Урок-лекция Государство и экономика

Урок-лекция «Государство и экономика»

Цели:

1.Расширить представления учащихся о государстве как одном из основных регуляторов экономической жизни общества,

раскрыть экономические цели и функции государства, показать основные инструменты государственного регулирования экономики, обосновать необходимость воздействия государства на экономические процессы и в условиях рыночных отношений.

2.Обогатить знания учащихся экономическими понятиями, позволяющими лучше осмыслить экономические реалии сегодняшних дней.

3.Воспитывать экономическую культуру учащихся.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-лекция

Оборудование:

1.Презентация «Экономическая политика государства»

2.Бланки: «Налоговое уведомление на уплату транспортного налога физическим лицом», «Требование об уплате налога, пени, штрафа»

Основные понятия: экономическая политика, бюджетно-налоговая политика, государственный бюджет, государственный долг, дефицит бюджета, денежно-кредитная политика, денежная масса, социальная политика.

План изучения темы:

1. Экономическая политика государства: основные цели, функции, направления.

2. Инструменты государственного регулирования экономики: бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политики.

3. Объективная необходимость государственного регулирования экономики

Этапы урока, его дидактическая задача / Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап.

Дидактическая задача: Организация начала урока. Подготовка учащихся к работе на уроке

-Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку, готовность оборудования.

Постановка общей цели урока : Продолжаем изучение экономической сферы общества.

2.Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности.

Дидактическая задача: формирование познавательных мотивов, подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, которая будет доминировать на основном этапе урока

Приём мотивации:

Учитель проводит краткий анализ документов по налогам (по официальным бланкам)

Организация беседы: Знаете ли примерную сумму и виды налогов, которые приходится платить вашим родителям? Какому банку, на ваш взгляд, лучше доверить свои сбережения?

В этих вопросах вы сможете лучше разбираться после изучения темы: «Государство и экономика», в которой красной нитью проходит вопрос о регулирующей роли государства в условиях рыночной экономики. Попробуйте сформулировать цели урока (Слайд2).

Узловые вопросы темы мы рассмотрим в ходе сегодняшней лекции, закрепление материала будет на следующем уроке-исследовании, через работу с эссе и на лабораторном занятии, где мы проработаем тематические тексты, проведём дискуссию по данному вопросу и заполним таблицы по информации из Интернет. Разнообразие форм работы объясняется тем, что данная тема широко представлена в ЕГЭ.

По ходу лекции ведите конспект, используя сокращения. Построение лекции-циклическое: вызов, осмысление и контроль в форме тестовых заданий. Обращаю ваше внимание, что материал лекции выходит за рамки учебника, насыщен экономической терминологией, что необходимо для углубления знаний и подготовки к ЕГЭ.

Запишите, пожалуйста, тему урока. Познакомьтесь с планом лекции (Слайд3 и на доске)

3.Усвоение новых знаний.

Дидактическая задача: сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, процессах; на основе знаний выработать умений.

Учитель раскрывает тему по плану:

1. Экономическая политика государства: основные цели, функции, направления.

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей.

Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:

1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны посредством создания надлежащей правовой базы и регулирования общественной обстановки;

2) поддержание и регулирование конкуренции;

3) перераспределение дохода;

4) целесообразное перераспределение ресурсов;

5) обеспечение стабильного состояния экономики посредством контроля уровня занятости и инфляции, изменений в конъюнктуре рынка страны и поддержания в стране экономического роста.

Пометьте в конспекте, что закрепить материал по целям ЭПГ можно по учебнику на стр. 79

Как видно из рассмотренных целей, основной задачей экономической политики государства является управление экономикой. Такое управление позволяет целесообразно организовать и поддерживать на должном уровне экономическую деятельность как отдельных работников, так и предприятий, а также осуществлять над ними контроль в соответствии с поставленными целями. Для этого собирается и изучается информация о хозяйственной деятельности в масштабах всей страны, на основе полученных данных делаются выводы об экономических перспективах, и правительство принимает необходимые решения, постановления, законы, т.е. создаётся правовая база для эффективной работы экономической системы страны. С помощью принятых законов правительство выполняет функции «судьи» в экономической сфере, выявляет случаи противозаконных экономических действий и применяет соответствующие санкции.

Вопрос о государственном вмешательстве в экономику имеет свою историю. В разных странах, в разное время отношение к государственному регулированию экономики было неодинаковым. На сегодняшний день мировой опыт доказывает, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

Проблемый вопрос: попробуйте объяснить почему?

Учитель обобщает: монополии препятствовали свободным рыночным отношениям, свободная конкуренция привела к резкой дифференциации доходов населения, необходимость смягчения циклических стадий спада и кризисов.

Какие же экономические функции выполняет государство в современном обществе? (Слайд4)

Как это происходит на деле? — В рыночной системе для поддержания конкуренции государство создает условия соперничества между предпринимателями за потребителей их товаров и услуг. Мы уже знаем, что спрос и предложение регулируются ценой, а производители вынуждены для получения прибыли опираться на желания потребителей. При возникновении монополий эта система нарушается, и производители могут действовать исключительно в своих интересах, не принимая во внимание потребности покупателей. Поэтому государство предотвращает появление монополий на рынке посредством издания соответствующих законодательных актов и содержания специальных служб контроля. При этом регулирует деятельность естественных монополий (к ним относят железные дороги, службы связи, газовое обслуживание населения и т. п.)

Задание: Попробуйте сами раскрыть механизм какой-нибудь экономической функции государства

Важно, что с развитием общества происходит расширение, уточнение функций государства. Возникают и качественно новые функции, связанные со становлением постиндустриального общества: это поддержка фундаментальной науки, участие в решении таких известных вам глобальных проблем человечества, как преодоление экологического кризиса и его последствий, устранение экономического отставания стран третьего мира от ведущих держав Запада, сокращение вооружений.

А с усложнением отношений между государством и предпринимательством экономические задачи современного государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защите общенациональных интересов.

Обобщим:

- современное государство является необходимой частью любой хозяйственной системы;

- экономическая политика государства направлена на реализацию его экономических целей, функций и задач.

2. Инструменты (рычаги) государственной экономической политики (Слайд 5)

Вызов: Парни, вы хорошо знаете технику. Объясните мне, пожалуйста, для чего в машине рычаги управления?

Так вот, для реализации экономической политики государству необходимо выбрать и использовать определенные рычаги (инструменты). Сейчас вместе разберёмся в их назначении.

В государственной экономической политике выделяют два главных направления: стабилизационное и структурное (Слайд 6)

Инструменты экономической политики государства выбираются в зависимости от ее целей. Макроэкономические цели современных государств многогранны, поэтому и воздействие государства на экономику осуществляется с помощью разных инструментов. Причем такое воздействие государства может быть как прямым, так и косвенным(Слайд7)

Задание: Приведите примеры прямого воздействия государства на экономику

Учитель обобщает: Прямое воздействие подразумевает участие государства в производственном процессе (законодательная деятельность, использование административных методов), а косвенное – предполагает использование преимущественно экономических методов фискальной и монетарной политики. Ключевыми инструментами государственной экономической политики являются бюджетно-налоговая(фискальная) и кредитно-денежная(монетарная) политика.

Неоднозначным в среде учёных-экономистов является вопрос о способах и масштабах вмешательства в экономику. В экономической теории выделяются два взгляда: монетаризм и кейнсианство (Слайд8)

Учитель организует проверку усвоения полученных знаний (Слайд 9)

Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется фискальной политикой. Цель фискальной политики - обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.

В фискальной политике основным инструментом воздействия государства на экономику является государственный бюджет (Слайд10)

Его действенность основана на таких категориях, как доходная и расходная часть (Слайд11)

Рассмотрим подробнее структуру бюджета РФ как инструмента государственного управления экономикой. К доходам бюджета относят:

1) налоги, акцизы, таможенные пошлины и т. п. (как правило, эта категория составляет около 80–85 % от всех доходов бюджета);

2) доходы от государственной собственности (удельный вес составляет обычно 7-10 %);

3) прирост поступлений из фондов социального страхования и пенсионного фонда (или создание общественного долга – около 7 %);

4) другие доходы.

Расходы бюджета включают в себя:

1) трансферты (выплаты на здравоохранение, образование и т. п.) и субсидии (_________). Причем, как правило, эта категория составляет около 50 % всех расходов;

2) развитие конъюнктуры рынка и стимулирование экономического роста. Данная статья расходов составляет около 12 % и включает в себя инвестиции в аграрный сектор и целевые программы, дотации предприятиям и т. п.;

3) содержание оборонного комплекса страны, государственных аппаратов и ведение внешней политики (25–30 % от общего числа расходов);

4) другие расходы.

Итак, из рассмотренной структуры видно, что государственный бюджет как инструмент регулирования экономики участвует в управлении процессами перераспределения финансовых ресурсов, стимулирования производства и контроля финансового состояния государства.

Бюджетная политика направлена на балансирование доходов и расходов, так как значительный рост государственных расходов и недобор налогов приводит к дефициту бюджета-одному из негативных экономических показателей. Государство вынуждено брать кредиты, которые могли бы быть использованы фирмами, а это сдерживает экономический рост. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом (внешний и внутренний). Именно дефицитом бюджета был вызван финансовый кризис в России в 1998г. Начиная с 1999г. Государственный бюджет нашей страны исполняется с профицитом. С 2006г. бюджет разрабатывается не на год, а на три года. Существенным успехом России стало досрочное погашение основной массы внешнего долга Парижскому клубу кредиторов. Финансовая стабильность страны-главное условие принятия в 2001г. Программы финансирования четырёх Национальных проектов, важнейшие из которых- это проекты в области здравоохранения и образования.

Каждое государство исходя из создавшихся условий использует тот или иной путь преодоления дефицита бюджета (Слайд 11)

Делаем вывод, что дефицит бюджета и величина государственного долга –важнейшие показатели состояния экономики.

Налогообложение, являясь инструментом фискальной политики государства, влияет как на получателя средств – государство, так и на граждан, предприятия и учреждения страны, т. е. налогоплательщиков. Функции налогов (Слайд 12)

Вопрос: Какие виды налогов вы помните из курса обществознания основной школы?

Виды налогов (Слайд 13)

Учитель делает обобщение:

Итак, используя рассмотренные инструменты, фискальная политика может быть стимулирующей (увеличение расходов государства и снижение налогов способствует преодолению циклического спада в экономике) или ограничительной (снижение расходов государства и повышение налогов определяет снижение циклического подъема).

Что означает монетарная политика?Монетарная политика означает контроль над денежной массой в экономике.

Какова цель монетарной политики? Ее цель — поддержка стабильного развития экономики.

Как происходит этот процесс?- Государство обычно увеличивает количество денег в период экономического спада и сдерживает его рост при подъеме. Т.е. инструментом регулирования выступает денежная масса.

Кто является проводником монетарной политики?- Центробанк во взаимодействии с коммерческими банками.

Какие рычаги воздействия имеет Центральный банк? -Учетная ставка процента и норма обязательных резервов.

Учетная ставка процента— норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам(ставка рефинансирования) .

Норма обязательных резервов – часть средств коммерческих банков, которые они должны держать в виде резервов в центральном банке, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить деньги со своих счетов.

1.Что происходит, если Центральный банк повысит Учетную ставку процента?

Повышение учетной ставки процента -кредит дорогой — сокращение числа заемщиков — уменьшение количества денег в обращении.

Последствия: «+» — снижение инфляции, «-» — спад производства

2. Что происходит, если Центральный банк понизит Учетную ставку процента?

Понижение учетной ставки процента -кредит дешевый — увеличение числа заемщиков -увеличение количества денег в обращении

Последствия: «+» — подъем производства, «-» — усиление инфляции

3. Что происходит, если Центральный банк повысит норму обязательных резервов?

Увеличение нормы обязательных резервов -уменьшение количества денег у банков -кредит дорогой -сокращение числа заемщиков - уменьшение количества денег в обращении.

Последствия: «+» — снижение инфляции, «-» — спад производства

4. Что происходит, если Центральный банк понизит норму обязательных резервов?

Уменьшение нормы обязательных резервов — увеличение денег у банков — кредит дешевый — увеличение числа заемщиков — увеличение количества денег в обращении.

Последствия: «+» — подъем производства, «-» — усиление инфляции

Учитель обобщает:

Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, или нормы обязательных резервов, стимулируя или ограничивая производство и потребление, что помогает экономике развиваться стабильно.

Ещё одним инструментом кредитно-денежной политики выступают операции на открытом рынке. Купля-продажа Центробанком государственных ценных бумаг также обусловливает изменение денежной массы в стране. Например, если Центральный банк купит ценные бумаги у коммерческого банка, сумма на его резервном счете возрастет, и тогда расширяется объём денежной массы.

Задание: Попробуйте, глядя на записи в конспекте, сами сделать вывод о регулировании государства экономики, используя инструменты кредитно-денежной политики

Учитель обобщает:

Таким образом, с помощью данных инструментов кредитно-денежной политики государство может контролировать поток денежной массы, регулировать инфляцию и управлять спросом. Процесс запуска инструментов монетарной политики зависит от ситуации и страны. Как правило, наиболее сильным и оперативным средством являются операции на открытом рынке. Тактическим инструментом считается изменение ставки рефинансирования. Сравнительно медленное, но сильное стратегическое влияние на денежную массу оказывает изменение норм резервирования.

3. Объективная необходимость государственного регулирования экономики

В настоящее время регулирующая роль государства возрастает практически во всех сферах экономической деятельности, например в сфере занятости и производительности труда, в производстве, в установлении уровня цен, сборе налогов, правительственных расходах и в распределении ресурсов. Действие государства на экономическую систему страны в основном происходит через налогообложение и правительственные расходы. При превышении расходов над поступлениями возникает государственный долг, который можно погасить посредством выпуска в обращение дополнительной денежной массы или продажи государственных ценных бумаг. Соответственно возможность государства влиять на экономику страны, используя поступления и расходы, имеет огромное значение в современных макроэкономических системах.

Кроме того, очень важными причинами, оправдывающими необходимость роста государственного сектора в экономике, являются рост обобществления производства, потребность в национальной обороне, рост городов и численности населения, проблемы окружающей среды, необходимость преодоления нищеты и сокращения неравенства доходов и другие процессы, которые могут контролироваться только государством в соответствии с его возможностями, целями и задачами.

Таким образом, государственное регулирование экономики оказывает большое влияние на ее эффективность, поэтому государственный сектор экономики является важнейшим экономическим фундаментом общественного развития.

-Основные направления государственного регулирования экономики

Как правило, государственное регулирование экономики осуществляется в двух нишах, а именно: на уровне федерального правительства и различных местных органов власти. В каждом из них государственный сектор обладает собственными доходами и расходами своих бюджетов. Однако на любом уровне политика государства ведется в нескольких основных направлениях.

1.Одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики является социальная политика государства. Она в первую очередь основана на перераспределении доходов. Дело в том, что в любой стране имеет место дифференциация населения по размеру дохода, вследствие чего и возникает социальное неравенство и конфликты между разными общественными классами. Для того чтобы снизить социальное напряжение, государство старается уменьшить неравенство доходов посредством социального страхования, социальной защиты (например, трансфертные платежи и другие выплаты нуждающимся малообеспеченным, инвалидам или безработным), политики заработной платы и жилищной политики.

2.Основным направлением государственного регулирования перераспределения дохода можно назвать социальные меры, принимаемые на рынке труда, например создание спроса на рабочую силу в государственном секторе экономики; организацию работы бирж труда и системы информации о свободных рабочих местах для сокращения общего времени поиска работы; содержание учреждений переквалификации кадров; организацию общественных работ для создания новых рабочих мест; стимулирование НТП (научно-технического прогресса) и развития трудоемких отраслей, что влечет за собой появление новых рабочих мест; поддержку малого бизнеса; разработку специальных программ с целью облегчения трудоустройства наиболее социально уязвимых слоев населения.

3.Государство осуществляет меры, направленные на борьбу с последствиями безработицы, а именно:

1) выплата компенсаций незанятым за потерю работы;

2) выплата пособий по безработице и предоставление помощи безработным.

4.Еще одним направлением государственного регулирования экономики является вмешательство государства в формирование рыночных цен. Это делается, например, посредством установления минимального размера оплаты труда.

Помимо этого, правительство стимулирует спрос на товары и услуги, потребление которых приносит обществу пользу, например, некоторые виды товаров и услуг (общественные блага) рыночная система не может производить по причине слишком высокой стоимости или минимальной прибыли. К таким товарам (услугам) можно отнести организации экологического назначения, навигационные системы, национальную оборону, строительство дорог и т. д. Для того чтобы общество могло пользоваться этими благами и услугами, государство их финансирует из своего бюджета, который пополняется за счет налогов.

5.Интересно и такое направление государственного регулирования экономической системы, как нейтрализация внешних эффектов.

Внешние эффекты ( экстерналии)- связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц Эффекты могут быть положительные и отрицательные.

Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у других лиц (напомним, не участвующих в производстве), в результате производства или потребления товара(услуги), например экология: сточные воды, выбросы в атмосферу, шумы, курение в общественных местах, разбрасывание мусора в парках отдыха и т. п.

Положительные — в случае появления у этих лиц выгоды, которая не компенсируется ими производителям товара, например образование, театр и т. п.

Для нейтрализации внешних эффектов правительство осуществляет следующие мероприятия:

1) корректировку налога ( введение дополнительных налогов на производителя вредных товаров);

2) льготное налогообложение (при положительном эффекте);

3) административные санкции (при отрицательном эффекте);

4.Закрепление изученного материала

Дидактическая задача: закрепить знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Учитель организует учащихся на воспроизведение изученного в форме тезисного аргументирования (по конспекту)

Учитель подводит итог сказанному, повторяет основные вопросы темы.

5.Подведение итогов урока

Дидактическая задача:анализ успешности овладения знаниями и умениями.

Учитель даёт краткую характеристику работы класса, вскрывает типичные недостатки и показывает пути их преодоления

6. Домашнее задание (инструктаж)

§7 читать. Работа с документом, стр.89. ИЛИ НА ЛР

Учитель указывает способ работы с записями лекции: уметь аргументировать основные тезисы лекции; объяснить логические цепочки по вопросам монетарной политики.

Дежурные дают информацию об отсутствующих, включаются в учебную деятельность.

Учащиеся участвуют в обсуждении, их действия по принятию участия в формулировании цели.

Работа со слайдом2

Включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность.

Вспоминают по записям в тетради структуру лекции.

Запись темы в тетради. Работа с содержанием слайда 3

Учащиеся слушают, включаются по ходу лекции в беседу, ведут конспект

(З/К-почёркнутый материал лекции) под руководством учителя

Делают пометку на полях

З/К

З/К

Высказывают мнение, аргументируют

Работа со слайдом 4, З/К

Включение учащихся в решение нестандартных задач

З/К

З/К

Запись 2 пункта плана, Слайд5

Учащиеся объясняют

Работа со слайдом 6,

З/К, приводят примеры

Работа со слайдом 7, З/К

Приводят примеры

З/К

Работа со слайдом 8

З/К

Отвечают на тестовые задания

Слайд 9

З/К

Работа со слайдом 10, 11

З/К

З/К

Работа со слайдом 10

З/К

З/К

Работа со слайдом 11

З/К

Работа со слайдом 12

Отвечают на вопрос, затем

Проводят самоконтроль по слайду 13, З/К

З/К

З/К по сущности монетарной политики

З/К

Высказывают предположения

Формулируют выводы

З/К

Воспроизводят и оперируют знаниями.

1. Экономическая политика государства: основные цели, функции, направления.

Мотивация

Короткий анализ извещения по налогам.

Знаете ли примерную сумму налогов, которые приходится платить вашим родителям?

Какому банку лучше доверить свои сбережения?

В этих вопросах вы сможете лучше разбираться после изучения нами темы: «Государство и экономика», в которой красной нитью проходит вопрос о регулирующей роли государства в условиях рыночной экономики. (Слайд1).

Узловые вопросы темы мы рассмотрим в ходе лекции, закрепим материал на следующем уроке-исследовании, работая с эссе и на лабораторном занятии, где проработаем тематические тексты, проведём дискуссию по данному вопросу и заполним таблицы по информации из Интернет.

По ходу лекции фиксируем записи в виде конспекта и схем, построение лекции-циклическое. Сегодня это стадия вызов, осмысление и контроль в форме тестовых заданий.

Запишите, пожалуйста, тему урока. Познакомьтесь с планом лекции (Слайд2).

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей.

Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст