Устный журнал Язык — к знаниям ключ

Устный журнал.

Язык — к знанию ключ.

1 – я страница. Как прекрасен и велик русский, близкий нам язык!

Ведущий.

С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт их. Затем начинает повторять за ними слова, и постепенно малыш овладевает речью. К семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

Учся.

Мы с вами говорим на русском языке. Это родной наш язык! На этом языке общаются все народности, живущие в нашей огромной стране, которая зовётся РОССИЕЙ! Наш язык велик и богат. Самый выразительный и точный. На нём можно говорить и с другом, и с врагом. Он выражает и любовь, и ненависть. Научиться правильно пользоваться им – наша задача.

Ведущий.

Послушайте, что говорили о русском языке выдающиеся люди.

Дети читают наизусть высказывания.

- « Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат». А. П. Сумароков.

- «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…». Н. В. Гоголь.

- « С русским языком можно творить чудеса». К. Г. Паустовский.

- « Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…». А. И. Куприн.

- « Я ко всем наукам ключ имею, я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком». С.Данилов, якутский поэт.

- «… Забыв родной язык – я онемею. Утратив русский – стану я глухой». Т. Зумакулова. Балкария.

- « Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник. Если штурмуешь познания кручи – выучи русский язык». С. Абдулла, узбекский поэт.

Ведущий.

- А вот что пишет поэт Э. Иодковский. « Могли ли хоть представить наши предки ту светлую минуту торжества, когда начнёт весь мир с упорством редким российские заучивать слова».

Ребята, а вы знаете, сколько слов в русском языке?

Мы открываем 2 – ю страницу. Обратимся к словарям.

В однотомном словаре С. И. Ожегова около 57 тысяч слов. В 4 – х томном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова более 85 тысяч… В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля более 200 тысяч слов. Он работал над ним 47 лет! В 17 – томном словаре современного русского литературного языка 120480 слов. ( Словари показать).

- А какие бывают слова?

Уч ся.

- Слова бывают разные. Весёлые и грустные, маленькие и большие, вежливые и грубые.

Но есть самое важное слово, самое дорогое. — Какое это слово? — РОДИНА!

Учся.

- А. Н. Толстой говорил « Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Что такое Родина? – Это весь народ. Это его культура, его язык.

Учся. На фоне репродукций — Берёзы, уборка урожая, русская деревня, горы и др. читает стихотворение З. Александровой.

- « Если скажут слово «родина», сразу в памяти встаёт старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот. …… Или степь от маков красная, золотая целина… Родина бывает разная, но у всех она одна».

Учся.

- Наша Родина – Россия. Страна, где мы живём, учимся. Каждому человеку дорога Россия. Народ давно отметил свою любовь к Родине в пословицах и поговорках.

(Дети вспоминают некоторые). – Человек без Родины – соловей без песни. – Жить – Родине служить. – Нет в мире краше Родины нашей и т. д.

Учся. – Народ очень часто сравнивает Родину с матерью. Родина как мать. Она может быть заботливой, ласковой, терпеливой. Может быть строгой, но справедливой. Об этом говорят пословицы.

Ребята читают их.

- Родину – мать умей защищать. – Родная сторона – мать, чужая – мачеха и т.д.

Ведущий.

- Для всех российских людей дорогим и близким является слово МОСКВА. – Почему? (Ребята отвечают. Можно показать несколько картин).

Учся.

- Ребята, давайте послушаем, о чём говорят « Волшебные слова» из сказки П.Гамарра.

(В сокращении)

Ребята надевают шапочки со словами.

Стыдливость. – Ох, эти дети. Как они плохо обращаются с нами.

Солдат. – А я уж, кажется, никого и ничего не боюсь, но я прямо дрожу, когда они меня склоняют и говорят: «Много солдатов».



Яблоко. – Что уж мне говорить? Они часто говорят: «Много яблоков»! Ведь это неправильно. Мне так обидно, так обидно! А ведь защищаться я не могу. Меня любая девочка может съесть.

Доброта.- Они – дети! Не следует на них обижаться. Они дети.

Брат. – Ладно, ладно. Мы не затем собрались, чтобы ссориться. Нам нужно поговорить о том,.как помочь нашим детям хорошо учиться. Прежде всего, давайте изберём председателя.

Железо. – Меня изберите! Меня! У меня большая сила. Кто за меня?

Золото. – Минуточку! Минуточку! Взгляните, как я сверкаю! Как я сияю! Я самое любимое слово!

Земной Шар. – Друзья! Я назову вам слова, которые мне нравятся больше всего. Например – «ДРУЖБА». У этого слова добрые и крепкие руки. Или «СОГЛАСИЕ» Оно всегда старается сделать так, чтобы люди жили в мире и не ссорились.

Мама. – Дорогие, послушайте! Я знаю, кого нам следует избрать председателем. Есть одно слово, которое все любят. Ребята, что это за слово? ( дети говорят)…….МИР.

Учся читает стихотворение М. Родиной «Слово очень нужное».

- Есть на свете слово – нужное и важное, Словно солнце, греет это слово каждого.

Написать без кляксы очень хочет Света это слово важное, тёплое, как лето.

МИР для всех народов, МИР на всей планете! Он нам очень нужен – мне, тебе и Свете.



Ведущий.

Наша страна всегда стремилась и стремится к миру со всеми народами. Сохраняя мир на земле, наш народ трудится так, чтобы Родина наша стала богаче, сильнее. Мы крепим силу нашей армии, чтобы в любой момент она могла защитить нашу Родину, защитить мир на Земле. Мы должны помогать своей стране – хорошо учиться. Это большой и важный труд.



- Открываем 3 – ю страницу. Сейчас мы поговорим о словах – близнецах, а называют их омонимами. Прослушайте диалог друзей из рассказа И.Туричина «Есть!»

Серёжа. – Вова, неси ведёрко песку. Вова. – Сейчас.

Света. – Надо ответить : «Есть!» Вова. – Чего есть? Песок?

Серёжа. – Да не песок есть, а «Есть принести песок!» Вова. – Принести принесу, а есть не буду. Света. – Не во рте, а во рту. Я раз ел. Он во рте хрустит.

Боря. – Чудак, когда отвечаешь «есть», зто не значит есть. Это значит «есть!». Понял?

Вова. – Понял. Можно есть, а можно не есть. ( ребята смеются.)

Боря. – Вот смотри. Матросы ,полный вперёд!

Серёжа, Света. – Есть полный вперёд!

Боря. – Прочистить трубы. – Света и Серёжа. –Есть прочистить трубу!

Боря. – Понял теперь? Вова. –Понял.

Боря. – Тогда неси песок. Вова. — Сейчас.

Боря. –Да ты ответь по правилам, как надо.

Вова. – Есть нести песок! Только я его всё равно есть не буду…

Ведущий. – Почему Вова не понял ребят? (Слово «есть» обозначает «готов», не знал этого).- Так как называются такие слова? ( омонимы). Сейчас мы закрепим то, что узнали. Я буду называть омонимы, а вы их значение: ключ, овсянка, норка, коса, лук, лисичка ит.д.)

- Ответьте на вопросы: — Каким ключом нельзя отвернуть гайку? -Какую ноту кладут в суп? — Какой лук не кладут в суп? — Из каких ноготков нельзя собрать букет? — В каких лесах нельзя заблудиться? — Из какого крана нельзя брать воду? — Какими шашками не играют?

Уч ся. - Ребята, а в русском языке есть ещё слова – друзья (синонимы). В диалоге мы услышали слово « есть» . Давайте подберём к нему синонимы. ( кушать, лопать, жрать,трескать, рубать, уплетать. Уминать, заправляться, шамать, вкушать(книжное устар.) и т. д.

Ведущий. –Подберите синонимы к словам: ( огонь – пламя, стужа – холод, мороз, солдат – воин, боец, гнутся – сгибаются, склоняются и т. д.)

Журнал заканчиваем стихотворением С. Бранских. «Могучий язык». Участники читают по куплету.

- Великий, могучий Русский язык. Туркмен его учит, узбек и таджик.

- Русское слово звучит на Кавказе, в штате Айова, в Китае и Африке.

- По – русски народы от края до края «Мир и свобода» сейчас повторяют.

- Дружат сегодня с русскою речью любые народы, любые наречья.

- И марсиане, раскрыв буквари, научатся с нами по ним говорить.

- В горах Ала –Тау, в предгорьях Памира – повсюду в Отчизне вовеки веков

- Пусть расцветает прекраснейший в мире русский язык – язык языков!

Сценарий составила Эрмик Л.А., учитель школы – интерната ст. Медвёдовской.

Использованная литература:

Н.Н. Ушаков. Внеклассные занятия по русскому языку.

Л.Т. Григорян. Язык мой – друг мой.