Успешная адаптация в начальной школе как профилактика конфликтных ситуаций

УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ,

КАК ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ.

Переход из старшего дошкольного возраста в младший школьный – важный момент в жизни ребёнка. Когда ребёнок приходит в школу, у него появляется новый шанс реализовать себя. Новые роли, которые не может предложить семья, представляются ему чрезвычайно привлекательными. В норме ребёнок доверяет и надеется. Дети идут, в школу думая о будущем.

Детям в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными.

Хочется, чтобы учитель оценил и увидел всё самое лучшее в них. Не всегда это получается, и задача взрослых помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребёнка зависит от его темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Поэтому необходимо помочь ребёнку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал преградой на пути развития личности.

Как это сделать?



Необходимо создать условия, позволяющие каждому ребёнку как можно легче и радостнее вступить в новый этап обучения; помочь им общаться с новыми детьми и педагогами ; поддержать и развивать интерес к знаниям.



Родители и учитель должны вместе выработать тактику адаптации ребенка к учебному процессу. Необходимо подготовить ребенка к умению выполнять рутинные, неинтересные вещи – ведь учебный процесс не всегда праздник, а чаще заучивание, выработка навыков, а это требует усидчивости, терпения и умения доводить дело до конца. Например, родители могут придумать ребенку какое-то дело, не связанное с игрой или какими-то иными привлекательными моментами – например, убирать карандаши, книги. Важно, чтобы эта работа не была для ребенка сплошным удовольствием, а, наоборот, потребовала от него некоторого напряжения, и, главное – чтобы эта работа стала его постоянной обязанностью. Тогда ребенок постепенно привыкнет к необходимости выполнять некоторые неигровые, но достаточно важные действия, и будет ощущать себя взрослым. И это умение постепенно распространится и на учебную деятельность.



Можно поощрять ребенка за хорошо выполненные задания карманными деньгами, или еще какими-то бонусами. Любой труд должен быть оплачен. Ведь успех на 80 процентов зависит от мотивации – так почему бы ребенка мотивировать не только пятерками, но и какими-то материальными благами? И даже непоседа, который скачет с утра до ночи, сумеет сесть, сосредоточиться и выполнить необходимое задание, если будет подобран ключик – хорошая мотивация. С какими бы трудностями и проблемами ни столкнулся первоклассник, родители и педагоги только вместе смогут помочь ему. Надо научиться сотрудничать, слушать и слышать друг друга.