Урок-основная форма обучения

Урок — основная форма обучения.Что же такое урок?

Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся, форм организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Это форма организации, для которой характерны признаки:

определенный возрастной состав группы, который сохраняется на период обучения;

ведущая роль учителя в руководстве процессом обучения;

определенное расписание занятий и программа;

В уроке представлены все педагогические элементы учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические звенья. Функции урока состоят в достижении цели. Задача учителя — четкое и правильное определение цели (чего хочет добиться учитель, что поможет ему в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута).

Что же такое цель? Цель — это предлагаемый, заранее планируемый результат деятельности учащихся, уровень обученности, развитости, воспитанности.

Цель должна быть конкретной, с указанием средств ее достижения и переводом в конкретные дидактические задачи, которые отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях. Дидактическая задача дала основание для выделения типов урока:

Урок изучения нового материала.

Уроки совершенствования знаний, умений, навыков.

Уроки обобщения и систематизации.

Комбинированный урок.

Уроки контроля.

2.2. Педагогические требования к современному уроку.

Из задач, которые общество ставит перед школой, вытекают требования к совершенному уроку. Эти требования можно разделить на 4 группы:

воспитательные;

дидактические;

психологические;

гигиенические.

Вот характеристика каждой группы требований:

1. Воспитательные требования к уроку:

формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших моральных качеств, трудолюбия;

формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью;

формирование активного отношения к жизни;

формирование высокой гражданственности.

2. Дидактические требования к уроку:

четкая организация проведения урока, рациональное использование каждой минуты;

правильная постановка перед учащимися цели и конкретных задач урока;

эти требования выполняются па основе хорошо продуманного тематического и поурочного планирования;

каждый элемент структуры урока — это определенный шаг к достижению общей дидактической цели задачи;

ее структурой урока должна связываться методикой его, она должна быть гибкой и учитывать, как методы влияют на результат урока;

обеспечение познавательной активности детей на уроке, рациональное сочетание словесно-наглядных, практических методов спроблемными;

связь данного урока с предыдущим;

вооружение учащихся новыми способами выполнения действий;



формирования на их основе навыков и умений;

3. Психологические требования к уроку:



учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке психологические особенности каждого ученика: его мышления, памяти, узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения, внимания, воображения, воли;

психологическое состояние учителя и учащихся влияет на результаты урока, поэтому учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке;

на результаты урока влияет отношение учащихся к знаниям, учениям. Оно зависит от мотивов учения и других факторов, поэтому учитель должен уметь руководить мотивами, поддерживать положительные мотивы, формировать интерес и потребности к знаниям, создавать чувство радости, познания, удовлетворения успехами в работе;

все требования должны быть разумными, проверенными, доступными для школьника, они должны быть уверены, что эти требования диктуются необходимостью;

учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования, все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям.

4. Гигиенические требования к уроку:

соблюдение температурного режима, норм освещения;

учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно; не должно быть однообразия в учебной работе, должно быть чередование слушания с практическими работами.

Таковы общие требования к современному уроку.

2.3. Условия организации урока

Что нужно для того, чтобы провести эффективный интересный урок для учащихся? В первую очередь надо знать, каковы условия организации этого урока. Анализ учебного процесса показывает, что имеются две группы условий:

1 группа – социально-педагогические:

1. Наличие квалифицированного творчески работящего учителя с хорошей дидактической подготовкой.

2. Высокий уровень обученности учащихся, соответствующих данному моменту.

3. Наличие хорошего учебника и наглядных учебных пособий, ТСО.

4. Наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между учителем и учащимся.

2 группа – дидактические:

1. Содержание материала должно быть связано с жизнью, отражать научную истину, соответствовать современному уровню развития науки, а методы: к уровню новейших достижений дидактики.

2. Обязательные сочетания слова и наглядности, использования ТСО.

3. Сочетание обучения с целенаправленным воспитанием.

4. Необходимо побуждать интерес к материалу, повышать эмоциональность приемов преподавания. Наличие такта и юмора у педагога.

5. Необходимо правильно определить степень трудности учебного материала и методов обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

6. Инструкции доступности материала.



7. Формирование знаний, умений, навыков на практике.

8. Контроль над качеством усвоения знаний и применением их на практике, за темпом работы класса и отдельных учащихся. Оценка работы и поощрения любого успеха.

9. Соблюдение правил школьной гигиены и режима дня для учеников.