Урок-обобщение по темеАзотФосфорСера

Смотр знаний по теме «Азот», «Сера», «Фосфор»

( 9 класс)

Борисовская Лидия Андреевна

Учитель химии МОУ СОШ № 8с. Левокумка

Минераловодского района

Ставропольского края

Подготовка к уроку начинается заранее (за 1,2 недели). Учащихся предупреждают о проведении такого урока в форме игры. Класс делится на две команды; Каждая команда получает домашнее задание:

1)Придумать название команды (оно должно быть связано с данной темой, например, «Пирит», «Апатит»).

2) придумать эмблему.

Можно провести такой урок между параллельными классами.

Для проведения урока приглашают жюри: классного руководителя, администрацию школы, учащихся старших классов.

Знания, необходимые командам для проведения урока-смотра:

Природные соединения серы, фосфора, азота;

Соединения азота, фосфора. серы, их состав, названия, классификация, химические свойства.

Составлять генетические ряды этих неметаллов, иллюстрировать химическими реакциями генетическую связь между их членами;

Способы получения кислот азотной, серной, ортофосфорной.

Качественные реакции на соли азотной, серной и ортофосфорной кислот.

Применение соединений азота, серы, фосфора.

Цели и задачи:

Образовательные:

Проверить глубину и прочность усвоения учащимися знаний по теме «Азот», «Сера», «Фосфор»

Выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях.

Развивающие:

Развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности,

Воспитательные:

Воспитать чувство коллективизма.

Воспитать уважение друг к другу.

Методы обучения:

Организация учебно-познавательной деятельности — игра.

Методы контроля:

Устный контроль, письменный контроль.

Оборудование: карточки, схемы, таблицы с кроссвордами, растворы хлорида натрия, фосфата калия, сульфата натрия, нитрат серебра (I), лакмус, серная и ортофосфорная кислоты, штатив с пробирками.

Ход урока

I. Организационный момент

Класс делится на две команды.

Одна команда называется «Апатит», другая — «Пирит»

II. Слово учителя- 2мин.

III. Проведение смотра- конкурса

Конкурс №1. «Кроссворд»

Каждая команда выделяет по три человека. На разных плакатах кроссворды. За каждый правильный ответ получают 1 балл.

По горизонтали вставляют слова. Особенность кроссворда в том, что содержание вопросов разное, а ответы одинаковые.

1

н

2

е

3

м

4

е

5

т

6

а

7

л

8л

Вопросы:

команде «Апатит».

1.Сложное вещество, при окислении которого образуется оксид фосфора (V).

2.Минеральное удобрение, в состав которого входит гидрофосфат кальция.

3.Газ, применяемый для получения азотной кислоты.

4. Минеральное удобрение в состав , которого входит нитрат-ион.

5.Природное соединение серы, подвергнутое химической обработке.

6.Минерал, состоящий из фосфата кальция и фторида или хлорида кальция.

7.Анион, дающий с катионом бария белый осадок.

8.Индикатор, который краснеет при опускании его в водный раствор с оксидом фосфора (V).

Команде «Пирит»

1.Газ, с запахом тухлой рыбы, бесцветный, ядовитый.

2.Фосфорное удобрение, которое входит в кислые почвы.

3.Газ, при растворении которого в воде. Образуется нашатырный спирт.

4.Соли щелочных и щелочноземельных металлов и азотной кислоты.

5.Техническое название дисульфида(II), применяемого для производства серной кислоты.

6.Минерал, используемый для производства фосфора.

7.Ион, образующийся при полной гидратации оксида серы (vI).

8.Индикатор, сильно краснеющий в в разбавленном растворе серной кислоты.

За каждое правильное слово – 1бал.

Ответы: 1.Фосфин. 2. Суперфосфат. 3 Аммиак, 4. Селитра . 5. Пирит. 6.Апатит 7. Сульфат. 8. Лакмус.

Конкурс №2 «Химический хоккей»

Каждая команда делится на защитников и нападающих. Нападающие по сигналу ведущего предлагают защитникам из другой команды вопрос. Например, Составить формулы и назвать оксиды серы, фосфора, азота, соли азотной, фосфорной и серной кислот. Как из аммиака получить соль. Где применяются соли азотной кислоты? И другие вопросы.

На каждый вопрос дается по 5сек. За каждый правильный ответ 1 бал.

Конкурс №3 «Счастливый билет»

В этой игре принимают участие по 2 человека от команды. Проводим жеребьевку билетов. Участники тянут по одному билету задания1 и 2. Каждый ученик садится за отдельную парту, и в течение пяти минут готовятся к ответу на вопрос.

а) Составить формулы известных вам соединений серы, к какому классу сложных веществ они относятся. Назвать все вещества.

1.б) Составить формулы известных вам соединений фосфора, к какому классу сложных веществ они относятся. Назвать все вещества

1. в) Составить формулы известных вам соединений азота, к какому классу сложных веществ они относятся. Назвать все вещества

2.Какие пары веществ, формулы которых приведены ниже могут взаимодействовать друг с другом. Составить уравнение реакций.

I. a) SO2 +H2O; б) CuO + HNO3; в) P2O3 + H2SO4;

II. а) SO3 + H2O; б) NaOH + H2SO4; в) SO2+ HNO3;

III. а) P2O3 + H2O; б) Mg(OH)2 + HNO3. В) SO3+H3PO4;

За каждое правильное уравнение реакции 2 бала и правильную формулу – 1 бал, за правильное название 1 бал.

Конкурс №4 «Химическая эстафета»

На плакате схема:

Фосфор оксид фосфора (V)метафосфорная кислота ортофосфорная кислота

соль

Азотаммиакгидроксид аммония

От каждой команды выходят по 3 человека .

Задания для учеников: используя приведенную схему, составьте конкретные генетические ряды азота и фосфора, проиллюстрировав их соответствующими уравнениями реакций. Каждый этап поочередно выполняют члены команды.

За каждое правильное уравнение реакции жюри начисляет команде 2 очка.

Конкурс №5 «Узнай меня»

Этот конкурс экспериментальный. Представители команды распознают соли и кислоты. От команды 1 человек.

1 команда. Среди солей хлорида, нитрата, сульфата натрия распознать соль серной кислоты.

2 команда. Среди солей нитрата, хлорида, фосфата калия распознать соль фосфорной кислоты.

Написать уравнение реакции определяемого иона. Команде начисляют по 2 бала за правильно распознанный ион и 1 бал за уравнение реакции.

IV.Подведение итогов.

V. Заключительное слово учителя.

 http://zavuch.info/about-concurs.htmlРазработки, представленные