Урок-защита проекта Письмо Огиньскому Музыка 7 класс

Учитель МОУ СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области Д. Г. Малькова

Урок-защита проекта «Письмо Огиньскому». Музыка. 7 класс.

1)Вход в класс; звучит музыка Ф. Шопена.

2)Распевание.

3)-Сегодня творческая группа защищает проект «Письмо Огиньскому», наша задача в конце урока его оценить. Сценарий всего урока разработанной группой учащихся.

4)-Ребята, музыка какого композитора звучала, когда мы входили в класс?

/…ответы учащихся/

-Верно, это музыка Фредерика Шопена. А что о нем известно?

/…польский композитор 19 века, пианист-виртуоз, романтик, сочинял музыку разных жанров, особенно известны его вальсы, мазурки, полонезы/

-Что такое полонез?

/…польский танец, используемый на торжествах, танец-шествие/

-Какую песню Шопену в 20 веке посвятили И. Кохановский и композитор П. Бояджиев?

/… «Письмо Шопену»/.

-Предлагаем ее исполнить.

/Исполнение/

–Знает ли кто-нибудь, какой польский композитор наметил пути, по которым впоследствии пошел Фредерик Шопен? Назовите его./…/

-Михал Клеофас Огиньский. О нем известно не так много, но ему мы посвятили урок-проект(слайд с портретом Огиньского).

Наша цель-рассказать не только о музыке, но и о композиторе, как яркой личности.

Михал Клеофас Огиньский родился в 1765 году в поместье Огинь, в Польше. (слайд «Родина Огиньского»). С детства изучал науки и искусство, иностранные языки, античных авторов читал в подлиннике. Одним из любимых поэтов был Данте. Огиньский рано начал заниматься музыкой, играл на скрипке, фортепиано.

-С 19-ти лет находился на государственной службе. В 1790 году находился во Франции, слышал много революционных песен. В 1794 году восстание против царского самодержавия вспыхнуло в Польше. Его возглавил Тадеуш Костюшко. В ту пору Огиньский был государственным казначеем Литвы (слайд с изображением Огиньского на госслужбе). Он объявил, что приносит в дар Родине, народу «свое имущество, труд и жизнь».

-В дни восстания Огиньский командовал отрядом. Патриотам пригодились его военные песни, марши…Но какова же его дальнейшая судьба?

Восстание было подавлено. Огиньскому предложили подписать покаянное письмо на имя победителей.

-Он подписал?

-Нет. Предпочел изгнание, бедность, жизнь по поддельным документам, постоянную опасность разоблачения.

В то время он пробирается в Италию, в Равенну(слайд «Италия-Равенна»), чтобы поклониться гробнице любимого поэта Данте, также познавшего горечь изгнания.

/Ученик исполняющий роль Огиньского, выходит на «сцену», держит в руке книгу, читает несколько строк вслух:/

-«Ты будешь знать, как горестен устам

Чужой ломоть, как трудно на чужбине

Сходить и восходить по ступеням!..»

-Данте, Данте! Знал бы ты, как я понимаю, чувствую каждую твою строку!.. Я погружен в мрачнейшие мысли, предаюсь отчаянию. Темы, фантазии, мелодии-грустны, меланхоличны. О, моя любимая Польша!



/подходит к пианино, наигрывает мелодию, пишет ноты на листах, встает, читает: «Полонез. Прощание с Родиной».

(Ученик или учитель исполняет на фортепиано «Полонез». Учащиеся слушают).

На сцену снова выходит ученик, исполняющий роль Огиньского.

-Как хочется здесь, на чужой земле, получить весточку с Родины!..

–Ребята, давайте напишем письмо Михалу Огиньскому. Согласны?

Но перед этим –физминутка, ее проведет физорг. /Далее учащиеся «за круглым столом» пишут о музыке, драматургии поплнеза, о патриотизме Огиньского, о том, что друзья им гордятся. Звучит запись оркестрового исполнения «Полонеза»). Ученик –«Огиньский» пишет ноты, сидя за фортепиано.

Письмо передается ученику, исполняющему роль почтальона. Музыка закончилась.

Почтальон стучится к Огиньскому, вручает ему письмо со словами:

-Сеньор, Вам письмо. Пожалуйста, получите и распишитесь.



Огиньский благодарит , расписывается, почтальон уходит(садится за парту в классе)

Огиньский вскрывает конверт, читает вслух:

«Здравствуйте, уважаемый Михал! Сегодня мы услышали Ваше прекрасное сочинение-полонез ля минор «Прощание с Родиной». Замечательная музыка! Нежные, певучие интонации в миноре- воспоминания о родном доме, а мажорные аккорды-былое великолепие торжеств. Но-снова минор, и в каждой фразе-любовь и боль, тоска по Родине. Даже вдали от Польши Вы остаетесь ее верным сыном, настоящим патриотом. Мы горды Вами! Верьте, Польша будет независимой! Ваши друзья.»

- Я оправдаю ваше доверие, буду и дальше бороться за независимость Польши. (уходит со сцены).

(Слайд с портретом композитора, зрелые годы)

-Огиньский еще много лет жил за границей, бывал и в России, во Франции, но последние годы провел во Флоренции, умер в 1833 году. Всегда старался добиться для Польши независимости. Написал книгу, писал музыку, и в каждой строчке-любовь к Отчизне, каждая нота-песнь о любви к Родине.

-Ребята, интересная судьба?/…/

-А в 19 веке-Шопен тоже помогал восставшим, также был вынужден уехать за границу, писал очень красивую музыку. Даже не хочется прощаться с музыкой такого человека, как Огиньский.

-А мы и не прощаемся. Предлагаем разучить песню «Полонез», которую создали в Вокально-инструментальном ансамбле «Песняры» (слайд «Песняры»). Текст на партах. /Слушание. Разучивание. Работа над кантиленой, высотой звука…Две партии-по высоте и тембру голосов-партия для мальчиков и для девочек/.

-Итак. Ребята, что вы скажете о нашем проекте? Понравился ли вам? Что было ценного, интересного? Есть ли замечания? Высказывайтесь.

(На партах у учащихся листы с критериями оценки проекта:

Достигнута ли цель проекта?

Понравилось ли внешнее оформление проекта?

Интересной, полезной ли была информация, презентация?

Как вы оцениваете артистизм ребят, выполняющих данный проект?

Каковы пожелания, рекомендации на будущее данной творческой группе?

Слово учителю. Вывод. Итоги.