Урок-мастерская по пьесе-сказке АНОстровского Снегурочка

Пушкина Е.Г.

Урок-мастерская

Тема: Завершающий урок по пьесе-сказке А.Н.Островского «Снегурочка».

Эпиграф: «Полна чудес могучая природа..»

А.Н.Островский

Цель:

а) формировать у учащихся свободное мышление и многомерное восприятие действительности методом интегрированного подхода к обучению русскому языку и литературе;

б) прививать любовь к родному языку на примере произведения русского классика;

в) воспитывать у учащихся чувство гордости и бережного отношения к красотам русской природы.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

«Сегодня мы завершаем работу над пьесой-сказкой А.Н. Островского «Снегурочка», и начнём мы наш урок с разбора домашнего задания, а на дом вам было задано подготовить киносценарий к пьесе и по вашему сценарию передать содержание произведения…»

«Пожалуйста, кто хочет предоставить свой сценарий?»

а) Передача содержания пьесы-сказки по подготовленному киносценарию с защитой иллюстраций: (2-ое учащихся)

б) Представление инсценировки фрагмента пьесы «Разговор Матери-Весны с Дочерью-Снегурочкой»:

«А сейчас мы продолжим наш урок и просмотрим подготовленную инсценировку к пьесе-сказке. Это будет эпизод прощального разговора Матери-Весны с Дочерью-Снегурочкой:

«Весна…»

«Снегурочка…»

Словарная работа с элементами мастерской.

Слово учителя:

«Спасибо, девочки! А теперь мы продолжим работу над произведением. Откройте тетради для творческих работ, запишите число и оставьте, пожалуйста, строчку для того, чтобы в конце урока мы смогли с вами сформулировать и записать тему нашего урока. А теперь в подготовленную таблицу попытайтесь записать слова-ассоциации, которые возникли у вас, в связи с представленными сейчас героями пьесы:

Весна

Снегурочка

Свет

Холод

Цвет

Снег

Солнце

Тепло

Тоска

Капель

Боль

Трава

Горечь

Цветы

Мольба

Подснежники

Печаль

Небо

Одиночество

Деревья

Облака

Озеро

Чистый воздух

Радость

а) запись в тетрадях и на доске слов-ассоциаций (озвучивание примеров)

б) «А сейчас, ребята, на другом листе запишите ваши ассоциации, относящиеся к цветовой гамме, характеризующие персонажей:

(дополнение таблицы цветными фломастерами)

Весна

Снегурочка

Красный

Белый

Зеленый

Синий

Алый

Черный

Желтый

Голубой

Яркий голубой



(Запись и озвучивание цветовых ассоциаций).

Закрепление материала:

а) Рефлексия на проделанную словарную работу:

1. Вопрос учителя:

«Скажите, ребята, что у нас сейчас получилось? Какой вид работы мы выполнили?»

Ответ учащегося:

«Сравнительная характеристика литературных героев».

2. Вопрос учителя:

«На чём она основана? На каком методе?»

Ответ учащегося:

«На методе контраста».

3. Вопрос учителя:

«А каким образом мы составили сравнительную характеристику?»

Ответ учащегося:

б) Слово учителя:

«Мы использовали слова, входящие в словарный запас и являющиеся богатством русского языка, а именно – антонимы, т. е. слова, противоположные по значению».

в) Запись слов-антонимов (в тетрадях и на доске):

Весна

Снегурочка

Жизнь

Смерть

Любовь

Одиночество

Счастье

Разочарование

Солнце

Горе

Радость

Холод

Свет

Печаль



Мрак

б) Заключительное слово учителя:

1. «Много авторов обращалось к теме Снегурочки, это художники и композиторы:

а) Римский-Корсаков, который написал музыку к опере «Снегурочка».

б) Гречанинов А., который написал музыку-сопровождение к «Военной сказке» Островского.

в) Художники:

Н. Рерих и К. Коровин, подготовившие эскизы декораций к опере Римского-Корсакова.

г)А также поэты обращали внимание на трагический образ пьесы-сказки Островского.

Слово учителя

Естественность волшебного языка сказки удивляла современников и потомков, «И сейчас мы услышим стихотворение, которое нам прочитает учащийся, пожалуйста:

Выразительное чтение (наизусть) стихотворения Б. Ахмадулиной: «Снегурочка».

Итоги урока:

«Ребята, и в заключение урока я познакомлю вас с мнением критика М. Дунаева о пьесе-сказке «Снегурочка», а потом-задам вам вопросы:

а) чтение высказывания М. Дунаева;б) вопросы учителя (рефлексия);

«Почему пьеса Островского названа «Весенней»?

-Учащийся: « Потому что весна одерживает победу: все цветет, радуется жизни, вокруг все счастливы».

2) Вопросы из учебника стр. 285 (1,2,3)

«Изменилось ли ваше понимание сказки? Если да, то почему?»

-Учащийся: «Да, потому что, хотя финал сказки и трагичен(почивает главная героиня), но его можно назвать и счастливым, весенним».



3) «Ну, и как мы сформулируем и запишем тему нашего сегодняшнего урока?»

-Учащийся: «Можно использовать для темы слова одного из персонажей пьесы – царя Берендея: «На свете все живое должно любить!»

«Запишите тему сегодняшнего урока».

3. Слово учителя: «Наш урок окончен».

Спасибо, за работу на уроке, получим следующие оценки:……

Д/З: написать сочинение, используя наработанный на уроке материал, озаглавить сочинение словами: «На свете все живое должно любить!»