Успешный учитель – основа эффективности образовательного процесса

Успешный учитель – основа эффективности образовательного процесса.

Вступление

2010 год предполагается объявить годом учителя. Случайно ли это? Нет. Внимание государства к учительству:

Модернизация образования;

Учительские гранты;

Стимулирование заработной платы;

Каким же должен быть он – современный учитель?

Учитель-это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он приобретает право учить. Учителя в формулу «знания-умения-навыки» не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, в действительности не существует. Результатами работы любого учителя являются:

знания, умения и навыки;

воспитанность;

здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.

А материал, с которыми учитель работает каждый день (если так можно сказать), — дети, которые никогда не станут детьми. И учителя (как врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно, а чтобы избежать ошибок, очень важно анализировать свою педагогическую деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим педагоги должны понять, какие критерии определяют успешность учителя и какие факторы влияют на это.

Диагностика успешности учителя состоит не в том, чтобы дать ему извне экспертную оценку, а в том, чтобы стимулировать самого учителя к осмыслению и решению своих профессиональных проблем. Успешный учитель всегда сориентирован на самоанализ и самодиагностику.

Самоанализ даёт возможность учителю:

формировать и развивать умение ставить конкретную цель своей деятельности и деятельности учеников, чётко её формулировать;

развивать умение устанавливать связь между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;

формировать умение чётко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

формировать умение видеть и понимать существенную связь между способом действий и конечным результатом.

Предметом оперативного анализа является изучение текущей успеваемости, уровня обученности учащихся по различным темам.

Предлагается достаточно простой способ подсчёта уровня обученности, который можно использовать для определения обученности по конкретной теме, в целом по предмету в конце года, четверти.

Формула обученности такова:

- для предмета: Уоб = средняя оценка по предмету / 5;

- для конкретной темы: Уоб = (число учащихся, верно выполнивших задание по теме) / (общее число учащихся, писавших работу).

Уровень считается:

- критическим, если меньше 0,68;

- допустимым, если равен 0,69-0,73

- оптимальным, если больше 0,73

Уровень успеваемости показывает отношение количества учащихся, выполнивших работу без двоек, к общему количеству учащихся, писавших работу.

Уровень успешности (качества) показывает отношение количества учащихся, выполнивших работу на «4» и «5», к общему количеству учащихся, писавших работу.

Данную методику применяют для проведения образовательного мониторинга:

КАРТА МОНИТОРИНГА УСПЕВАЕМОСТИ

Предмет: ___________________________________

Класс: ___________________________________

Учитель: ___________________________________

Учебный год: ___________________________________

№ контрольной работы

«5»

«4»

«3»

«2»

Успеш-ность

Успевае-

мость

Уровень обученности

Формулы для занесения данных в таблицу:

число учащихся, получивших «4» и «5»

1) успешность = ————————————————————

число учащихся, писавших работу х 100%

число учащихся, получивших «4» , «5» и «3»

2) успеваемость = ————————————————————

число учащихся, писавших работу х 100%

3) уровень обученности = средняя отметка : 5

Критерии успешности учителя

Труд

учителя

Педагогическая деятельность

Психолого-педагогичес-

кое общение

Личность учителя

Психолого-педагогическое общение

Педагогическое общение – это взаимодействие педагога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности.

Общение в педагогическом процессе выступает, во-первых, как средство решения учебных задач, во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих успешность обучения, воспитания и развития учащихся.

Личность учителя

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в неё личности педагога. Из многочисленных существующих диагностических методик выделю такие качества личности учителя, которые оказывают существенное влияние на его педагогическую деятельность.

Качества личности

Эмоциональность

Выразительность речи

Творческое начало личности

Организаторские способности

Чувство юмора

Настойчивость, дисциплинированность

В.А.Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Создание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить всё в шутку.

Педагогическая деятельность

Характеристика элементов педагогической деятельности учителей, а именно критерии квалификационного уровня учителя и оценка его работы представлена в таблице:

Показатели квалификационного уровня учителя

Оценка работы учителя

1-я группа

Учителя, требующие усиленного внимания администрации

1-я группа

Учителя с установившемся стилем работы

3-я группа

Учителя,

работающие

творчески

Знания в области своего предмета

Владеет учебным предметом на уровне программы, не имеет существенных пробелов, допускает фактические искажения в преподавании предмета

Имеет твёрдые знания в рамках программы, следит за специальной и методической литературой

Имеет глубокие и разносторонние знания своего предмета, значительно превышающие знания программы, свободно ориентируется в специальной, методической и научно-популярной литературе

Отношение к предмету

Равнодушен

Относится к своему предмету с интересом

Преподаёт с увлечением, испытывает потребность в педагогической деятельности

Чувство нового

Скептическое, порой отрицательное отношение к новому, с трудом вовлекается в процесс решения новых задач

В основном положительно относится к новым педагогическим идем, но не реализует их без воздействия администрации

Отличается поиском новых идей, новых решений педагогических задач

Умение планировать учебную работу

Штамп в тематическом и поурочном планировании без учёта особенностей класса

В основном правильно осуществляет тематическое и поурочное планирование

Работает над системой уроков по теме, их структурой, разнообразит формы и методы обучения (с учетом особенностей класса, учащихся)

Знание психолого-педагогических основ обучения

Имеет лишь общее представление о современных психолого-педагогических концепциях обучения

В основном ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, но редко применяет их в своей работе

Свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, используя их как основу в своей педагогической деятельности

Педагогический такт

При внешнем соблюдении такта в отношении с учащимися наблюдаются срывы

Обладает педагогическим тактом

Отношения с детьми строит на доверии, уважении, требователен, справедлив

Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения



Практически не осуществляется, изредка проводит дополнительные внеурочные занятия с отстающими учениками

В основном обеспечивает индивидуальный подход

Систематически изучает особенности учащихся и обеспечивает индивидуальный подход: дифференцирует объём, сложность заданий, осуществляет регулярную помощь отстающим, систематически контролирует выполнение домашних заданий, умеет держать одновременно в поле зрения «сильных», «средних», «слабых» по уровню знаний, умений и навыков

Работа по формированию навыков рациональной организации учебного труда

Не справляется с этой задачей, скептически относится к формам и методам этой работы

Стремится к формированию у учащихся навыков рациональной организации труда

Целеустремлённо и настойчиво формирует у учащихся умения и навыки рациональной организации учебного труда (самоконтроль в учении, рациональное планирование учебного труда, должный темп чтения, письма, вычисления)

Работа по развитию у учащихся мышления

Формально выполняет рекомендации программ по усилению развивающего обучения, ориентируя учащихся лишь на запоминание

Выполняет основные рекомендации программ по усилению развивающего обучения, применяет лишь некоторые специальные меры по развитию мышления

Обеспечивает эффективное развивающее обучение

Развитие у учащихся интереса к предмету

Не ведёт с учащимися работы по развитию интереса к своему предмету

Ведёт работу по развитию интереса к своему предмету

Использует специальные приёмы работы по развитию у учащихся интереса к предмету: новизну содержания; сравнение изучаемых понятий; занимательность; применяет разнообразные методы обучения; обеспечивает индивидуальный подход к учащимся при формировании познавательных интересов

Умение оценить качество знаний, умений и навыков

Допускает формализм и необъективность при оценке знаний, умений, навыков

Объективен в оценке знаний, умений и навыков

Тщательно изучает критерии оценок, умело использует значение их на практике, объективен в оценке знаний, практических умений и навыков

Самое существенное: настоящие учителя всегда помнят, что главное в школе — дети, а затем уже учебные программы и методы преподавания. Именно дети определяют качество учебного заведения. Поэтому когда ученик ведёт себя плохо, учитель ориентируется не на наказание, а на то, как избежать подобного поведения в будущем. Хорошие учителя верят в успех своих учеников, но ещё в большей степени верят в то, что сами способны на многое другое, а это в свою очередь подвигает их к постоянному самосовершенствованию и самовоспитанию.

Настоящие педагоги ориентированы на создание позитивной атмосферы класса и школы, а потому, склонны больше хвалить, и меньше ругать, избегая нанесения личных обид и не замечать мелких неприятностей. А ещё они умеют быть великодушными, обладая способностью прощать и извлекать уроки из собственных ошибок; умеют анализировать сделанное, ориентируясь на высокие идеалы.



Настоящие педагоги легко предоставляют кредит доверия и стараются относиться к каждому ученику так, как относились бы к каждому лучшему. Они помнят о том, что учеников надо готовить к сдаче тестов, но при этом больше внимания уделяют ежедневной школьной рутине, стараясь сделать её праздником для детей.

Дж. Томпсон пишет так: « Вы можете придумать блестящий план урока, но его эффективность будет равна нулю, если ваши ученики почувствуют, что они вам безразличны. Только по настоящему хорошие взаимоотношения педагога и учащихся способствуют нормальному течению учебного процесса. Без них вы ничего не добьетесь».

Методические указания

“Основные подходы и методики взаимодействия

успешного учителя с учениками”.

Устанавливайте отношения, основанные на взаимной ответственности взрослых и детей.

Разговаривайте с детьми по-доброму.

Выслушивайте каждого ученика.

Старайтесь хотя бы один раз в течение урока назвать всех по имени.

Когда ученик обращается к вам, постарайтесь его выслушать.

Говорите детям комплименты, когда заметите какие – то позитивные изменения в их поведении и внешности, даже если последние не в вашем вкусе.

Делайте всё возможное, чтобы ближе узнать своих учеников.

Концентрируйте внимание на сильных сторонах личности ваших учеников, старайтесь избегать их слабостей.

Составьте график дней рождений ваших учеников. Поздравляйте их, вывешивая поздравление на доске объявлений в классе.



Интересуйтесь делами семьи учеников. Если кто–то из их родственников болеет, справляйтесь о его здоровье.

Создавайте ситуацию успеха каждому ученику каждый день.

Методическая разработка

“Вот какой он, успешный учитель”

«Кто объявил войну между учениками и учителями»

На войну идет сам учитель. Это он берет на себя право говорить «Это так, потому что это так», прекрасно понимая, что аргументации не хватает. Это он боится сказать «Я не знаю» и вместо этого говорит «Ты не понимаешь, возьми книгу и почитай». Унижение ученика идет от закомплексованности педагога. Страх потерять авторитет – вот корень многих школьных бед.

А дети сразу чувствуют фальшь. Они мгновенно понимают, любят их искренне или только притворяются. Дети, как в «Повелителе мух», жестоки и иногда деспотичны. Они еще не способны на компромисс, и они не просчитывают шаг вперед. Они проверяют нас на «вшивость» и ищут наши слабые места. И если мы будем пытаться их скрывать – они будут бить именно по больному.

Что такое успешный учитель – учитель, у которого никогда не было войны на уроке?

Это не солдафон, не генерал перед солдатами, не робот. Это самый обычный человек.

С его слабостями и незнанием, которые он не боится скрыть. Но при этом внутренне собранный и контролирующий себя. Не позволяющий снимать на уроке туфли или есть при учениках. Не дающий волю эмоциям и не высказывающий необоснованных претензий. Это человек, который не встает на одну ступень с учениками, нет. Он всегда чуть-чуть выше, чуть-чуть умнее, чем они.

Он говорит с ними на одном языке. Он не называет интернет интернатом. И если его спрашивают не по теме, никогда не отказывается ответить. Может, не на уроке, потом. Но о вопросах не забывает.

Хороший учитель никогда не скажет ученику «Я докажу ему, что он ничего не знает по моему предмету».

Он никогда не осмелится погасить интерес к своему предмету. Он всегда будет помнить, что двойка ученика – это его двойка. Он всегда будет интересен ученикам. Чем угодно – знанием предмета, эрудицией, талантами, манерами. Что-то должно гореть внутри этого человека – к чему будут тянуться.

Хороший учитель никогда не повысит голос на уроке. Никогда.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст