Устный журнал Благотворительность и меценаты

Сценарий устного журнала «Благотворительность и меценаты».

Тема: Устный журнал «Благотворительность и меценаты»

Цель мероприятия:

- ознакомить студентов с деятельностью известных благотворителей и меценатов.

Задачи:

- развивать умение самостоятельного поиска информации и публичного выступления;

- формировать нравственные качества у студентов;

- воспитывать стремление к добрым поступкам, благотворительным делам.

Методы и методические приемы:

- беседа;

- выступления студентов;

- творческие задания;

- художественное слово;

- музыкальное сопровождение;

- презентация.

Формы организации работы:

- индивидуальные задания;

- работа в командах;

- фронтальная.

Оборудование: плакаты с высказываниями русских писателей о доброте, карточки с заданиями, портреты меценатов, ноутбук, проектор, экран.

Участники: студенты, педагог.

Длительность: 1 час.

Ход внеклассного мероприятия

Вступительное слово педагога:

- Добрый день, дорогие ребята! Сегодняшнее мероприятие посвящено важной и актуальной теме. Прежде чем его назвать, я предлагаю вам послушать песню (звучит песня «Твори добро» в исполнении Шуры).

- К чему призывает нас песня?

(Ответы студентов: творить добро, совершать добрые поступки, помогать нуждающимся.)

- А как мы называем таких людей?

(Ответы студентов: благотворителями, меценатами, спонсорами, попечителями, филантропами.)

- Именно о них, о людях, дарящих другим добро, оказывающих помощь и поддержку, пойдет речь на сегодняшнем мероприятии, тема которого «Благотворительность и меценаты». Вспомните и назовите, пожалуйста, известных благотворителей.

(Ответы: Третьяков, Мамонтов, Морозов и т.д.)

- Это было предисловием нашего мероприятия, а теперь мы переходим к первой странице устного журнала.

Первая страница: Доброе дело два века живет.

- Истоки благотворительности просматриваются в очень отдаленных от нас временах. Цари, богатые землевладельцы и купцы издавна проявляли свою щедрость и покровительство, одаривали бедных, строили храмы и устраивали праздники. Среди первых, чье имя в истории прочно связано с благотворительностью и даже стало нарицательным – Гай Цильний Меценат, приближенный императора Августина. Этот римлянин в те давние времена хорошо осознавал возможности искусства в формировании общественного мнения и помогал бедным музыкантам, поэтам.

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату Крещения Руси. С принятием христианства на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что нашло свое отражение в раздаче милостыни «сирым и убогим». Благотворительность по-русски имела особенный характер: большинство российских благотворителей на рубеже 20 века были купцами. Наставляя младших братьев, известный богач, купец и меценат П. Рябушкин говорил, перефразируя французскую поговорку «знатность обязывает» в «богатство обязывает». Имена Третьяковых, Морозовых, Мамонтовых, Боткиных, Щукиных неотделимы от просветительства и культурного созидания в нашей стране.

(Учащиеся рассказывают подготовленные сообщения о знаменитых благотворителях России и Чувашии.)

Выступление первой группы студентов.

Тема: Меценаты России.

1 студент: Московским купцам Петру и Сергею Михайловичам Третьяковым наша страна обязана возникновением крупнейшего художественного собрания – Третьяковской галереи, которая создавалась их трудами и средствами несколько десятилетий, была подарена городу Москве в 1892 году.

2 студент: При поддержке крупного промышленника, мецената, деятеля в области русского искусства, театра и музыки Саввы Мамонтова были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества и ремесла. В 1885 году он основал на свои средства Московскую частную русскую оперу (существовала до осени 1904 года), пропагандировавшую творчество передовых деятелей русского музыкального искусства. Савва Мамонтов являлся основателем и строителем крупнейших железнодорожных магистралей, Мытищенского вагоностроительного завода, занимался добычей железной руды и выплавкой чугуна.

3 студент: Морозов – одна из самых знаменитых фамилий в истории предпринимательства. Савва Тимофеевич оставили о себе память как щедрый филантроп, помогая и отдельным лицам, и различным учреждениям, организациям. Пожертвования иногда были весьма значительными: несколько десятков тысяч рублей – на строительство родильного приюта при Староекатерининской больнице, 10 тысяч – «на дело призрения душевнобольных в Москве». Велика была его помощь и национальной культуре. Он оказал неоценимую поддержку Московскому Художественному театру в самый тяжелый период его становления и развития. Много добрых слов о щедром меценате содержится в воспоминаниях Станиславского. Сохранились свидетельства, что Савва Тимофеевич оказывал и раньше поддержку театральным начинаниям. Еще в начале 90-х годов XIX века он предоставил средства Московскому частному театру, причем, передавая деньги, Морозов настоятельно просил сохранить это в тайне.

Выступление второй группы студентов.

Тема: Меценаты Чувашии.

1 студент: В качестве яркого примера меценатства можно привести благотворительную деятельность династии купцов Таланцевых, сыгравших важную роль в хозяйственной, культурной и общественной жизни города Ядрин и всего Ядринского уезда Казанской губернии. Братья Николай, Михаил и Зиновий – основатели торгового дома «Братья Таланцевы» – ежегодно поддерживали материальными средствами учебные заведения, лечебницы родного города Ядрин, вкладывали большие суммы в строительство церковноприходских школ. На средства старшего брата Николая Таланцева в городе был открыт Ольгинский детский приют трудолюбия (в честь великой княгини Ольги Константиновны). После русско-японской войны 1904-1905 гг. братья содействовали открытию мужской богадельни для нетрудоспособных инвалидов и одиноких старцев. Другим примером гуманизма и душевной щедрости Таланцевых стало возведение в городе Ядрин глазной и хирургической каменной лечебницы. Благотворительная работа Николая Таланцева была отмечена несколькими наградами. Ему пожалована золотая шейная медаль на Станиславской ленте «за полезную деятельность…по попечительству о трудовой помощи», орден Святого Станислава 3-й степени. Ядринцы благодарны ему за великодушную помощь в развитии школьного дела. В 1906 году он пожертвовал женской прогимназии 118 ученических парт, оказал материальную помощь при открытии класса кройки и шитья.

2 студент: Постоянную заботу и внимание о ближнем проявляла известная династия Селивановых – крупных поставщиков зерна, яиц, лесоматериала на Санкт-Петербургский и Нижегородской рынки. Одной из характерных черт этой купеческой фамилии была повышенная религиозность. Об этом говорят сведения, тщательно собранные известным чувашским краеведом Г. Ксенофонтовым: «Григорий и Тимофей в 1896 г. Аттиковской церкви пожаловали колокол весом 33 пуда и 15 фунтов с изображением на лицевой стороне Святителя Николая Чудотворца. Петром Селивановым пожертвован этой же церкви подсвечник, хоругви металлические. Тимофей Дормидонтович преподнес храму подсвечник, гробницу для плащаницы в позолоченном футляре и икону Воскресения Христова. Григорий и Тимофей вместе преподнесли икону и иконостас. Они же выделили деньги на строительство дороги Козловка-Тюрлема». Примечательно и то, что Селивановы пожертвовали более двухсот рублей на нужды «Общества мелких народностей Поволжья» и издание чувашской газеты «Хыпар».



3 студент: Особо стоит остановиться на благотворительной деятельности Ефремовых. Ефрем Ефимович и Прокопий Ефремович проявляли постоянную заботу о церквях в своих родных деревнях Абашево и Икково Тогашевской волости Чебоксарского уезда. Большое внимание в Чебоксарах Ефремовы уделяли Благовещенской церкви, здесь Прокопий Ефремович с 1862 года до конца дней своих выполнял хлопотные обязанности церковного старосты, совместно с братом Михаилом он финансировал строительство новой колокольни, дома священнослужителей, заботился о «благолепии» семейного храма. После смерти отца старостой церкви до 1917 года был Сергей Прокопьевич. Также оказывали помощь Ефремовы женской православной общине на Владимирской горке в Чебоксарах, выделяли средства на ремонт храма Тихвинского женского монастыря в Цивильске. Будучи самоучкой, Прокопий Ефремович ценил знания и всячески поддерживал стремящихся к ним. Он выделял средства не только учебным заведениям города, но и Чебоксарской публичной библиотеке. Прокопий Ефремович и Екатерина Васильевна Ефремовы – почетные попечители Чебоксарской женской прогимназии. Эту традицию продолжали их сыновья и невестки, являясь попечителями учебных заведений в Чебоксарах, а Сергей Прокопьевич попечительствовал женской гимназии и коммерческому училищу. Деятельность трех поколений династии Ефремовых на благо города и его жителей оставила заметный след в истории Чебоксар. Особняки купцов Ефремовых образовывали своеобразный городской квартал. Между домами располагались хозяйственные постройки, складские помещения, лавки, магазины, сады, теплицы и оранжереи.

Вторая страница: Старая пословица век не сломится.

Очень много пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость. Вам предстоит продолжить предложенные пословицы.

Задание для первой команды:

Доброе дело и в воде (не тонет).

До добра, как до ярма, (до зла, как до меду).

Доброе братство (дороже богатства).

Добрый гость (всегда в пору).

Добрый пастух( не о себе печется – о скотине).

Торопись на доброе дело, (а худое само поспеет).

Доброе дело питает (и душу, и тело).

Делай другим добро – (будешь и сам без беды).

Кто любит добрые дела, (тому и жизнь мила).

За добрые дела (добром платят).

Задание для второй команды:

Добро не лихо, (бродит по миру тихо).

Добро не умрет, а (зло пропадет).

Добрым словом и (бездомный богат).

Добро помни, а (зло забывай).

Кто добро творит, (того Бог отблагодарит или того зло не вредит).

Добрые умирают, (да дела их живут).

Худо тому, (кто добра не творит никому).

Добро делать не мешай (да и сам к тому поспевай).

Добро твори, сколько можешь, (от того никогда не занеможешь).

От добра (добра не ищут).

Третья страница: Пишут не пером, а умом (или Добрые слова дороже богатства).

Задание для первой команды:

- А теперь, ребята, вам необходимо выявить адресаты для благотворительной деятельности. Ответьте на вопрос: к кому мы можем проявить благотворительность, и заполните схему «Благотворительность».

Задание для второй команды:

- Ребята, перед вами символическое изображение понятия «благотворительность» (в виде солнца). Необходимо подумать и назвать понятия близкие ему по значению.

Четвертая страница: Доброе дело и в воде не тонет.

- Тема благотворительности отражена и в архитектуре. Памятник Добрый Ангел Мира, посвященный меценатам прошлого и настоящего, есть в Чебоксарах и во многих других городах России. Композиция представляет собой фигуру золотого ангела-хранителя с голубем в руках. Она олицетворяет слияние разных сфер нашей жизни на основе высшего человеческого закона – закона Милосердия и Добра. Своеобразный памятник благотворителям сооружен в Казани в 2008 году, это бронзовая скульптура дедушки, катающего на телеге детишек.

К сожалению, в нашем городе пока не установлен памятник купцам Ефремовым, благодаря которым в городе была построена Благовещенская церковь, положен первый асфальт, появились первые пожарные машины и электрические лампочки, хотя проект памятника создан еще в 2007 году. Эскиз скульптурной композиции, выполненный Владимиром Нагорным, представляет собой ансамбль из нескольких фигур: чета Ефремовых, прогуливающихся по бульвару, рыбак с русалкой на плечах, мальчик, обгоняющий рыбака и рассматривающий русалку, а также собачка, лающая на русалку. По словам Нагорнова, фигуры будут выполнены из бронзы в натуральную величину и установлены на пешеходной зоне бульвара Купца Ефремова.

Ваша задача: по старым фотографиям определить, что находится в настоящее время в домах купца Ефремова.

Наглядный материал приведен в приложении А.

Пятая страница: Доброе слово лечит, а злое калечит.

Составить синквейн на тему благотворительность.

Правила составления синквейна и примеры даны в приложении Б.



Шестая страница: Доброе семя – добрый и всход.

- Как вы понимаете эту пословицу? (Высказывания студентов.) Доброе семя – это маленькое дело. На данный момент, являясь студентами техникума, какой добрый поступок вы могли бы совершить? (Высказывания студентов.) Я предлагаю сделать вам игрушки из бумаги способом оригами, которые мы подарим малышам из детского дома. (Студенты по выбору делают игрушки.)



Завершение мероприятия

(В конце мероприятия преподаватель подводит общие итоги работы команд.)

- Вот и пролистали мы журнал под названием «Благотворительность и меценаты». Спасибо за активную работу, я верю, каждый из вас способен на сострадание и заботу. Вера в доброту и надежда на лучшее, подаренные отчаявшимся людям – тоже благотворительность. Начните с простого – протяните дружескую руку тому, кто нуждается в поддержке рядом с вами. Начните и проживите новую жизнь, творя благо для других, которое непременно возвратится сторицей.

Рефлексия

- Завершая наше знакомство, я прошу вас поделиться своим мнением о мероприятии. Продолжите, пожалуйста, фразы:

- Сегодня я понял…

- Сегодня я узнал…

- Сегодня я решил…

Список использованной литературы

1 Аронов, А.А. Золотой век русского меценатства / А.А. Аронов. – М.: МГУК, 1995. –114 с.

2 Петрова, О.А. Новые классные часы / О.А. Петрова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 188 с.

3 Родик, Е.А. Купечество Чувашии / Е.А. Родик // Вестник Чувашского государственного института культуры и искусств. – 2006. – Вып. 1. – С.81-91.

4 Зимин, В.И. Словарь-тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений / В.И. Зимин. – Издательство: АСТ-Пресс Книга, 2010. – 736 с.

5 Терентьев, А.И. Купцы Ефремовы и другие / Терентьев А.И. //Чебоксары и чебоксарцы. – Чебоксары, 2000. – С.282-305.

Приложение А

Наглядный материал (фотографии из архива)

Третьяковы синквейн

Эскиз памятника купцам Ефремовым

Синквейн про благотворительность

Здание Национального музея

Синквейн на тему благотворительность

Здание Чувашского национального конгресса

Синквейн на тему благотворительность

Здание Художественного музея

Журнал русская благотворительность

Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского

Приложение Б

Правила составления синквейна

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Правила построения синквейна:

1 строка – 1 ключевое слово – тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).

2 строка – 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка – 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.

4 строка – короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме.

5 строка – синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).

Примеры синквэйнов, которые составили команды:

Благотворительность.

Щедрая, добрая.

Помогает, защищает, радует.

Оказывает помощь взрослым и детям.

Чудо.

Благотворительность.

Душевная, всемирная.

Радует, восхищает, сближает.

Приносит людям доброту, заботу.

Помощь.

Благотворительность.

Щедрая, неожиданная.

Помогает, радует, вдохновляет.

Щедростью людей всех удивляет.

Чудо.

Благотворительность.

Щедрая, добрая.

Дарит, помогает, щадит.

К новым вершинам воодушевляет.

Надежда