Урок-лаборатория Толстой — мастер пейзажа

Л.Н. Толстой — мастер пейзажа

(по роману «Война и мир»)

Урок – лаборатория

Цель: выяснить роль пейзажа в раскрытии характеров героев и их поступков.

Оборудование: текст романа Л.Толстого «Война и мир», видеофрагменты из фильма «Война и мир», аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Ноябрь. На тройке», раздаточные материалы (тексты заданий для групп, матрицы таблиц).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

— Л.Толстой высоко ценил облагораживающее влияние природы на человека, показал в своих произведениях её красоту.

В критической литературе о писателе глубоко и многосторонне разработан вопрос о тесной связи его пейзажей с внутренним миром героев. Пейзаж Толстого, пишет Л.М.Мышковская, «обогащённый и осмысленный восприятием героев, их чувствами и мыслями… в свою очередь служит им службу – он полнее, ярче и звучнее раскрывает сложнейшие моменты их душевной и духовной жизни».

«Самая чистая радость – радость природы», — заявлял Толстой.

— Почему писатель мог такое заявить, в чём своеобразие пейзажей Толстого? Над этими вопросами мы задумаемся сегодня на уроке.

II. Аналитическая работа учащихся. Работа в группах.

Первая группа работает по следующим заданиям:

Анализ эпизода «Николай Ростов отправляется к местечку Островное».

(т.III,ч.1, гл.XIV).

- Что говорит о том, что природа оттеняет состояние солдат в эскадроне Ростова?

Вторая группа анализирует эпизод из т.IV ,ч.2, гл.VI.

-Что здесь обращает на себя внимание читателей? Чем это описание созвучно тому, что было прочитано ранее?

Вывод. (Запись в тетрадь.) Природа оттеняет состояние человека в переломные моменты жизни.

— Давайте вспомним такие эпизоды из романа.

III. Работа с эпизодом «Небо Аустерлица». Просмотр кинофрагмента в видеозаписи.

— Какими изобразительными средствами создан пейзаж?

— Давайте выясним, однозначны ли по смыслу эпитеты Толстого. Для этого проделаем такую работу: выясним, какими видами эпитетов пользуется Толстой: описательными, метафорическими или оценочными.

Составление таблицы.

Эпитеты, употреблённые Толстым

Вид

синеющая (бесконечность)

Описательный

ползущие (облака)

Метафорический

справедливое, доброе (небо)

Оценочные

бесконечное, высокое (небо)

Оценочные

— Символом чего является здесь небо?

— К каким мыслям пришёл князь Андрей, глядя в небо Аустерлица?

Вывод. Пейзаж, при создании которого используется минимальное количество художественных приёмов (эпитеты, повторы), выполняет идейную функцию, он проникнут страстным толстовским осуждением агрессивных войн, антигуманных эгоистических стремлений, призывом к высоким идеалам добра и справедливости. Очень существенна и композиционная его роль: он даёт почувствовать, что в жизни князя Андрея наметился серьёзный перелом, что герой, очевидно, откажется от честолюбивых помыслов и военной карьеры, а значит, читателя ожидает ощутимый поворот сюжета.

IV. Работа с эпизодами «Берёзовая роща» и «Дуб». Просмотр кинофрагментов в видеозаписи.

— Как автор смог добиться такой выразительности и живости изображения?

— Какой приём использует автор, описывая рощу?

— Как через образ старого дуба Толстой показывает душевное состояние князя Андрея?

Вывод. Дуб параллель образу Болконского. Толстой блестяще применяет приём олицетворения и вытекающие из него метафоры: дуб с неуклюжими, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами то стоит презрительным уродом, то млеет в лучах солнца, и нет у него старого

недоверия и горя. Пейзаж непосредственно воздействует на человека, просветляя и умудряя его, он соответствует настроению героя.

V. Работа с эпизодом «Лунная ночь в Отрадном». Чтение отрывка наизусть.

— Использование каких средств выразительности помогает Толстому нарисовать такую радостную картину ночи?

— Как это описание помогает понять душевное состояние героев?





Вывод. Композиционная роль пейзажа очень ощутима: он усиливает настрой сцены, сулящей прекрасные перемены сюжета.

VI. Чтение эпизода «Святочная ночь» в сопровождении пьесы П.И.Чайковского «Ноябрь. На тройке» (Т. II, ч. 4, гл. X).

— Проведите параллель между этими произведениями.

— Какую роль в этом отрывке играет пейзаж? Как позволяет понять чувства и переживания героев?

— Как писателю удаётся передать это движение и радость?

Вывод. В композиционном отношении пейзаж связывает Николая и Соню, как ранее Андрея Наташу, и как бы предсказывает новые сюжетные ходы. Природа так пронзительно прекрасная, что возвышает человека над будничностью и прозаичностью, приподнимает его и окрыляет.

VII. Работа с отрывками «Пейзаж Бородинского боя», «Картина неба после сражения под Красным».

— Перечисленные ранее картины природы, как и большинство пейзажей Толстого, связаны с образами главных героев. Но не только они важны для понимания «Войны и мира». Центр романа – военные сцены, а кульминация его – Бородинское сражение, решившее исход войны 1812 года. И хотя в повествовании о Бородине пейзаж занимает мало места, значение его существенно.

Мы видим, что природа, описанная Толстым, торжественна и великолепна.

— Какими красками рисует писатель пейзаж?

— Что вам кажется в этом описании неправдоподобным?

— Какое средство выразительности, используемое Толстым, помогает почувствовать мысль, очень существенную для понимания романа о войне и мире?

Выпишите примеры в таблицу.

Примеры

Средства выразительности речи,

используемые в эпизоде

Вывод. Небо такое далёкое, высокое и бесконечное, когда Андрей под Аустерлицем искал в нём смысл жизни, как приблизилось к земле, стало простым и близким – рядом долгожданный мир.

Вселенная, земля, люди созданы для счастья. Толстой верит в это, верит в победу разума и справедливости, и пейзаж его – гимн миру, братству людей на земле.

VIII. Запись в тетрадь выводов-наблюдений.

а) Особенности изобразительных средств Толстого, которые он использует для создания пейзажа, таковы:

— тонкий психологизм и в связи с этим приём олицетворения;

— объёмность, стереоскопичность картин природы, изображение её в движении, звуках, красках, с игрой света и теней;

— различие эмоциональных оттенков стиля – то вдумчиво-глубокого, то романтически-приподнятого, то торжественно-величавого, то шутливо-обыденного.

б) Каждая картина природы играет немалую роль: намечает повороты в судьбах отдельных героев или даже всего народа, подчёркивает значимость определённых эпизодов романа.

в) Пейзажи Толстого наполнены большим идейным смыслом, передают в той или иной степени его философию: природа прекрасна, человек – неотъемлемая часть её, он должен постигать красоту, величие и смысл природы, искать в жизни достойные цели, среди которых борьба во имя мира, справедливости, единства и счастья народа и родины – самая высокая и чистая.

IX.Творческая лаборатория.

Учащиеся работают в тетрадях, давая ответы на следующие вопросы:

Какую роль в жизни людей играет природа?

2) Почему писатели так часто изображают природу? Какую роль играет пейзаж в раскрытии характеров персонажей?

3)Можно ли соотнести понятия «русская природа» и «русская душа»? Почему?

4) Самоценен ли пейзаж в романе? Какую роль он выполняет? Связан ли с действием? Отражает ли духовное состояние героев?

5) Можно ли судить о герое по его отношению к природе? На какие две группы в этой связи можно разделить главных персонажей в романе?

6) Роль сцен охоты.

7) Роль сцены на поле Аустерлица. (Князь Андрей, его восприятие неба Аустерлица).

8) Беседа князя Андрея и Пьера на пароме и природа.

9) Смысл двух описаний дуба.

10) Ночь в Отрадном.

11) Дождь на бородинском поле.

12) Сделайте вывод о художественных особенностях толстовского пейзажа:

цветопись

звукопись

романтические символы

противопоставления

сравнения

эпитеты и другие художественные приёмы

13) Сделайте вывод об отношение к природе русских писателей, приведите примеры.