Урок-обобщение Классы неорганических веществ

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ: МАКАРКИНА М.А.

КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

( обобщающий урок )

Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, строении и

свойствах классов неорганических соединений.

Задачи: — развивать умения устанавливать связь между строением и

свойствами веществ;

— развивать навыки сравнительного анализа, познавательный интерес к предмету;

— развивать коммуникабельность.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Х О Д У Р О К А

Организационный момент.

Обобщение знаний.

Сегодня мы побываем в удивительной стране — «Стране ВЕЩЕСТВ». Много в ней тайн и загадок. Открыли эту страну давным-давно, но от этого таинственность ее не исчезает. Эту страну населяют множество маленьких существ. Каждый химический народ имеет свой состав, особенности и обычаи. В этой стране живут вещества простые и сложные, спокойные и беспокойные, а иногда просто очень буйные; но все живущие по общим химическим законам в мире, согласии и взаимном уважении.

Жители этой страны прислали нам приглашение, под которыми они поставили свои автографы. Отгадав каждый из них , мы сможем познакомиться с ними поближе, а может быть даже подружиться.

ЗАДАНИЕ № 1

«Классы неорганических соединений»

На доске прикреплены формулы веществ — распределите их по классам.

Поместите их визитные карточки в отдельные столбики:

H2O , CaSO4 , HNO3 , HCI , CaO , NO2 , CuO , CaO , Pb(OH)2 , PbO, NaOH, NaCI

ОКСИДЫ

КИСЛОТЫ

ОСНОВАНИЯ

СОЛИ

ВОПРОСЫ: 1) По какому признаку вы распределили вещества по классам?

( по составу — определения классов веществ)

2) Назовите эти семейные кланы ( оксиды, кислоты, соли,

основания)

3) с какой химической семьей мы встречаемся чаще всего?

( оксиды)

Вы знаете, чтобы познакомиться с кем-то поближе и стать друзьями необходимо сделать что-то приятное своему знакомому. Например, показать свою заинтересованность в его делах. Так давайте постараемся это сделать.

ЗАДАНИЕ № 2.

«ФОРМУЛЫ ОКСИДОВ»

Составьте формулы всех оксидов, которые необходимо собрать из представленных карточек ( 7 формул оксидов )

ВОПРОСЫ: 1) Что необходимо знать, чтобы правильно составить формулу

вещества? (валентность)

2) Каким справочным материалом можно воспользоваться для

составления формул веществ? ( периодическая система

химических элементов Д.И.Менделеева).

S , O , Mg , C , Na , O2 , O3 , Al2 , Fe , Ag , N

Составьте формулы оксидов, но сначала отгадайте элемент, который входит в оксид.

В первом русском алфавите Вместе будет элемент

Ты найдешь мой первый слог. Кто найдет меня в момент?

А второй — это предлог (Азот)

Мой первый слог найдете в сере, 4. Он и легок и пластичен,

А два других есть в Вашем теле. С блеском серебристым.

А в целом я в кольце , в сережках Но снаружи никогда

Цепочке, вилках, даже в ложках. Не бывает чистым.

( серебро) Мы найдет его на кухне

И на стройке, и в полете

И если чуть подумаете

Его вы назовете. (алюминий)

Я — самый главный элемент Я и графит, я и алмаз,

И нет других тут мнений Вхожу в состав растений.

Очень уж велик процент Я есть и в воздухе, и в Вас.

Моих соединений. Земля — мои владенья.

( углерод)

ЗАДАНИЕ № 3

Из предыдущего задания : давайте познакомимся поближе с жителями города ОКСИДЫ и назовем их полными именами. ( Ученик произносит формулу оксида и дает его название).

Очень большая это семья — ОКСИДЫ. А как нам разобраться, где же

более близкие по свойствам?

ЗАДАНИЕ № 4

Чтобы объединить оксиды более близкими семейными узами отгадайте загадки. Речь идет о любимых друзьях оксидов, с кем они чаще встречаются.

1.Известно ли Вам дети 2. А эти спешат к основаниям,

Какие есть оксиды на планете? Растворимые, очень желан-

У оксидов пристрастия разные: ные.

То кислоты им нравятся праздные, Но с водой дружбу водят не

То к воде их душа склоняется все, уж поверь.

Скажите, как они называются? Назовите оксиды теперь!

(Основные оксиды) ( Кислотные оксиды)

Допишите уравнения реакций:

Na2 O + H2SO4 = CO2 + Na OH =

K2O + H2O = SO2 + H2O =

Ca O + SO3 =

Ребята , что мы знаем о стране «ОСНОВАНИЯ»?

Изучим свойства оснований поскорей

Начнем эксперимент со щелочей.

Сольем сначала щелочь с кислотой,

Из них получим только соль с водой.

А если с солью щелочь взять,

Получится другая соль и основание опять.

В это время ученик показывает реакции, соответствующие стихотворению.

ЗАДАНИЕ № 5.

Допишите уравнения реакций:

K OH + H2SO4 =

K OH + СuSO4 =

В большом семействе соединений есть и другие важные члены, например кислоты и соли.

Кислота, кроме азотной, Кислота и основанье

И металл до водорода, Образуют соль и воду.

Образуют соль охотно Именно вот это свойство

И, конечно водород. Взяли все кислоты в моду.

В кислоту внесешь оксид ты

Настоящего металла,

Без сомненья, соль и воду

Ты получишь, если надо.

( Во время проведения учеником опытов и зачитываются стихи).

ЗАДАНИЕ № 6.

Допишите уравнения реакций:

Mg + HCI =

HCI + Na OH =

MgO + H2SO4 =

Соли — это важный класс,

Реакции идут подчас:

С солями — соль и получается,

А кислота в другую превращается,

С основанием соль встречается,

И в новое основание превращается

ЗАДАНИЕ № 7.

Допишите уравнения реакций:

Na2 SO4 + BaCI2 =

Na2CO3 + HCI =

СuCI2 + Na OH =

3. ИТОГИ УРОКА:

Сегодня на уроке мы обобщили знания о составе, строении и свойствах классов неорганических соединений. Ответьте, пожалуйста на вопросы:

Что называют оксидами и как они классифицируются?

Что такое кислоты?

Какие вещества относят к основаниям?

Какие вещества относят к солям?