Урок-концерт Басни ИАКрылова

Урок-концерт (5 КЛАСС)

(«Басни И.А.Крылова)

Цели урока:

1.Обобщение изученного по теме «Творчество И.А.Крылова».

2.Продолжение работы над выразительным чтением наизусть.

3. Развитие творческих способностей учащихся

(самостоятельное создание басни и её прочтение)

4. Расширение читательского кругозора учащихся

(викторина по басням И.А.Крылова).

Оформление урока:

На доске – портрет писателя, иллюстрации к басням, эпиграф:

Всё знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

(М.Исаковский)

Ход урока:

1.Сообщение цели урока.

2. Вступительное слово учителя: «В ноябре 2007 года исполнилось…со дня, когда умер И.А.Крылов. Умерло тело, а душа? Она с нами и поныне. Бессмертно то, что помнят. Пока процветают хамство, невежество, лень, зазнайство, тупость, пока мы не искореним эти пороки, будут жить басни И.А.Крылова, будут глупцы и невежды бояться смеха, так как это самое страшное оружие».

Сказка – ложь, подчас и басня — то ж.

Но учат обе обернуться на себя,

Исправить вовремя грешки,

Чтоб стыдно не было перед людьми.

А чтоб конкретно в этом убедиться,

Не худо б нам к живым примерам обратиться.

«У сильного всегда бессильный виноват»,

мы с этого откроем нашу тему.

Прошу на сцену!

3.Инсценирование басен.

А) «Волк и ягнёнок»

Вопрос зрителям: «А среди вас такие есть? О каком пороке человека говорил Крылов?» (безнаказанность, правда силы)

Б) Плоха силёнка без ума,

И плохо, если голова пуста.

Смотрите басню, думайте,

О чём она?

Басня «Свинья под дубом»

Вопрос зрителям: «Над каким пороком вы смеялись?» (глупость, невежество)

В) Вглядитесь в эти лица,

Узнайте в них себя,

Когда совместно вы берётесь за дела.

Басня «Квартет»

Вопрос зрителям: «Какие слова из этой басни стали крылатыми? Их можно часто услышать. («Чтоб музыкантом быть…») Чего оказались лишены герои?» (умения)

Г) Что может хуже быть вранья?



Само враньё и лесть впридачу,

Но я напрасно время трачу.

Про лесть есть басня у меня.

Басня «Ворона и Лисица»

Д) Смеяться не устали вы?

Продолжим нашу встречу.

Прошу навстречу героев басни «Слон и моська»

Вопрос зрителям: «Что высмеивал И.А.Крылов?» (хвастовство, смелость там, где она не нужна)

Е) Басня «Демьянова уха»

Вопрос зрителям:

Вы посмотрели басню эту,

Так поведайте ж вы свету-

Наш концерт вам не «демьянова уха»?

Продолжим праздник мы тогда?

Мораль сей басни какова?

4)Чтение басен, придуманных учащимися.

Мы с Крыловым подружились,

В баснописцев превратились,

Сочинили басни сами,

Их прочесть хотим мы с вами.

Кто их создал, пусть читает,

Ну а зал им всем внимает.



Кто же родственник Крылову?

Говорить жюри готово.

5) Викторина. Чтение отрывков из басен, угадывание названий.

Теперь от чтенья отдохнём

И пищей ум другой займём.

Посмотрим, кто знаток

Крыловских басен, а посему

Умён, начитан и прекрасен.

Друзья, к чему весь этот шум?

Я ваш старинный сват и кум,

Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры,

Забудем прошлое, уставим общий лад!

(«Волк на псарне»)

Ох, мой голубчик-куманёк!

Терплю напраслину и выслана за взятки.

Ты знаешь, я была в курятнике судьёй,

Утратила в делах здоровье и покой.

(«Лисица и сурок»)



А Васька слушает да ест,

(«Кот и повар»)

И дельно! Это, Щука,

Тебе наука:

Вперёд умнее быть

И за мышами не ходить.

(«Щука и кот»)

А видел ли слона? Каков собой на взгляд?

(«Любопытный»)

И дело! Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!

(«Чиж и голубь»)

6) Чтение наизусть басен Крылова, которые учащиеся выучили самостоятельно.

7) Подведение итогов жюри.

Пусть всё, что мы сегодня услышали и увидели, оставит след в ваших душах. Смеясь над чем-то, мы продлеваем себе жизнь, смеясь над собой, мы очищаем наши сердца от всего, что мешает нам жить честно, открыто, радостно. Пусть И.А.Крылов станет вашим любимым писателем на многие годы. И тогда будет меньше «слонов и мосек», «ворон и лисиц», «стрекоз и муравьёв».