Урок-кафе в 11 классе

.

Урок-кафе по творчеству С.А.Есенина.

Тема урока: Обобщение и повторение материала по творчеству Есенина.

Цель: 1. Систематизировать усвоенную информацию о жизненном и творческом пути поэта.

2. Выявить собственное отношение к стихам поэта.

3. Учить творческому подходу к восприятию жизни и поэтической деятельности

Есенина.

Оборудование: Портрет писателя, фотографии, напоминающие о его жизни и творчестве,

выставка книг со стихами и поэмами автора.

Технические средства: проигрыватель и пластинки с песнями на стихи Есенина,

ноутбук для демонстрации презентации,

музыкальный центр и ДИВИДИ плеер.

Класс оборудован как зал уютного кафе. Столики украшены маленькими букетиками цветов. На столиках кофейные чашечки с ароматным кофе. На импровизированной сцене у доски ведущие, они помогают вести урок.

Ребята – ученики и гости размещаются за столиками, загорается свет на « сцене», начинается урок.

Ход урока – кафе.

Слово учителя.

Дорогие ребята, уважаемые гости, я приветствую вас в нашем кафе и надеюсь, что урок вам понравится, многим пойдёт на пользу. Сегодня мы ещё раз соприкоснёмся с творчеством одного из представителей серебряного века нашей русской поэзии

Сергея Александровича Есенина. Это личность не только незаурядная, но и обладающая огромным потенциалом, заряжающим миллионы читателей любовью к России, нашей Родине и великому русскому народу.

Наш разговор будет сопровождаться презентацией, которую подготовили для вас наши ученики. ( Начинаются слайды презентации)

Разрешите предоставить слово нашим ведущим.

1-й ведущий: Сергей Александрович Есенин Родился в селе Константиново, Рязанской губернии в крестьянской семье. Отец его — Александр Никитич Есенин, а мать – Татьяна Фёдоровна. В 1904 году, когда будущему поэту исполнилось 9 лет он пошёл учиться в Константиновское земское училище, потом продолжил учёбу в закрытой церковно- учительской школе.

Осенью 1912 года прибыл в Москву и начал работать в книжном магазине, а затем в

типографии И.Д. Сытина.

В 1913 году поступил на историко — философский факультет Московского городского народного университета имени Шанявского. Работал в типографии, часто общался с поэтами московского кружка имени Сурикова.

2- ведущий. Через год у Есенина родился сын Юрий ( Георгий) от Анны Романовны

Изрядновой. ( брак не был зарегистрирован) . Есть документы, что сына

Есенина расстреляли в 1937 году.

В 1914 году были опубликованы первые стихи Есенина, принесшие ему

известность. В это время он дружит с другим поэтом – Николаем Клюевым.

Это была дружба — соперничество. Они часто выступали вместе, в том числе

перед императрицей и её дочерьми в Царском Селе.

3- ведущий. В 1917- 1921 годы Есенин состоял в браке с актрисой Зинаидой

Николаевной Райх. От этого брака родилась дочь Татьяна и сын Константин – впоследствии футбольный журналист. А от переводчицы Надежды Вольпин у Есенина был сын Александр, родившийся в 1924 году, ставший известным математиком.



Осенью 1921 года в мастерской художника Г.Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дункан ездили в Европу и США, где он находился до 1923года. После возвращения из-за границы их брак вскоре распался.

1-Ведущий. Поэтический дар Есенина не затмевали никакие личные невзгоды и потери. За свою короткую жизнь ему удалось сочинить и опубликовать очень много поэтических шедевров.

Его часто называли певцом русской природы. Любовь к природе рождалась из доброго чувства поэта к родной земле, к человеку. Действительно, Есенин воспринимает природу не как нечто отдельное от людей, а как настоящее, живущее одной жизнью с нами.

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой…

1-Ведущий. А сколько любви и человеческого тепла отдаёт он теме о животных, это целый цикл в его творчестве. Вспомним хотя бы стихотворение, посвящённое собаке « Песнь о собаке», где автор рассказывает о редкостных материнских чувствах:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег…

А мы сейчас послушаем стихи разные по тематике, написанные в разные периоды творчества.

Каждый из нас воспринимает и чувствует стихи Есенина по-разному. И первым вы услышите стихотворение « Выткался на озере алый свет зари…», написанное в 1910 году.

Следующее стихотворение принадлежит совершенно к иному этапу творчества поэта. Это цикл стихов из сборника « Персидские мотивы». Стихотворение называется « Шаганэ, ты моя Шаганэ…» 1924 год.

И ещё одно произведение, ставшее ступенькой к следующему этапу нашего урока – это стихотворение носит трагический характер, оно называется « Хороша была Танюша…»

Кстати, это стихотворение, как многие другие, стало красивой лирической минорной песней. Мы послушаем её в исполнении ансамбля « Ариэль».

2-Ведущий. А вот следующую песню мы исполним сами, это песня на стихи Есенина « Отговорила роща золотая».

Учитель . Ребята, вы заметили насколько близки темы стихов и песен на стихи Есенина вам, младшему поколению, эти же песни слушали ваши родители. И это здорово, ведь именно так достигается взаимопонимание и разрушается проблема отцов и детей.

3-Ведущий. В последний год жизни Есенин закончил и опубликовал поэму « Анна Снегина». Она стала лебединой песней его творчества.

Я думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек…

Эти ключевые строки не только в поэме, но и во всём творчестве Есенина.

В детские годы поэт мечтал: «… буду я известным и богатым, и будет памятник стоять в Рязани мне.»

Памятник ему поставлен – и не только в Рязани. Русский поэт Сергей Есенин известен всему миру.

И он богат – беспредельно. Он богат народной любовью – искренней, глубокой.

Слово учителя: Закончился наш урок, но никогда не закончится тяга к изучению творчества этого любимого народом человека – поэта. Я думаю, что и вы не ограничитесь рамками урока, а будете и дальше продвигаться в изучении стихов Есенина.

Домашнее задание.

Вам,ребята, необходимо вспомнить самое лучшее стихотворение Сергея Есенина и сделать его анализ с точки зрения художественных средств, которые он использует в данном стихотворении.



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. Дмитриевка»

УРОК-КАФЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ

С.А.ЕСЕНИНА.

В 11 КЛАССЕ.

АВТОР: КОРЧАГИНА ОЛЬГА ПЕТРОВНА,

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И

ЛИТЕРАТУРЫ.



2011-2012 уч.год.