Урок-мастерская по литературе За чашкой чая в Сайгоне для 10-11 классов

Обращение

Приветствую тебя, мой друг! Ты меня еще не знаешь, но позволь, я буду называть тебя именно так. Представлюсь. Меня зовут Саша Жигулин. Я ученик 10 «Б» класса обыкновенной питерской школы. Я современный молодой человек, самостоятельно и иронично мыслящий и,

конечно, большой любитель музыки, и, в первую очередь, рок-музыки.

Прежде чем я изложу суть дела, я

скажу, что представляю тебя как конкретного человека, с которым можно прямо и откровенно поговорить об истинных и мнимых ценностях в литературе, музыке, искусстве в целом. да и в жизни вообще. Ты можешь быть парнем со средними возможностями, но с креативным подходом. А можешь быть девушкой, возможно, отличницей, со здоровыми эмоциями.

Именно такими мы были, когда получили свое задание. Мы?! Это я и Настя Корчагина, моя одноклассница, отличница учебы, спортсменка и просто красавица. Как видишь, не придраться.

Был обычный будний день. Урок литературы. Пять минут до конца урока. Елена Николаевна, наша учительница по литературе, дает задание на дом: «Образ Петербурга в современной литературе». И тогда я подумал: «Наконец-то что-то «живое», волнующее. Тем более Петербург, город-история, город-миф, мой город».

В моей голове уже зрел план, как Елена Николаевна стала объединять нас в пары для дальнейшей работы, сейчас это модно в методике. Так вот, моей напарницей оказалась никто иная как Настя Корчагина, отличница, спортсменка…, вобщем не придраться. В чьей голове были не менее гениальные мысли. Я не знаю почему меня так это задело тогда, ведь Настя прекрасный человек, который умеет работать, а главное, у нее есть удивительное свойство: находить выход из любой ситуации.

Спасибо, Саша!

Пока в наших головах только мысли, и у каждого свои. Теперь ты понимаешь свою роль?! Настя объяснит лучше.

Ты, вроде нашего камня преткновения, экватора между Северным и Южным полюсами.

Тема интригует, а вместе и работать интереснее и разобраться легче. Я и Настя будем везде сопровождать тебя. Конечно, сами мы не справимся, нам понадобятся советы классика (СК), аргументы и факты (АиФ) и комментарии современников (КС).

И пусть откроется нам мир прекрасного, где Петербургу место есть!

Тема: «За чашкой чая в «Сайгоне».

«Мы там все время жили».

Б.Гребенщиков

С- Но, когда же мы конкретней поговорим о современной литературе?

Н- А вот сейчас и поговорим. И я думаю, тебе будет приятно узнать чуть больше о твоей любимой рок-поэзии.

С- Тебя удивляет, что мы рассматриваем рок-поэзию как литературный факт? Как песни читать с листа, да еще подвергать анализу?

Н- Песня мыслит и чувствует… просто и крупно. В ней – Он, Она, Любовь, Беда, Разлука. В ней сам быт живет на уровне бытия – или выходит на этот уровень.

С- Может быть ты скажешь, что самое главное – это музыка, и для рока тексты не важны, поэтому зачастую они банальны?!

Н- Еще Блок признавался в нежной любви к самым что ни на есть неизысканным, до крайности простеньким «мещанским романсам», не то что прощая им их неизысканность, а ее-то в особенности и ценя. Как все естественное. Как все то, что на своем месте, так как, по-видимому, бывают не только «эмоциональные поэты, но и эмоциональные жанры. Как романс. Как песня». А «эмоциональный поэт…, — говорил Юрий Тынянов, — имеет право на банальность».

С- Мне обидно, что рок путают с авторской песней.

Н- А что тут обидного, они очень близки и можно сказать, что рок вырос из бардовской песни, авторской песни. Но интересно, что сами поэты об этом думают?

КС Евгений Клячкин (популярнейший бард). Авторская песня есть доверительный разговор со слушателем о проблемах, волнующих обе стороны.

Борис Гребенщиков (группа АКВАРИУМ). Честно говоря, я не понимаю, какая еще может быть песня. Не – авторская? Чья же тогда? Песня рождается в человеке, ни в коем случае не как стихи, не как музыка – одно подталкивает и выявляет другое. Задача автора – дать песне самостоятельную жизнь, пустить ее в мир. Чтобы это получилось, он должен абсолютно верить в то, что написал.

Андрей Макаревич (группа МАШИНА ВРЕМЕНИ). «Авторская песня» — название чисто условное. В других странах этот жанр называется «singing poetry» (поющая поэзия). Это ближе. Это жанр, в котором стихи имеют определяющее значение, аккомпанемент – вспомогательное (хотя тоже очень важное). Но главное – это исповедальность, высокая степень искренности.

Виктор Цой (группа КИНО). Если имеется в виду песня в исполнении автора, то, мне кажется, главная отличительная черта такой песни – это искренность. Если она есть, то слушателю уже наплевать на слабый голос, неумение играть, даже, может быть, на непрофессионализм и, более того, на стилистические ошибки в тексте.

Юрий Лоза (группы ИНТЕГРАЛ, ПРИМУС, ЗОДЧИЕ). Авторская песня – это в первую очередь песня, за которой стоит личность исполнителя. Песня, в которую он верит, которая наполняет мыслью его глаза. Это песня, которая говорит о каких-то конкретных вещах, в которй автор и исполнитель превращается в единое целое.

Е. Клячкин. Бурная и глубокая горная река выскочила на равнину; ширина стала необозримой, глубина резко уменьшилась, течение замедлилось. Говоря без метафор: нас было мало, нас интересовали глубины, нам мешали; сейчас пишущих много, их интересует популярность, некоторым – помогают.

Б. Гребенщиков. Если говорить об авторской песне только как о так называемом «движении бардов», то оно потеряло момент и разбилось. Они все – романтические одиночки. Кодекс одинокого рыцарства, меланхолия, да и принцип исполнения – один с гитарой – все об этом. Рок-музыка (жизнь, идея) обязательно коммунальная, связанная с тем, что люди делают что-то вместе, раскрывают себя и обогащают друг друга.

А. Макаревич. Расширилась тематика, обогатилась музыкальная фактура (помимо городского романса – «первоосновы» — влияние музыки кантри, блюзов, народных мелодий – славянских, цыганских, шотландских и т. д.).

Е. Клячкин. Если отказаться от грустных шуток и поговорить, как у нас любят, всерьез и по-деловому, то отличие — главное – в абсолютной непохожести проблем, которая, в свою очередь, вытекает из абсолютной непохожести жизни.

В. Цой. Я думаю, рок-музыка (раз уж прижилась) примет формы, характерные только для России, в самом ближайшем будущем (если уже не приняла).

А. Макаревич. По степени самовыражения рок и авторская песня очень близки. Рок-музыка – та же авторская песня, решенная другим музыкальным языком. Само слово «авторская» определяет оба жанра. У Гребенщикова, например, эти два жанра сливаются часто. У нас, видимо, тоже.

Ю. Лоза. Рок-музыка – это та же авторская песня, только положенная на язык мощной, агрессивной аранжировки, усиленная аппаратурой, светом, сценическим движением и соответствующей подачей.

М. Науменко. Взаимовлияние… Да, в том плане, что практически все группы играют и поют свой материал, причем поет песню, как правило, именно автор. Другой вопрос заключается в том, что не всегда качество текстов находится на должном уровне, но в любом случае любые попытки в этом плане можно приветствовать. Об этом уже говорилось, но имеет смысл подчеркнуть еще раз, что самодеятельная рок-музыка, как ни парадоксально это звучит, является народной музыкой в лучшем смысле этого слова.

Н- В общем, подобно авторской песне, в рок-музыке проявляется индивидуально-творческий синкретизм, предполагающий сочетание в одном лице композитора, поэта и исполнителя.

С- Делемно, что для рок-композиции характерно и заимствование выразительных средств традиционных жанров – музыкального, поэтического (текст) и театрального (шоу). Кроме того это может быть «электрическое» звучание, хотя и необязательно, коллективное творчество и особая форма музыкального ХЭППИНГА – концерта с участием зрителей, т. к. сейшен (от англ. «session»).

Н- Нужно сказать, что как самостоятельный жанр, рок-поэзия окончательно сформировалась к концу 70-х годов XX столетия, что уже тогда дало музыкальным критикам основание говорить о «феномене Русского Рока», а литературоведам – находить связи русской рок-поэзии с литературными традициями.

С- Но русский рок это кальки англоязычных образцов. Какие литературные традиции?

Н- Но факты говорят сами за себя. Давай обратимся к аргументам и фактам.

АиФ«Русские слова, пришедшие в нашу рок-музыку на смену английским еще не делают ее самобытной, но обратившись к родному языку при создании текстов, сделала не просто первый шаг к самобытности , но –шаг решающий. У языка есть свои глубоки законы, своя музыкальность, своя гармония. Протяженность гласных, система ударений, синтаксические законы построения фраз, аллитерированность и многое, многое другое должны привести чуткое ухо музыкантов к созданию иной музыки, чем американская, английская, французская, венгерская. Распевность русских народных песен – не только следствие широких географических просторов, но и результат протяженности и открытости гласных звуков в русском языке. Сегодня еще жесткие ритмы рока диктуют необходимость «рубленых» слов и фраз, но пройдет время – и ритмы подчинятся словам, они станут другими. Уже сейчас то, что делает «Аквариум», например, действительно не похоже на англоязычный рок. И тут Б. Гребенщиков прав, чтопытается идти своим путем»

(Из письма «Рок- дилетанта — Андрею Гаврилову»)

С- Я понял одно, что песня – это словесно-музыкальное произведение, словесная сторона которого – независимо от качества – принадлежит области поэзии, сфере художественной литературы, которую можно и нужно изучать.

Н- А я поняла, что корни русской рок-поэзии следует искать не только в англо-американской, но и в национальной литературной традиции. Но что говорят об этом сами рок-поэты?

«Сначала надо определить, что такое рок. Рок – это слияние разных мифов, только поданных в современном изложении. В Англии и Америке рок-н-ролл – это дерзкий удел одиночки, а русский рок предполагает партнера… Если рок-н-ролл – мужского рода, то партнер должен быть женского. Когда я выступаю, у меня есть некий оппонент – публика, кстати, именно женского рода (раз уж мы говорим на уровне лексики русского языка). И с этой публикой ведется диалог. Я мыслю (если это можно так назвать) на уровне морфологии – корней, суффиксов, приставок. Все происходит из корня. Это только кажется, что существует контекст слов, на самом деле речь идет о контексте корней». (Из интервью А. Бурлаки с А. Башлачевым)

«Чтобы понять рок-н-ролл, надо уйти от времени, потому что оно описывает лишь внешнюю канву. Когда мы наводим на резкость во времени, мы получаем четкость внешних координат, а все остальное расплывается. Говоря о рок-н-ролле, нельзя не говорить о религии по одной очень простой и очень атеистичной причине. Религия – это жизнь духа, и рок-н-ролл – жизнь духа. Религии мы с детства были лишены. Рок-н-ролл являлся единственной формой жизни духа. Мы многие годы оторваны от корней, лишены связи с корнями, с могучей и вечно живой народной традицией, как у нас любят говорить. Но рок-н-ролл, в отличие от истинно народной культуры, — вещь очень быстрая. Ритуалы и традиции меняются каждые две недели. Когда ты пишешь, ты переводишь свои образы из состояния потенции в состояние реальности. Это не фантазии, это реальность, которую ты сам создаешь и живешь в ней. Когда люди ее получают, они начинают с ней сообщаться, дают ей энергию. Всегда будут люди, которых ты перевел из потенциала в реальность, разбуженные тобой, которые эту реальность будут ощущать гораздо острее, чем ты, и они будут жить в этой созданной тобой реальности». (Из беседы Всеволода Гаккеля с Борисом Гребенщиковым. Ноябрь 1988г.)

«Башлачев научил меня относиться к слову не так, как я относился. Мне казалось: слово и слово – черт с ним. Можно обломать, запихнуть в строку. Для него слово было куском жизни. Я видел как он со словом работает, меня даже ломало от этого. Потому что он писал с долей математики, что ли: строил вот так строчки, здесь выводил слова, которые должны рифмоваться, тут закруглялось стрелочками… Это с этим, то с тем – цепочка получалась огромная! А я писал так: сел и готово…»

(Из бесед рок-делетанта и Константина Кинчева)

С- Идеология «новой волны» внесла разнообразие в музыкальную стилистику русского рока и подвинула музыкантов на панели адекватных русскому стиху музыкальных форм.

Н- И здесь вперед вырвался Ленинград. Первая волна настоящих рок-поэтов: Башлачев, Гребенщиков, Науменко, Цой, Ланов, Семонин – появилась в городе на Неве. Ленинградская школа подпитывалась традициями петербургской светско-аристократической поющейся поэзии и петроградского песенного фольклора.

С- Московская рок-школа развивалась иным путем, сделав ставку на сценическую визуализацию песен и гро….. типажей, такие исполнители, как Петр Мамонов («Звуки Му»), Игорь Сукачев («Бригада С»).



Н- Ко второй половине 80-х русский рок сформировался как самобытное явление. В поэтическом плане сформировались два основных направления с предельно выверенными методами проецирования идей и образов на слушателей. Ярчайшими представителями можно считать Александра Башлачева и Бориса Гребенщикова. Их творческие поиски заключались в плоскости совести, в некой болевой точке поколения такой подход обусловил особенность русского рока 80-х – предельную политизированность.



С- Развивая тенденции, заложенные А. Башлачевым, многие рокеры обатились к глубинным пластам национальной русской культуры. Такие поэты, как Ю. Шевчук («ДДТ»), Д. Ревякин («Калинов мост»), Егор Летов («Гражданская оборона»), Янка Дягилева, Константин Кинчев («Алиса»), органично соединили в своем творчестве элементы национального фольклора и роковой эстетики.

Н- В это же время в рок-поэзии возникло узкое направление, представители которого обращаются к поэтическим, стилистическим и мелодическим приемам русского городского песенного творчества. Наиболее яркие представители: Ф, Чистяков («Ноль»), С, Семонин («Выход»), П, Мамонов («Звуки Му»), И. Сукачев, А, Кортнев («Несчастный случай»), А. А. Скляр («Ва-банк»).

С- Традиции русского литературного авангарда начала XX века использует целая плеяда исполнителей: «АукцЫон», «АВИА», «Н. О. М.», «Ногу свело», А. Лаэртский, «Бахыт-компот».

Н- Начало 90-х прошлого столетия ознаменовалось глубоким кризисом русского рока. Появились группы: «Чиж и Ко», «Сплин», «Мумий Тролль», Земфира, «Мультфильмы», «Ночные снайперы», «БИ-2». И это был уже «новый русский рок».

С- Новые рок-творцы переняли традиции «эмоциональной реконструкции» отношения к действительности. Однако изменившиеся реалии окружающей жизни не могли не оказать своего влияния на тематику рок-поэзии, которая становится аполитичной.

Н- Все сказанное позволяет с уверенностью заявить, что русский рок и рок-поэзия, пережив кризис и трансформировавшись под воздействием реальности, все же сохранили свою самобытность, став полноправными составляющими современной национальной культуры.

С- Характеризуя рок как явление поэтической культуры, можно подчеркнуть фундаментальную особенность жанра – приоритет стихотворного текста над музыкальным началом. На что А. К. Троицкий заметил: «… в рок-н-ролл у нас все-таки люди шли не столько от музыки, сколько от желания высказаться, от желания энергетически самореализоваться, и вовсе не обязательно эта самореализация шла через композиторство».

1. Письменно ответь на вопрос: можно ли назвать рок-тексты поэзией, а рокеров – поэтами? Ответ аргументируй.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Почему корни рок-поэзии нужно искать в национальной литературной традиции?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С- Если считать «Петербургский текст» значимой эстетической традицией, тогда можно соотнести с этой традицией и творчество рок-поэтов и проследить некоторые моменты их взаимодействия.

Н- Это было бы интересно. Для этого нам понадобятся тексты песен, в которых так или иначе присутствует пространство Петербурга.

В. Маяковский

«Кое-что про Петербург»

Слезают слезы с крыши в трубы,

К руке реки чертя полоски;

А в неба свисшиеся губы

Воткнули каменные соски.

И небу – стихши – ясно стало:

Туда, где моря блещет блюдо,

Сырой погонщик гнал устало

Невы двугорбого верблюда.

1913г.

«Еще Петербург»

В ушах обрывки теплого бала,

А с севера – снега седей –

Туман с кровожадным лицом каннибала

Жевал невкусных людей. –

Часы нависали, как грубая брань,

За пятым навис шестой.

А с неба смотрела какая-то дрянь

Величественно, как Лев Толстой.

1914г.

СПЛИН

«Санкт-Петербургское небо»

Комната, окна на площадь,

Рваные флаги по ветру.

Женщина в доме напротив

Сжигает нетленные письма.

А над ее головою

Санкт-Петербургское небо.

Лестница, десять пролетов,

Каждый изучен до боли.

Трамваи забиты людьми,

Но я не чувствую локтя.

Я еду в облачный край,

К Санкт-Петербургскому небу.

Дай хоть немного свободы

Птицам, парящим в прицеле.

Им некуда будет лететь,

Если ты рухнешь на город.

Здравствуй, осенняя площадь-

Пусть мой этаж не последний,

Скоро я буду с тобою,

Мое Санкт-Петербургское небо.

Диана Арбенина («Ночные снайперы»)

«Питерская»

В этом городе живет небо,

Небу триста лет, оно устало.

А под небом воздух из мороза,

Да к тому же с привкусом металла.

Здесь у птиц парализует крылья,

А Икару не к чему стремиться.

Новый год приходит годом старым –

Ничего не может измениться.

В этом небе голубые звезды,

В этом небе голубые реки,

А под небом маршируют сосны,

Топорами машут дровосеки.

Здесь машины попадают в пробку,

Отутюжены с похмелья лица,

Пешеходы попадают в топку –

Ничего не может измениться.

Не пойму…

В этом небе облака стальные,

В этом небе замерзают слезы,

А под небом не доходят письма,

А доходят так с пометой «поздно»,

Здесь любовь всего минут на сорок,

Перед сном, чтоб поскорей забыться,

По утрам здесь пьют дешевый кофе –

И ничего не может измениться.

В этом городе живет небо,

Небу триста лет, оно устало.

Пулю в лоб себе пустило небо,

Но дышать, увы, не перестало.

А под небом было так же грязно

Шли дожди, зима, весна и лето,

Ничего не может измениться.

Все прекрасно – даже это.

Вот так…

Виктор Цой

«Звезда по имени Солнце»

Белый снег,

Серый лед

На растрескавшейся земле



Одеялом лоскутным на ней

Город в дорожной петле.

А над городом плывут облака,

Закрывая небесный свет,

А над городом желтый дым –

Городу две тысячи лет

Прожитых под светом звезды по имени Солнце. (…)

3. Что объединяет все эти тексты? Какой прием используют поэты, изображая небо? Подчеркни в текстах все моменты, которые это подтверждают. Ответ запиши ниже.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Другим цветом подчеркни в текстах лексику, составляющую городской пейзаж. Каким он представляется в сравнении с небом? Ответ аргументируй.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Рисуя урбанистический пейзаж, поэты как художники используют много цвета. В каких цветах изображен Петербург? Попробуй нарисовать образ, который возникает у тебя в связи с метафорами поэтов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Попробуй, используя эти метафоры создать образ Петербурга. И нарисуй два образа неба, которые больше всего тебе понравились.

Н- Мне всегда было интересно, как у рок-поэтов рождаются такие образы?

С- Как? За чашкой чая, например, в «Сайгоне», который был местом сбора молодых поэтов, художников, из которого можно было наблюдать жизнь города изнутри, что они и делали. Они верили, что «настанет срок», когда:

«На удивленье всему миру

Над нашей северной Пальмирой,

Над нашей северной Пальмирой

Взойдет звездою русский рок».

( «Монолог в «Сайгоне» Ю. Шевчука).

А вообще, Гребенщиков говорил, что у них была целая карта города: чьи-то квартиры, «Сайгон», замок, ряд дворов на Рубинштейна, ряд дворов на Невском. И «Сен-Жермен» — двор напротив Драматического театра на Литейном…

Н- Какой своеобразный образ жизни!

С- Образ жизни, образ мысли и образ восприятия мира – добавил бы я.

Н- Вернемся к образу Петербурга. Опять-таки он получается мрачным и холодным.

С- Ну почему, есть другой лик города – иной, узнаваемый, близкий мир, в котором герой чувствует себя свободно и естественно: «Я знаю, что здесь пройдет моя жизнь, жизнь в стеклах витрин». (В. Цой) Или «Темные улицы тянут меня как магнит, я люблю этот город как женщину» (В. Цой). А Башлачев лишь последние три года жил в Петербурге, но в его стихах отражено гармоничное слияние судьбы города и судьбы лирического героя:

«Мой друг, сними штаны

И голым летним садом

При свою вину под розгами дождя».

или:

«Мой бедный друг,



Страницы: 1 | 2 | Весь текст