Устный счет — прием активации познавательной и творческой деятельности учащихся

Устный счет — прием активации

познавательной и творческой

деятельности учащихся

Автор: Габдрахманова Залия Фахридиновна

Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №58»

Объяснительная записка

Каждый из нас, работая учителем, стремится обогатить учащихся новыми знаниями. И мы огорчаемся, когда на своих уроках видим скучающие, равнодушные к своему предмету лица. Когда же ученики работают увлеченно, то и мы испытываем удовлетворение. Умение увлечь ребят работой, и есть, в конечном счете, педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся.

Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой. При существующем обучении проблема развития ученика является одной из сложнейших в психолого-педагогической практике. Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики.

Одним из главных условий достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в ее основе лежат потребности и интересы личности. Поэтому, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы — Щукина Г.И.считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

методов из приема обучения.

Развить интерес к уроку можно с помощью множества приемов и методов, в том числе вводить в процесс обучения развивающие приемы, повышающие интерес к предмету, а следовательно способствующие активизации познавательной деятельности.

На мой взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования  различных видов устного счета, и привлечения учащихся в подготовке, проведении данного этапа урока и урока в целом.

Устный счет это не случайный этап урока, он находится в методической связи с основной темой и носит  проблемный характер.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики отводится 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При их выполнении активизируется, развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.

Жизнь диктует свои условия, предъявляет новые требования ко всему, в том числе и к современному уроку. Поэтому на уроках математике на устном счете можно использовать шуточные задания, составленные совместно с детьми. Дети проявляют большой интерес к таким заданиям. Таким образом, выдвигаю:

цель работы: активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, с помощью устного счета на уроках.

задачи работы:

— формирование навыков устного счета;

— расширение представлений учащихся об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;

- расширение понимания значимости математики для общественного прогресса.

Содержание методической разработки

Одной из основных и первоначальных задач при обучении математики является выработка у ребят навыка хорошего счета. Поэтому, решению данной задачи я, совместно с детьми, готовим задания на устный счет следующего вида (в разработке даются задания на устный счет в 5- 6 классах, так как я являюсь учителем, работающем в должности учителя математики второй год):

Рассматриваю виды устного счета, по которым я, совместно с детьми, готовим задания.

1. Задачи для устного счета «Мультипликационные герои»

Чип и Дейл извлекли два 100- граммовых стаканчика с мороженым. Через 3 минуты в стаканчике Чипа осталось 62 г. мороженого, а с стаканчике Дейла — 47 г. Сколько мороженого уместилось в Чипе и Дейле вместе?



У Пятачка был день рождения. И вот в свой день рождения он ждет гостей, но кто именно придет он точно не знает. Первым пришел Винни-Пух. Пятачок подумал, что торт придется делить на две части — тогда сколько получит каждый? Но тут появилась…(Дети помогают рассказывать сказку до конца. Они рассказывают, что появилась Сова, и торт придется делить на три части. Но тут приходит Кролик (1/4), а затем Ослик (1/5). Сравнить полученные дроби: ½ и 1/3; 1/3 и ¼; ¼ и 1/5.

Известно, что скорость гепарда 110 км/ч, а скорость жирафа составляет ½ скорости гепарда. Найти скорость жирафа.

Также одним из видов устного счета, способствующего активизации познавательной деятельности учащихся являются задачи –шутки. Дети называют такие задачи «На десерт — задачи — шутки»

2. «На десерт — задачи — шутки»

Пожарных учат надевать штаны за 3 сек. Посчитайте, сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 мин, за 5 мин.?

Посчитайте, сколько весит этот хорошо обученный пожарный в своих 100 штанах, если его собственный вес 80 кг, а вес одних штанов — полкило?

Летела стая гусей, а навстречу ей летит один гусь и говорит: «Здравствуйте, 100 гусей!» А передний гусь ему отвечает: «Нет, нас не100 гусей! Вот, если бы нас было столько, да еще столько, да полстолько, да еще четверть столько, да ты, гусь, то было бы 100 гусей. А нас только…» Сколько гусей летело в стае?

Летели утки – одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?

«Если в 12 ч ночи идет дождь, то через 168 ч будет солнечная погода». Верен ли прогноз погоды?

У Васи столько 2-рублёвых монет, сколько и 10-рублёвых. Все монеты составляют сумму 60 рублей. Сколько двухрублевых монет у Васи?

Чаевые

После обеда два официанта пытались поделить чаевые. Антон дал Майклу столько же денег, сколько у того уже было. Майкл сказал, что это слишком много, и отдал Антону столько же, сколько у того осталось. Но Антон ответил: «Нет, Майкл, это слишком много!» — и отдал Майклу обратно столько денег, сколько к тому моменту было у Майкла.После этого у Антона не осталось ни копейки, а Майкл стал обладателем 80 долларов. Сколько денег было у каждого, пока они не провели все эти сложные операции? 

Заплесневелый хлеб

На кухне за плиту завалился кусок хлеба и заплесневел. С того момента, как плесень начала расти, площадь, которую она занимала, каждый день удваивалась. К концу 8-го дня вся поверхность хлеба покрылась плесенью. Когда хлеб был покрыт плесенью наполовину?

Барсик и мыши

Кота Барсика посадили в подвал за дурное поведение. Барсик питался там одними мышами. Он поймал их за 4 дня 80 штук. При этом его мастерство день ото дня возрастало, и он каждый день ловил столько мышей, сколько во все предыдущие дни вместе. Сколько мышей поймал Барсик в каждый из этих четырех дней? 

Четыре тройки

Можете ли вы, используя простые арифметические операции, получить из четырех троек все числа от 0 до 10?

Почем лошадь?

Алёша Попович купил лошадь. Добрыня Никитич спросил его: - Сколько ты за неё заплатил? Алёша ответил:- Я долго копил деньги и платил по частям. Сначала заплатил половину цены и ещё одну монету. Потом половину оставшейся цены и ещё 2 монеты. Наконец, ещё половину оставшейся части и ещё 1 монету.Так сколько стоила лошадь?

Рассматриваю еще такой вид устного счета, который дети называют «Сочиняем стишки».

3. Сочиняем стишки:

Вычитай, дели и множь,



Плюсы ставь, а также скобки!

Верим к финишу придешь!



5 5 5 5 = 7 (Ответ: (5 + 5 ) : 5 + 5 = 7 )

Вычитай, дели и множь,

Плюсы ставь, а также скобки!

Верим к финишу придешь!

5 5 5 5 = 3 (Ответ: (5 + 5 + 5) : 5 = 3 )

5 5 5 5 = 4 (Ответ: (5 • 5 — 5) : 5 = 4 )

Главный фактор занимательности — это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности.

Методическое обеспечение

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

Использованная литература

Интерактивная доска.

Презентации

Устный опрос  

1. Журнал «Математика в школе» №3, №4, №5, №7, 2012г.

2. Интернет –ресурсы http://xreferat.ru/54/2609-1-formirovanie-interesa-k-urokam-matematiki.html