Урок-конспект Что значит быть патриотом

Что значит быть патриотом

1. ФИО: Арнюдаева Саглара Александровна

2. Место работы:МОКУ « Ики-Чоносовская СОШ им.С.О.Дорджиева»,Целинный р-н, РК

3. Должность:учитель истории и обществознания

4. Предмет: обществознание

5. Класс:6

6. Тема и номер урока в теме: «Что значит быть патриотом?» №1

7. Базовый учебник: Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой Обществознание.,6кл. М.-Просвещение,2008.

8. Цель урока:

Предметная: обеспечить условия для формирования учебной деятельности, мотивации для дальнейшего изучения тем раздела «Родина» ,усвоения понятий «патриот», «федерация», «субъект федерации», «многонациональное государство».

Методологическая: развитие логического мышления учащихся путем выявления причинно-следственных связей между субъектами РФ и Российской Федерацией

Метапредметная: подготовить учащихся к самостоятельному определению личностного представления об основополагающих понятиях каждого гражданина — патриотизме и любви к Родине;

9.Задачи:

Обучающие: сформировать чувство патриотизма в мировоззрении обучающихся, Развивающие: развивать умение работы с документом; продолжить формирование приемов работы с картой

Воспитательные: показать значимость качества патриотизм для нашей страны

Формирование УУД:

личностные : основе оценивания усваиваемого изучаемого материала на уроке обеспечить личностный моральный выбор;

познавательные : умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;

коммуникативные: как умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально или в парах;

регулятивные: умение самостоятельно вести поиск, анализ, отбор информации.

Планируемые результаты:

личностные: формирование умения работать в коллективе, развивать способность включаться в различные виды деятельности в соответствии с поставленными задачами;

метапредметные: развитие познавательной активности учащегося, внимательности, наблюдательности, логического мышления, развитие навыков работы с картой и правовым документом

воспитательные: повысить уровень сформированности патриотического компонента в мировоззрении обучающихся, национальную гордость и активную гражданско-патриотическую позицию через приобщение учеников к героическим страницам прошлого и настоящего России; формирование у учащихся целостной картины структуры России и понимания того, что без патриотизма невозможно привести страну к ее процветанию; формирование желания: приносить пользу Родине, служить Отечеству; заинтересовать школьников в изучении дополнительных источников и литературы, посвященных данной теме;

10. Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

11. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

12. Необходимое техническое оборудование:

-компьютер

-карта «Административно-территориальное устройство Российской Федерации»

-Конституция РФ

-портреты героев Отечества

— Л.Ф.Иванова, Я.В.Хотеенкова. Рабочая тетрадь, 6класс, М.-Просвещение,2010. к учебнику Обществознание.6кл. Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др. под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.-Просвещение,2008.

13. Основные понятия: патриот, патриотизм, федерация, субъект Российской Федерации, многонациональное государство, государственный язык.

Структура и ход урока

Технологическая карта урока (40 мин.)

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

.Организационный момент .(1 мин.)

Учитель приветствует детей.

Приветствуют учителя

Актуализация учебной деятельности.(2 мин)

Учитель предлагает посмотреть на портреты знаменитых людей. Это: А.Невский, Д.М.Пожарский и К.Минин, О.И.Городовиков, Б.Б.Городовико, Ю.Гагарин.

(Портреты на доске)

Дают краткую информацию о каждом герое,.

Мотивация к учебной деятельности (1 мин.)

Задание: объяснить, почему имена этих людей живут в памяти народа, что их объединяет?

Таких людей называют патриотами.

Делают вывод:

«Целью их жизни были – защита Родины и служение Отечеству. Они не жалеют ради не даже самое дорогое – свою жизнь…»

Формулирование темы урока и постановка целей

Объявляет новую тему (слайд 3)

Цель урока:

Как вы думаете, его можно назвать патриотом? (Слайд 4)

Отвечают на вопрос

Изучение новых знаний (15 мин.)

Работа со словарем. Откройте учебник на стр. стр.222 (слайд 5)

Беседа «как называлась наша страна в прошлом? Как она называется сейчас?» (слайд6)

На столе у вас лежит текст Конституции РФ, прочитайте ст.1.

Дает определение «федерации»

Работа с географической картой: «Административно-территориальное устройство России» (слайд 7,8)

Понятие «субъект федерации». «Что означает слово субъект РФ?»(слайд7)

Информирует, что согласно Конституции РФ «Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…» какие народы проживают на территории России?

А. Как называется субъект РФ, в котором мы живем? (территория, флаг, герб, гимн) (слайд9)

Б. Работа с контурной картой. Найдите и отметьте РК.

В.Составьте логическую цепочку.

Государственный язык.

А. Какой язык нас объединяет?

Б.Показывает свидетельство о рождении.

Читают вслух патриот-

Патриотизм-

Работают с ст.,,1 Конституцией РФ ст1. Зачитать.

Работа с учебником стр.158-159

Работа с картой РФ

читают выделенный текст стр. 156.

Отвечают на вопрос

Работают с контурной картой, выделяют РК. Составляют логическую цепочку: С.Троицкое, Целинный р-н, республика Калмыкия, Российская Федерация.

Физминутка (1мин.)

Мы березку посадили

Мы березку посадили, (Выпрямиться за партой.)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла, (Встать за партой.)

К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)

А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) —

И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)

Первичное осмысление

(5 мин.)

Ребята давайте построим дом- страну, в котором проживают народы России (совместная деятельность), и в основание «дома» — фундамент - вписать слова, от которых зависит крепость и сила нашей страны

Что объединяет народы России?

А._____________________

Б._____________________

В._____________________

Г.___________________

Анализирует ответы

Теперь возведем крепкие стены для нашего дома. Запишите качества, которыми обладает патриот, это кирпичики

Строит дом на доске.

(Слайд11)

Выполняют задание, объясняют свой выбор, вывешивают фундамент, качества патриота — возводят стены.

Строят дом по группам и делают вывод: Россия крепка своим фундаментом- патриотизмом и дружбой живущих в ней народов, для которых государственный язык-русский язык. Россия - наш общий дом и каждый из нас - россиянин»

Закрепление (7 мин.)

Раздает тест.

Ответы теста (Слайд12)

Выполняют тест.

Выполняют взаимопроверку.

Рефлексия

Организует рефлексию (слайд 13)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью.

Итоги.

Дает домашнее задание §15(Слайд14). Подводит итоги урока, выставляет и комментирует оценку.

Записывают домашнее задание

Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Актуализация учебной деятельности. Сегодня на уроке мы будем с вами размышлять о том замечательном качестве человека, которое не подвластно времени: оно не имеет «возраста» и ценится так дорого как ничто другое — имена таких людей живут в народной памяти веками. Назовите это качество человека. (на доске портреты-)портреты А.Невского, Д.Пожарского и К. Минина О.И. Городовиков, Б.Б. Городовиков, Ю.А.Гагарина.

Краткая информация о героях:

Александр Невский — великий полководец, прославился своими победами над шведами и немецкими рыцарями.

Полководец Дмитрий Пожарский и городской староста Нижнего Новгорода Кузьма Минин создали народное ополчение, и изгнали польских захватчиков.

Ока Иванович Городовиков — генерал-полковник), Герой Советского Союза.

Басан Бадминович Городовиков- Герой Советского Союза, генерал-лейтенант.

Юрий Алексеевич Гагарин– советский лётчик-космонавт, первый человек в мире, совершивший полёт в космическое пространство 12 апреля 1961 год.

Мотивация к учебной деятельности (1 мин.) Задание: почему их имена не стерты временем? Что их объединяет?

«Целью их жизни были – защита Родины и служение Отечеству. Они не жалеют ради не даже самое дорогое – свою жизнь…»

Таких людей называют патриотами.

Изучение новых знаний

Работа со словарем. Откройте учебник на стр. стр.222

(слайд 5)

Патриот – человек любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм – любовь к Родине, своему народу.

Беседа «как называлась наша страна в прошлом? Как она называется сейчас?» (слайд)

На столе у вас лежит текст Конституции РФ, прочитайте ст.1. Наименование Российская Федерация и Россия равнозначны.

Дает определение «федерации».

Наша с вами большая Родина носит название Российская Федерация. Если слово федерация перевести латинского языка на русский язык, то получится, что мы с вами живем в Российском Союзе.

Работа с географической картой: «Административно-территориальное устройство России»

Слайд 7. Посмотри на современную карту России (с.158-159).Какая она разноцветная. А ты знаешь, почему она разноцветная?

На ней обозначены республики, края, национальные округа, области, а также 2 города федерального значения.

Слайд 8. В составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Слайд 9.Понятие «субъект федерации». «Что означает слово субъект РФ?

Учащиеся читают выделенный текст на стрю.156.

«равноправный член, полноценный участник»

Слайд 10.Информирует, что согласно Конституции РФ «Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…» какие народы проживают на территории России?

А.Слайд 11.

— Ребята, знаете ли вы, как правильно называется территория, где мы с вами живем?

Республика Калмыкия (территория, флаг, герб, гимн)

Б. Работа с контурной картой. Найдите и отметьте республику Калмыкия.

В. — Давайте попробуем вместе составить логическую цепочку: с. Троицкое –Целинного р-на республика Калмыкия—Российская Федерация.

Государственный язык.

А. Какой язык нас объединяет?

На территории Российской Федерации проживают многочисленные народы, каждый из которых имеет свой национальный язык, традиции и обычаи. Языком государственного общения является русский язык, который выступает также языком международного общения.

Б.Демонстрация свидетельства о рождении.

Физминутка. Слайд 12. Ребята, какое дерево является символом России?

Береза.

Мы березку посадили, (Выпрямиться за партой.)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла, (Встать за партой.)

К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)

А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) —

И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)

Первичное осмысление знаний. Работа по группам

Ребята давайте построим дом- страну, в котором проживают народы России (совместная деятельность), и в основание «дома» — фундамент — найти слова, от которых зависит крепость и сила нашей страны

Что объединяет народы России?

А.патриотизм

Б. дружба народов

В.русский язык

Г. россияне

Учащиеся выкладывают фундамент дома.

-Теперь возведем крепкие стены для нашего дома. Запишите качества, которыми обладает патриот, это кирпичики

Учащиеся строят дом по группам и делают вывод: Россия крепка своим фундаментом- патриотизмом и дружбой живущих в ней народов, для которых государственный язык-русский язык. Россия — наш общий дом и каждый из нас — россиянин»

Закрепление. Работа с тестом. Взаимопроверка тестов по кругу.

Слайд 13.Ответы на тест

Рефлексия. На завершающем этапе рефлексии материала учащиеся аргументируют свои позиции по теме: «Патриотизм для меня -… »

Итоги. Домашнее задание §15.Спасибо за урок.