Урок-исследование Жизнь и творчество Николая Рубцова

Урок-исследование

«Жизнь и творчество Николая Рубцова»

Цели:

1. Обобщить и углубить знания учащихся о творческом и жизненном пути

Н.Рубцова.

2.Развивать речь и творческие способности учеников.

3.Воспитывать любовь к Родине через приобщение учащихся к творческому

наследию поэта.

Задачи:

а)отработать навыки художественного чтения поэтического произведения;

б)совершенствовать умения учащихся работать с интерактивной доской;

в)заинтересовать учащихся материалом, который можно использовать при создании проекта «Кто вы, Н.Рубцов?»;

г)отработать навыки создания мультимедийных презентаций.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Ход урока. I. Вступительное слово учителя:

Ребята, цель нашего урока — обобщить и углубить ваши знания о творческом и жизненном пути Николая Михайловича Рубцова. Но урок пройдет в необычной форме — форме литературного ринга, который будет состоять из шести раундов, как в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». Соперниками являются две команды: «Русский огонек» и «Звезда полей». Рефери не только подсчитывают полученные командами баллы, но и являются моими помощниками при проведении игры.

Каждый раунд позволит пройти жизненной и поэтической дорогой Николая Рубцова.

Его поэзия в наше жестокое, бездуховное время способна пробудить нас, вернуть нам данное от природы чувство прекрасного, напомнить, что душа человека должна быть чиста.

Я так люблю осенний лес,

Над ним — сияние небес,

Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Иль в дождевой осенний свист,

Но, превратившись, возродиться

И возвратиться в отчий дом,

Чтобы однажды в доме том

Перед дорогою большою

Сказать: «Я был в лесу листом!»

Сказать: «Я был в лесу дождем!»

Поверьте мне: я чист душою..

Это отрывок из стихотворения « Доволен я буквально всем…». Доволен, несмотря на то, как тяжела была его жизнь.

Гонг. Начало I первого раунда. Учитель: Двум командам было дано домашнее задание приготовить сообщения к презентации о творческом или жизненном пути Н.Рубцова, команды готовы? (Представитель от каждой команды выступает со своей презентацией).

Команды постарались и, наверное, судьи дадут вам по 1 баллу, но основной вопрос впереди. Вопрос I раунда:

Какое событие произошло в жизни Н.Рубцова в 1965 соду? (Издает первую книжку «Лирика»). (Еще один балл получает команда…)

Iон г. «Турнир продолжается…

Выступление помощников: обыгрывают встречу редактора журнала «Знамя» и Н.Рубцова.

-Я помню молодого человека с худым лицом, и щеки и лоб… были бледны, глаза глядели сосредоточенно и одновременно застенчиво, робко, мягко. Обут был в дешевые сандалии, шарф на шее, серенький, не новый, который он не снимал в помещении… С первого взгляда видно было, что конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.

-Здравствуйте, я стихи хочу вам показать…

-Давайте ваши стихи! Я запомнил, как диво, Тот лесной хуторок, Задремавший счастливо Меж звериных дорог… (Взгляды их встретились)

-Как вас звать?

-Николай Михайлович Рубцов. Вопрос П раунда:

Отрывок из какого стихотворения прочитал редактор журнала «Знамя?» («Добрый Филя»)

(Может, кто-нибудь прочитает наизусть это стихотворение?) (Команды получили по 1 баллу).

Гонг. Начало III раунда:

Если читать стихи из сборника «Лирика», то на память приходят строки из прозаического произведения одного писателя. Послушайте их. (Помощница зачитывает отрывок из прозы Василия Белова «На Родине».)

И вот опять родные места встретили меня сдержанным шепотом ольшаника. Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня, и вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу

неутомимый в своем стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские богатства. Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но и чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно…



Тихая моя родина, ты всё так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной. Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым березам, а к белым сказкам моей земли. Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родной травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками. Как мне понять, что это? Или мои слезы, а может быть, выпала в полдень скупая соленая роса? Вопрос II! раунда:

Какое стихотворение Н.Рубцова перекликается с прозой Белова и посвящена ему? («Тихая моя родина»).

Если кто помнит это стихотворение наизусть, то может принести балл своей команде.

Гонг. Начало IV раунда.

Учитель: Каждый человек — своего рода первооткрыватель. Он идет к

старым, как мир, истинам своим путем. И всегда, вступая в жизнь. Открывает

для себя великое слово — Родина.

(Помощник читает отрывок из летописи).

«За светло светлую и украсно украшену» Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово «Родина» стучало в их сердцах. Оно заставляло живописцев браться за кисть, оно звучит в музыке композиторов. Также оно звучит и в слове поэтов. У Н.Рубцова есть стихи, которыми можно продолжить строки древней летописи:

«О светло светлая и украсно украшена земля русская. И многими красотами удивлена еси, реками и кладязьми чистыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городы великими, сёлы дивными… Всего еси исполнена земля русская…».

Вопрос IV раунда.

Каким стихотворением И.Рубцова можно продолжить летопись? «Душа хранит», «Видения на холме»). (Учитель: Вы обменялись прекрасными ответами и получаете по 1 баллу).

Гонг. V раунд.

Учитель: Названия ваших команд — это название стихотворений Рубцова.

Защитите свой выбор, почему «Русский огонек» и почему «Звезда полей»?

Может быть, вы придумали эмблему своей команды?

(Защита своих названий).

Учитель: Защита прошла прекрасно, но впереди вопрос V раунда.

Вопрос V раунда.

В древности человек нередко обращался к заклинаниям, которые по его представлениям имели магическую силу, помогали достичь цели. Например: Береги себя.

В одном стихотворении, которое было прочитано в предыдущем раунде, мы тоже слышим такое заклинание. Вспомните его. (Россия, Русь! Храни себя, храни!}.

Гонг. VI раунд.

Это блиц-раунд:

1 .Кто был любимым поэтом Рубцова? (Тютчев).

2.В какое время года Рубцов считал, что природа становится скучной?

(Зима).

3.Какое стихотворение написано по мотивам картины Левитана «Вечерний

звон»? (Левитан).

Победительницей нашей игры стала команда… Со счетом…

Именно этой команде я предлагаю поработать над проектом «Кто вы,

Н.Рубцов?»

А команда … может не только поучаствовать в этой работе, но и предложить свою тему проекта.

Горит звезда поэзии для многих почитателей большого русского поэта.

Валентин Сафонов вспоминает: «Странное и непонятное творится в природе: с 19 января вместо положенных крещенских морозов — оттепель, какие только во второй половине марта бывают.

А вчера плакал. Умер Колька Рубцов. Умер 19-го.

За год до своей кончины Коля предрёк: Я умру в крещенские морозы, Я умру, когда трещат березы…»

Принято считать, что такие горькие предвидения — удел больших поэтов. Но Рубцов вовсе не искал смерти — он хотел жить.

Трогательную мудрость проявили земляки Н.Рубцова, начертив на памятнике ему строчку из «Видений на холме»: Россия, Русь! Храни себя, храни!

А.В.Сафонов посвятил стихи «Памяти товарища».

Эпиграфом к ним были слова Рубцова «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны…»

То ль от кнута, то ль от лихой погони

В суровый день, в холодный день зимы,

Навеки ускакали наши кони

За снежные, высокие холмы.

Попробуй догони каурку с сивкой!



Будь всех хитрей — и то не превозмочь,

Лишь ржанья неуёмного обрывки

Над сонным полем тихо носит ночь

И оттого мне странно и досадно,

А попросту сказать, печально мне,

Что не промчится больше поздний всадник

Лихим алюром по родной стране;

Что там, где было всех начал начало,

Куда не раз мы устремляли взор,

Мигнул у корабельного причала

Прощально одинокий семафор.

Судьба ли то? Досадно ль оплошка?

На этот счет твои стихи немы.

Вон северная ягода — морошка,

Не сорванная, падает во мхи.



Умчались кони — нет им укорота,

И ржанье их растаяло во мгле,

Но, слава богу, зельем приворотным

Твоё осталось слово на земле…