Урок-мастерская по стихотворению ААФета Весенний дождь

Литература 5 класс.

Урок-мастерская по стихотворению А.А.Фета «Весенний дождь»

Подготовила учитель МОУ Южно-Степная СОШ

Ковтун Римма Ивановна

Ход урока:

I этап – индуктор (подготовительный)

Здравствуйте, дорогие ребята. Начнем наш урок с вопроса:

-Попадали ли вы когда-нибудь под дождь?

-А кто из вас любит дождь?

- Представьте, что сейчас за окном не зима, а весна в самом разгаре и идёт дождь. Какие ассоциации вызывает у вас слово дождь?

На доске заранее подготовлена таблица:

Зрительные образы краски звуки запахи

Ребята называют слова, которые ассоциируются у них с дождём, а учитель или 1 из учеников записывает их в соответствующую колонку (1и 2).

-Я предлагаю вашему вниманию небольшой звуковой фото-видеоряд, просмотрев и прослушав который, вы, возможно, что-то добавите к нашей таблице (презентация: слайды 2-10)

(Заполняют 2и 3 колонки)

-Мы сейчас создали с вами наш коллективный весенний дождь, который богат разнообразными зрительными образами, разноцветными красками, а также запахами и звуками.

-А теперь прослушайте стихотворение известного нам поэта XIX века А.А.Фета, которое так и называется «Весенний дождь».

(слайд 12 — чтение стихотворения учителем)

-Понравилось ли вам изображение весеннего дождя А.А.Фетом?

-Какое настроение передаёт поэт читателям?

- Сегодня у нас необычный урок – это урок-мастерская, и даже не одна, а целых 4. Каждый из вас перед уроком выбрал ту мастерскую, в которой вам хотелось бы работать. Каждая мастерская получила своё задание. А теперь каждый из вас, прежде чем вы начнёте работать, должен поставить перед собой цель: чего вы хотите достичь своей работой, к какому результату вы хотите прийти в конечном итоге. Эту цель вы должны сформулировать и записать в диагностическую карту, которая лежит перед вами.

На работу отводится 10-12 минут, а сопровождать её будет замечательное произведение известного композитора Ф.Шопена, которое называется «Вальс дождя»! и которое, я надеюсь, придаст вам вдохновения. Итак, за работу! Желаю вам творческих успехов!

(Пока ребята работают, на слайде задания для всех 4-х мастерских и звучит мелодия «Вальс дождя» — слайд 12).

II этап: создание группового (индивидуального) творческого продукта.

Задания для мастерских – приложение 1.

Словарная работа – приложение 2.

III этап – социализация (предъявление созданного продукта всем участником мастерской).

Сочинения, стихотворения учащихся – приложение 4.

IV этап – рефлексия.

Заполнение диагностической карты – приложение 3.

V этап – домашнее задание:

Выучить стихотворение наизусть.

Приложение 1.

Задания для мастерских:

1.Литературоведческая мастерская: проанализировать стихотворение, выявить художественные особенности произведения, показать использование тропов. Вопрос-загадка: Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в своём стихотворении? (Воробьи купаются в пыли – к дождю!)

Анализ стихотворения:

В каком году написано стихотворение?__________________________

К какой лирике оно относится, почему?__________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Какая картина изображена в первой строфе?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В какие цвета окрашена картина? Какими словами они переданы?

Светло, блещет, солнце – жёлто-золотой цвет.___________________________________________________________________________________________________________________________

5.Как меняется картина во второй строфе? Что означает слово завеса _________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие ощущения описаны в третьей строфе? Выписать в таблицу слова из текста.

звуки

запахи

Брызнули в стекло, барабанит – шум усиливающегося дождя.

Душистым мёдом тянет





7. Что имел в виду А.А.Фет под неопределённым местоимением что-то?

8. Сколько глаголов и глагольных форм использовал А.А.Фет в своём стихотворении? Выпишите их, подумайте, для чего поэт включил все эти слова в своё стихотворение?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Сколько раз использовал слово дождь А.А.Фет в самом стихотворении?

_____________________________________________________________________________________

Каким словом заменено слово дождь в стихотворении. Для чего?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие художественные приёмы использует А.А.Фет для создания картины?

метафора

эпитеты

сравнение

олицетворение

Качаясь, движется завеса

Золотой пыли;

Душистым мёдом;

Свежим листьям

И будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса

Что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит

ВЫВОД: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Краски, звуки, запахи — все это наполняет небольшое по объему стихотворение, состоящее всего из трех строф, яркостью и новизной эмоционального восприятия мира. Очень простое по своему синтаксическому построению и по наличию художественных средств, используемых автором, стихотворение является живым подтверждением известной мысли о том, что все гениальное просто. Фет сумел в трех строфах не только образно и зримо передать картину весеннего дождя, но и создать неповторимое эмоциональное настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения.

2.Художественная мастерская:

1.Создать коллективную картину – иллюстрацию к стихотворению А.А.Фета «Весенний дождь».

2. Нарисовать рисунок на тему «Весенний дождь, каким я себе его представляю».

3.Творческая мастерская:

1.Используя слова из таблицы, которую вы видите на доске, а также некоторые художественные приёмы из стихотворения А.А.Фета, написать небольшое сочинение на тему «Весенний дождь» (5-7 предложений).

2.Используя слова из таблицы, которую вы видите на доске, а также некоторые художественные приёмы из стихотворения А.А.Фета, написать небольшое стихотворение на тему «Весенний дождь» (1-2 строфы).

Проектная мастерская:

Используя предложенные фотоматериалы, создать проект презентацию стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь»

Приложение 2.

Словарная работа:

Найти в словаре и записать в соответствующие колонки таблицы значения следующих слов:

Завеса

Большая занавеска, закрывающая или отделяющая что- нибудь (устар.).

(перен.) То, что скрывает, закрывает собой что- нибудь.

Метафора

переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.

Эпитет

Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Сравнение

изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

олицетворение

придание неживому предмету свойств живого существа.

Словари:

1.Орфографический словарь.

2. Орфоэпический словарь.

3.Толковый словарь.

4. Краткий словарь литературоведческих терминов. (Учебник литературы для 5 класса, ч.1, стр. 307.)

Приложение 3.

Диагностическая карта:

1.Моя цель (Чего хочу добиться?)___________________________________________________________________________________________________________________________

2. Добился (лась) ли я поставленной цели?______________________________

3.Чего не понял(а)? В чём испытывал(а) трудности?___________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что я открыл(а) сегодня на уроке

В себе________________________________________________________

В тексте_______________________________________________________

В своих товарищах______________________________________________

5.Каким словом (только одним) я хотел(а) бы оценить сегодняшний урок

_____________________________