Усиление социализирующего эффекта обществознания в обучении подростков 6-9 классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №17»

Усиление

социализирующего эффекта обществознания

в обучении подростков 6-9 классов

О.Е. Левина,

учитель обществознания

Образовательный проект

Август 2009 – август 2010 гг.

Березовский

2010

Содержание

Паспорт проекта…………………………………………………………….3

Актуальность проекта………………………………………………………5

Анализ исходной ситуации…………………………………………………7

Декомпозиция проблем, решаемых проектом…………………………….8

Постановка целей проекта…………………………………………………..9

Участники проекта………………………………………………………….10

Гипотеза проекта…………………………………………………………….11

Структура преподавания, ориентированная

на усиление социализирующего эффекта………………………………….12

План реализации проекта……………………………………………………13

Календарный график работ по реализации проекта……………………….18

Список литературы……………………………………………………………20

Паспорт проекта

Наименование проекта

Усиление социализирующего эффекта обществознания в обучении подростков 6-9 классов

Основные разработчики проекта

Команда проекта, включающая учителя обществознания, классных руководителей 6-9 классов, председателя Управляющего совета, учеников 9-10 классов – участников исследовательских групп

Цель проекта

Обеспечение условий для социализации подростков 6-9 классов в обучении обществознанию

Задачи проекта

Использовать перспективные образовательные технологии в обучении обществознанию на уроке и в системе внеклассной работы

Целенаправленно и систематически развивать мотивацию на уроках и в системе внеклассной работы

Развивать ключевые компетенции (учебно-познавательные, информационные, коммуникативные) на уроке и в системе внеклассной работы

Корректировать эмоциональное неблагополучие на уроках и в системе внеклассной работы

Развивать партнерские связи с учреждениями и организациями, влияющими на социализацию подростков

Влиять на ближайшее окружение подростков

Сроки и этапы реализации проекта

Перечень основных мероприятий

Август 2009 – август 2010 гг.

Диагностический этап

Изучение состояния проблемы.

Сбор информации, диагностическое обследование особенностей целевых групп проекта.

Прогностический этап

Формирование команды проекта.

Постановка целей проекта, разработка проектной документации.

Организационно-подготовительный этап

Организация мониторинга качества знаний

Организация индивидуальной и групповой работы с выгодополучателями

Методическое обеспечение внедрения перспективных образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс

Разработка инструментария для диагностики проектных параметров

Практический этап

Входная диагностика параметров проекта

Использование способов активизации обучения на уроках и во внеурочной работе.

Проведение индивидуальной и групповой исследовательской работы.

Формирование ключевых компетенций на уроках и во внеурочной деятельности.

Участие в работе научно-практических конференций.

Экскурсии в учреждения НПО, УДО.

Встречи с родителями обучающихся-выгодополучателей.

Участие в работе Родительского патруля.

Взаимодействие с органами социальной защиты и охраны правопорядка.

Измерение и фиксация промежуточных и конечных результатов реализации проекта.

Обобщающий этап

Обработка данных диагностики проектных параметров

Оформление результатов реализации проекта

Подготовка методических материалов

Методические продукты

Методические рекомендации «Способы активизации обучения обществознанию»

Методические рекомендации «Воспитывающее обучение обществознанию»

Методическое пособие «Исследовательская работа как средство социализации подростков»

Программа спецкурса «Учись учиться»

Программа спецкурса «Основы исследовательской культуры»

Программа социального тренинга «Стратегии жизненного успеха»

Сборник диагностических материалов для выявления уровня социализации подростков

Исполнители проекта и основных мероприятий

Исполнители

Учитель обществознания

Классные руководители

Учителя-предметники

Участники исследовательских групп

Партнеры

Администрация

Служба «Содействие»

Руководитель НОУ «Прометей»

Председатель Управляющего совета

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Сформировано понимание материала, что повышает качественные показатели воспитательно-образовательного процесса

Сформирована внутренняя мотивация, что повышает активность в исследовательской и проектной деятельности

Формируются ключевые компетенции, что обеспечивает активное участие в уроке, в том числе не только обществознания

Выравнивается эмоциональный фон, что выражается в снижении количества конфликтов во взаимодействии с учителями и одноклассниками

Установлено постоянное взаимодействие с учреждениями и организациями города

Организован психолого-педагогический лекторий для родителей

Налажен оперативный контроль за характером ближайшего окружения подростков

Целевые группы проекта

Воспитанники детского дома «Рябинка»

Подростки из неблагополучных семей

Подростки, состоящие на учете в ОПДН

Подростки, состоящие на учете в КДН

Подростки, состоящие на внутрилицейском учете

Актуальность проекта

Подростковый возраст является периодом познания внутреннего мира человека, мотивов людских поступков, поиска смысла жизни. Обостряется стремление разобраться в социальных связях. Происходит активное формирование самосознания, отражающего картину реальности и место человека в ней. В этом возрасте личность активно социализируется, усваивая образцы поведения, социальные нормы и ценности, знания, навыки, позволяющие успешно функционировать в обществе. Ключевым компонентом социализации является формирование системы ценностных ориентиров личности.

Возможности курса обществознания в этом направлении весьма значительны. Курс является ключевым в процессе осмысления социальной реальности, в нем «заложен высокий межпредметный и воспитательный потенциал, в наибольшей степени акцентируется внимание на взаимодействии гражданина, государства и общества» [6].

Но мы вынуждены свидетельствовать, что социализирующий эффект обществознания часто не достигается в силу разных причин. Это особенно актуально в отношении обучающихся, испытывающих стойкие затруднения в освоении учебного материала, имеющих нарушения поведения. Подростки, наиболее нуждающиеся в педагогической поддержке, часто «выпадают» из учебного процесса, формально и поверхностно усваивая предмет на стандартную оценку «удовлетворительно».

Сделать обществоведческое образование школьников не дополнительной нагрузкой, а «моментом истины», событием, порождающим духовный поиск, сопровождающимся пониманием и озарением – достаточно трудная задача, стоящая перед учителем. Без комплексного использования потенциала социального знания и опыта справиться с этой задачей вряд ли возможно и само обществоведческое образование становится лишь дополнительной нагрузкой для подростков. Для того чтобы этого не произошло, необходимо специально создавать в воспитательно-образовательном процессе условия, способствующие их социализации.

Задачей данного проекта является разработка и экспериментальная проверка условий, способствующих социализации подростков группы риска, в их обучении обществознанию.

Новизна проекта – в попытке комплексного решения задач интеллектуального и личностного развития наиболее незащищенной группы обучающихся среднего звена в процессе обществоведческого образования.

SWOT-анализ исходной ситуации

Таблица 1

Возможности

Ориентация на развитие образования.

Наличие возможностей для широкого включения обучающихся в социальные контакты.

Наличие в городе сети учреждений, работающих с подростками.

Развитая практика социальной коррекции.

Угрозы

Сужение образовательных перспектив для подростков группы социального риска.

Ограниченность финансовых ресурсов.

Возможности социальных служб слабо используются в целях образования.

Крайне негативное воздействие среды.

Сильные стороны

Хорошо отлаженная система контроля на уровне лицея.

Наличие структуры психолого-педагогической поддержки.

Потребность подростков в личностном саморазвитии.

Социально значимое содержание обществознания.

Продолжительность изучения курса (6-11 классы).

Наличие опыта компенсирующего обучения.

Как воспользоваться возможностями?

Широкое использование перспективных образовательных технологий.

Систематическая диагностика на всех этапах обучения.

Развитие социального партнерства, использование ресурсов социума в обучении обществознанию.

За счет чего снизить угрозы?

Целенаправленная и систематическая работа с педагогами и родителями обучающихся.

Постоянное отслеживание результатов обучения, своевременная коррекция неблагоприятных проявлений.

Слабые стороны

Конфликтогенность возраста.

Отсутствие механизмов использования данных психологической диагностики в образовательном процессе.

Наличие выраженной дезадаптации у группы подростков.

Высокий уровень сложности предмета, развитое мышление как условие успешности в обучении.

Малый объем учебного времени.

Нет технологий компенсирующего обучения в отношении обществознания.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст