Урок-исследование

Предлагаемая вашему вниманию разработка урока для 6-го класса относится к типу

«Урок — исследование»

Тема урока: «Асбест – камень пожарный».

Тип урока: «Урок — исследование»

Дидактические задачи урока:

Помочь учащимся самостоятельно сделать вывод о взаимосвязи предназначения пожарного и определенных свойств камня — минерала асбест

Показать взаимосвязь сформированных определений и понятий с различными областями знания (история, география, геология, химия и т.д.).

В ходе проведения исследования отработать навыки работы в группе, планирования деятельности в учебной и жизненной ситуации.

Педагогические задачи урока:

Познакомить учащихся с особенностями процесса познания, ступенями исследовательской деятельности.

Научить различать проблемы, формировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы.

Заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.

План проведения урока:

Определение задач урока, мотивация учащихся.

Постановка проблемы.

Определение темы и цели исследования.

Выдвижение рабочей гипотезы.

Подтверждение гипотезы (сбор, оформление, интерпретация данных).

Формулирование выводов по результатам исследования.

Подведение итогов урока.

На столах учащихся:

Конверт – с дополнительной информацией, литература по теме, атласы, листы бумаги, клей, набор фломастеров, набор минералов, увеличительное стекло.

На доске записаны названия основных направлений исследовательской деятельности. Учащиеся работают в группах по шесть человек.

Ход урока

Вступление.

(1 слайд)

Учитель: А начну я урок с такого простого слова — АСБЕСТ

Какие ассоциации вызывает у вас это слово???

Ответы детей: (Назв.города, минерал. камень,…….)

Учитель: Действительно в первую очередь это минерал или как мы говорим -камень. В честь которого назван наш город.

Но вот интересно, как это может быть, что бы город носил имя минерала???

Чем он так отличился ,что жители небольшого поселка Куделька решили назвать свой город –АСБЕС

Ответы детей: знаменит своими свойствами…..не горит в огне и т.д

Да действительно мы все слышали о его удивительных свойствах?

Народ на Урале называет……. Асбест –камень пожарный.

Необычное утверждение….?

То, что асбест — камень…это понятно ну то,что он Пожарный…..

Какие ассоциации у вас вызывает слово — ПОЖАРНЫЙ

-человек

-пожар

-профессия….

Предназначение ПОЖАРНОГО

Предотвратить пожар

Защитить от пожара

Ликвидировать пожар



Значит и у камня с его особыми свойствами должно быть подобное предназначение.

Давайте попробуем разобраться, верно — ли это утверждение.

Любое исследование начинается с вопроса.

Асбест – камень пожарный?

Ребята сейчас я вам предлагаю стать не просто учениками, а учеными – исследователями.

Исследование – это один из видов профессиональной деятельности человека. Учёный, рабочий, преподаватель – человек любой профессии при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы.

Что нам для этого необходимо сделать?

выбрать направления исследования

разделиться на группы (выбрать научного руководителя)

разработать план (уже вложен в конверт)

провести исследование

познакомить коллег и гостей с результатами исследования, сделать вывод

Что вам поможет в вашем исследовании? Прежде всего

- опыт (жизненный, опыт работы в группе);

- знания по теме исследования (вы уже что-то читали и знаете про минерал асбест, посещали музеи, выставки, у кого-то родители работают в градообразующем предприятии Комбинат Урал Асбест)



- дополнительная информация (вложенная в конверт)

Начинается работа в группах.

(Перед началом работы проговорить правила работы в группе)

Ребята начинаю работу в группах, учитель наблюдает за процессом исследования, помогает, корректирует. Каждая группа представляет итоги своего исследования в устной форме.

Задания группам:

1группа — Историки. Существует ли информация об этом минерале в древних рукописях. Используя дополнительную информацию, попытайтесь выяснить, кто и когда обнаружил месторождение асбеста на Урале. Только в Росси располагаются основные залежи асбеста?

Какие легенды рассказывают о возникновении минерала на Урале

Известен ли был этот минерал за пределами России (если да — то почему)

Где еще можно встретить месторождения Асбест

2 группа – Геологи.

Рассмотреть горную породу содержащую асбест

Рассмотреть образец асбеста и описать его внешний вид.

Исследовать образец на смачиваемость водой,

сделать вывод о плотности минерала (тяжелее или легче воды)

3 группа – Практики. Задание группе – назвать области применения данного минерала, проиллюстрировать примеры. В какие страны экспортируется. (Основное назначение)

Совместно с учителем проводят лабораторный опыт ( опыт подтверждает и показывает, что асбест действительно можно назвать «камень – пожарный».

Т.к практическое его применение показывает, что асбест применяют в целях профилактики (не допустить пожар в доме или на объекте) предназначен для защиты населения от пожара. А так же используется для ликвидации пожаров(как первичное средство пожаротушения, специальная огнеупорная одежда).

Делают общий вывод( совестно все группы)