Урок-мастерская Воспитание души Труд души по стихотворению НА Заболоцкого Не позволяй

ОАОУ «НОВГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Системно-деятельностный подход

к обучению учащихся на уроке

литературы в 7 классе

Урок-мастерская «Воспитание души. Труд души»

(по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)

Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации

«Актуальные проблемы реализации

федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

Выполнила

Радионова Людмила Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №2 г. Окуловка

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

2012

Предмет, который мы преподаем, особый – литература. Это искусство, которое отражает мир посредством слова. Именно на наших уроках складывается художественная многомерная модель мира, именно на наших уроках развиваются эмоции, возникают ассоциативные цепочки, развивается чувство сопереживания. В отличие от других школьных предметов учитель литературы балансирует на грани науки и искусства.

Все это требует от учителя профессионального самосовершенствования. Этого требуют и Стандарты второго поколения, в которых культурно-исторический и системно-деятельностный подход становится ведущим. Развитие личности обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые являются основой образовательного и воспитательного процесса.

1.Тема урока:

Урок – мастерская «Воспитание души».

2.Тип урока:

урок комплексного применения знаний и способов деятельности; проблемный анализ текста.

3. Форма урока:

Урок по литературе для 7 класса посвящен знакомству со стихотворением Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться», построен как урок-мастерская, урок-исследование.

4. Предмет:

литература.

5. Класс:

учащиеся 7 класса, владеющие навыками работы в малых группах.

6. Формы работы:

фронтальная, индивидуальная, система малых групп + мастер.

7. Технология:

Данный урок построен с применением метапредметной технологии, технологии мастерских, ИКТ. Также налицо применение метода проектов и кейс – технологии. На данном уроке учитель предстает в образе мастера, который создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков, организует деятельность учащихся, становится помощником и участником учебного процесса.

На подобных уроках ребята учатся творчески представлять свои мысли, сотрудничеству, умению соотносить свою деятельность с деятельностью других, самостоятельно добывать знания, при необходимости прибегая к помощи учителя и других учеников.

8.Место урока в системе уроков литературы:

Урок проводится при изучении лирического произведения по программе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева.

9.Перспектива:

Во-первых, урок может найти свое место при работе над проектом «Душа».

Во-вторых, этот урок может быть одним из уроков в системе занятий метапредмета «Образ» или «Проблема».

Развиваемые компетенции:

Ценностно-смысловая (способность видеть и понимать окружающий мир, уметь выбирать целевые и смысловые установки)

Общекультурная (освоение картины мира, познание духовно-нравственных основ жизни)

Учебно-познавательная (добывание знаний из окружающей действительности, целеполагание, анализ, синтез)

Информационная (владение различными средствами информации, поиск информации)

Коммуникативная (работа в коллективе, умение задать вопрос, сформулировать ответ)

Личностное самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие, эмоциональное развитие)

Развиваемые УУД:

Личностные – нравственно-этическая ориентация

Регулятивные – целеполагание, осознание уровня усвоения материала

Познавательные

Общеучебные – самостоятельное формулирование цели, поиск информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия, смысловое чтение, извлечение информации из текста, ориентация в тексте

Логические – анализ текста, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные – умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли

Цели:

1)предметные:

овладение навыками анализа текста,

подготовка учащихся к сочинению

2)метапредметные:

овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,

формирование информационной культуры личности ребенка,

формирование навыков творческой деятельности,

развитие умений давать аргументированную оценку, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

3)личностные:

формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ поэтического текста,

духовное развитие через работу с понятием и текстом

Оборудование:

текст стихотворения,

презентация «Душа»,

музыкальный ряд (Моцарт-Вивальди «Душа», композиция «Струн души… » (христианская музыка),

кейсы для работ в группах

Урок-мастерская в 7 классе

Тема: «Воспитание души» (по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)

Тип урока

Формируемые УУД

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. Проблемный анализ текста

Регулятивные УУД: целеполагание

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация

Коммуникативные УУД:

высказывание мысли

Познавательные УУД:

логические: анализ, синтез подведение под понятие

Личностные:

Нравственно-этическая ориентация

Коммуникативные УУД:

высказывание мысли, умение слушать собеседника, работать в коллективе

Познавательные, логические: построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД: оценка действий партнера, умение выражать мысли

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация

Регулятивные УУД: целеполагание

Коммуникативные УУД:

высказывание мысли, умение слушать собеседника, работать в коллективе

Личностые УУД:

умение находить ответ

Познавательные УУД:

выделение информации, смысловое чтение

Личностные УУД:

оценивание своих высказываний

Познавательные УУД: логич. – подведение под понятие, выдвижение гипотез

Коммуникативные УУД:

высказывание мысли, умение слушать собеседника, работать в коллективе

Коммуникативные УУД:

высказывание мысли, умение слушать собеседника, работать в коллективе

Познавательные УУД:

подведение под понятие

Познавательные УУД:

поиск информации

Регулятивные УУД:

постановка учебной задачи, планирование

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество,

высказывание мысли, умение слушать собеседника, работать в коллективе

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация

Личностные:

самоопределение (жизненные ориентиры)

Познавательные:

Понимание и оценка, формулирование проблемы

Коммуникативные:

умение произвольно выстраивать монологическую речь, вести диалог ( с писателем, со сверстниками)

Коммуникативные УУД:

высказывание мысли, вести диалог, слушать собеседника.

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, формирование основ личности

Коммуникативные УУД:

определение цели,

функций участника,

способов работы,

высказывание мысли, умение слушать собеседника, работать в коллективе, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Разрешение конфликтов (выявление проблемы, альтернативы, принятие решения)

Управление поведением партнера, умение корректировать.

Регулятивные

Коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД:

высказывание мысли, слушать собеседника.

Логические УУД: формулирование проблемы, выбор обоснований, анализ, синтез выстраивание причинно-следственных связей

Регулятивные УУД:

осознание усвоенного, прогнозирование

Познавательные УУД:

Самостоятельное решение проблемы творческого характера

Коммуникативные УУД:

высказывание мысли, слушать собеседника.

Логические УУД: формулирование проблемы, выбор обоснований, анализ, синтез выстраивание причинно-следственных связей

Регулятивные УУД:

Прогнозирование, планирование

Тема: «Воспитание души»

(по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)

1.Предкоммуникативная фаза



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст