо человека,

Не перечислить добрых дел.

Из девятнадцатого века

В грядущий праведно глядел.

Глядел взволнованно и строго

Пророком, графом, мужиком…

Толстой родился не в Заволжье,

А стал заволжским степняком.

Заключительное слово учителя:

- Стихия толстовского гения созвучна безбрежному морю. Читая его произведения, погружаешься в глубины человеческой души, воедино слитой с природой. Каких бы сторон жизни ни касался художник, живописал он широко, по-человечески мудро и просто.

Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, все его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов.

(Зажигается свеча)