Урок-мастерская Значение Истории Пугачевского бунта АСПушкина как исторического труда

Урок литературы (по технологии педагогические мастерские) «История Пугачевского бунта».

Мы сегодня с вами, ребята, находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать новые знания.

Учитель: Известно высказывание А.С.Пушкина «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Наша жизнь – продолжение жизни наших предков, знать историю своей семьи, историю своей Родины наш долг.

Знакомство с так называемым «минувшим» мы начинаем со сказок Пушкина, а вместе с поэзией Пушкина история входит в нашу жизнь. Пожалуйста, подберите и запишите ассоциации к слову ИСТОРИЯ.

РАБОТА В ПАРЕ, ДОПОЛНЕНИЕ, ОБМЕН

Историей, интересом к ней пронизано всё творчество великого поэта. Каковы, на ваш взгляд, истоки этого глубокого интереса поэта к истории? РАБОТА В ГРУППЕ——-АФИШИРОВАНИЕ ——работа с учебником.

Учитель: Сравните три высказывания:

1. «История народа принадлежит государю»

2. «История принадлежит народу»

3. «История народа принадлежит поэту»

Попробуйте определить: какое из высказываний принадлежат: декабристу Н.М. Муравьеву, историку Н.М. Карамзину, поэту А.С.Пушкину ? Попробуйте определить, прокомментируйте, как Вы понимаете эту мысль, обоснуйте ее, используя знания по истории и литературе.

Постановка образовательной задачи: на примере творчества А.С.Пушкина выяснить, насколько связаны творчество писателя с исследовательской исторической деятельностью, насколько достоверны исторические события в произведениях А.С.Пушкина . Прежде чем начать изучение исторической повести Пушкина «Капитанская дочка», мы познакомимся с историческим трудом Пушкина «История пугачевского бунта»





ЧТЕНИЕ «ИСТОРИИ ПУГАЧЕВА»

1 ряд — Каким вы увидели Пугачева в «Истории Пугачева»?

2 ряд-Какие чувства вы испытывали к Пугачеву?

3 ряд — Сочувствовал ли он ему? Найдите подтверждение вашим мыслям в тексте произведения.

Какие проблемы в истории привлекали его?

Пушкин назвал историческую работу «История Пугачева», Николай I потребовал изменить название на «Историю пугачевского бунта». Как вы это объясните?

О пугачевщине Пушкин пишет не только в историческом труде «История Пугачевского бунта», но и в повести «Капитанская дочка». Как вы думаете, где наиболее достоверно показаны события? Ответ обоснуйте.

Учитель: В.О.Ключевский в речи 6 июня 1880 года по случаю открытия памятника Пушкину сказал: «Пушкин был историком там, где не думал быть им … «Капитанская дочка была написана между делом, среди его работ над пугачевщиной, но в ней больше истории, чем в «Истории пугачевского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману».

Как сам Пушкин определяет ценность «Истории Пугачева» так:» В ней «собрано всё, что было обнародовано правительством касательно Пугачева, и то, что показалось мне достоверным в иностранных писателях, говоривших о нем. Также имел я случай пользоваться некоторыми рукописями, преданиями и свидетельствами живых».

Нет ли в этих словах противоречия? А какой труд, по- вашему мнению, был для Пушкина важнее? Обратимся к критической статье Кожевникова (СТР.105 учебника). Противопоставлять или считать единым целым произведения Пушкина, на ваш взгляд? Ответ обоснуйте.

ОТВЕТЫ

РЕФЛЕКСИЯ. Выскажите свои впечатления от обсуждаемых на уроке проблем, закончив предложения: «Я хотел бы еще обсудить…» «Я согласен…», «Я не ожидал…»

Домашнее задание. Прочитать 1-5 главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».