Условия для развития творческих способностей детей на занятиях ИЗО

Условия для развития творческих способностей на занятиях изобразительным искусством.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Развивать творческую активность необходимо как можно раньше. И в этом деле огромную роль играют занятия изобразительным искусством.

Рисование популярно среди детей. Посещая наше творческое объединение, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по его рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки.

В каждом задании на занятиях детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.

В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, ладошкой, кистью, пером;  используют монотипию, кляксографию, штампы, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещают различные художественные материалы и т.д.

Кроме рисования на занятиях в нашем творческом объединении мы занимаемся лепкой, аппликацией и бумагопластикой, работаем с природным материалом.

Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Эти занятия развивают умственные способности учащихся, расширяют их художественный и политехнический кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Занимаясь бумагопластикой и аппликацией, дети учатся вырезать из бума-ги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Работа с бумагой — это работа с материалом, имеющим свое лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.





Окружающая нас природа радует обилием форм и цвета. Природа богата материалом, который дети могут использовать в своей работе. Ценность таких работ состоит в том, что ребенок черпает вдохновение непосредственно из природы и создает неповторимые вещи, радующие глаз своей красотой. В природных материалах ребята видят красоту и согласованность форм, гармонию, кроме того, они узнают характерные особенности материалов: запах, цвет, форму, строение.

Прекрасным средством для развития творческого воображения являются проведение занятий изобразительного искусства на природе. В ходе подготовки к занятию настраиваю детей на восприятие красоты природы. Предлагаю им обратить внимание на красоту травинок и цветов, сияние паутинок, на красоту коры деревьев, крыльев бабочек и жучков. На этих занятиях развивается не только внимание, но и ассоциативное мышление, речь. Использую метод сравнения, задаю вопросы (с чем можно сравнить.., на что похож..). У ребят развиваются умения всматриваться, наблюдать и анализировать.

Для развития познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно добывать знания, ориентироваться в информационном пространстве, видеть, формулировать и решать проблемы мы стали заниматься с детьми проектной деятельностью.

Ребенок создает свой творческий продукт, который доставляет радость и ему, и окружающим – сверстникам, педагогам, родителям. Он видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно относится к ней. У него появляется чувство гордости за созданное им. Кроме того, работа над проектом предполагает помощь родителей, что позволяет активнее включать их в учебный процесс.

Проектные формы работы способствуют формированию коммуникатив-ных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А так же позволяют получать удовольствие от результата своей деятельности.

Для развития творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства используются следующие методы обучения:

1. Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

2. Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.

3. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных.

4. Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирую творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, приучаю четко выполнять ограничения.

5. Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова  активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.

6. Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения той же задачи.

7. Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты.