Урок-исследование Самоубийство Катерины- сила или слабость

Урок-исследование

Самоубийство Катерины – сила или слабость?

(Исследование жанровой структуры пьесы А.Островского «Гроза»)

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Обратим внимание на жанровый подзаголовок «Грозы» — «драма»: так Островский не обозначил ни одну из своих предшествующих пьес. Уже сам этот факт ставит перед нами новую проблему – проблему жанра. Споры о жанре «Грозы» начались с первых рецензий, в которых выражалась растерянность: от Островского ждали очередной комедии из купеческого быта, а получили нечто другое. Что же? Все разнообразие мнений в итоге свелось к двум полюсам. Недоброжелатели стали называть «Грозу» мелодрамой, почитатели – трагедией.

Итак, Островский, которого уже привычно называли «комиком», написал нечто неожиданное: или трагедию (если пьеса удалась), или мелодраму (если пьеса неудачна).

Постановка проблемы.

Если перед нами мелодрама, значит, самоубийство Катерины – следствие глупости, аффекта, то есть слабости; если перед нами трагедия, то тот же поступок героини – проявление бескомпромиссности, то есть силы.

Вопрос о жанре становится ключом к нашему главному вопросу – о силе или слабости Катерины.

Обратимся же к тексту «Грозы» с точки зрения жанра.

Аналитическое чтение.

Вопросы и задания группам:

1 группа:

Дайте определение трагедии как жанра.

Можно ли, основываясь на данном определении трагедии, без колебаний причислить Катерину к трагическим характерам?

Примерные варианты ответов:

Трагедия – «форма героического представления», протекает в необычной обстановке (в древности или в отдалённой стране), в ней принимают участие исключительные по положению лица – цари, военачальники, мифологические герои. Трагедия отличается возвышенным стилем, обостренной борьбой конфликтов между героями или внутренней психологической борьбой героя. Обыкновенный исход трагедии – гибель героя. Но гибель трагического героя не есть его поражение, а напротив – следствие необыкновенного цельного характера.

Катерина – ни царица, ни мифологическая героиня, она современница, лицо низкого звания – обыкновенная молодая купчиха.

«Гроза» должна была стать или исключением из общего правила или поражением автора.

2 группа:

Соответствует ли Катерина мерке трагической героини? Рассмотрите, как она выглядит, говорит, воздействует на окружающих.

Почему так противоречива Катерина?

Примерные варианты ответов:

Вот Борис, который описывает Кудряшу приметы еще не названной женщины. «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у неё улыбка ангельская, и от лица-то как будто светится». Описание неземное, мистическое, но еще удивительнее реакция Кудряша: «Так это молодая Кабанова что ль?» Простецкому, лихому парню Кудряшу описывают приметы ангела или святой, а он узнает в них Катерину. Это ли не знак исключительности героини.



Противоположные состояния души Катерины подчеркиваются сильными трагедийными жестами. Отчаянные движения рук: «хватается рукой за голову», «отталкивает ключ», не обнимает, а «кидается на шею». За жестами трагического героя угадывается его судьба: так, в кульминационной сцене Катерина «падает без чувств», а затем в развязке падает с обрыва.

Трагический герой всегда внутренне противоречив. Силы, разрывающие Катерину, целиком внутренние. Она не жертва «темного царства» или страха перед внешней угрозой – грозой. Она – жертва «внутренней грозы», «грозы совести». Еще не изменив мужу, а только помыслив о Борисе, она осознает себя грешницей: «Мне умереть страшно, а как подумаю, что вот я являюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору – то, — вот что страшно».

3 группа:

Какова речь Катерины?

Какова роль повторов в речи Катерины?

Примерные варианты ответов:

Речь Катерины, во-первых, образная, поэтическая, напевная. (Знаменитый монолог «Отчего люди не летают, как птицы»). Во-вторых, прерывистая, логически несвязная. Причина этого – в трагедийной одержимости (желанием любить и греховностью запретной любви) героини. В монологе с ключом (2 д., явл.10) Катерина начинает с того, что хочет бросить ключ: «Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он мне руки-то жжет, точно уголь»; заканчивает тем же, что так же порывисто оставляет ключ у себя: «Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь…»

Учащиеся приводят другие примеры из текстов.



Нарастание напряжения сказывается на речи героини. Чем ближе гибель трагического героя, тем сильнее должно быть напряжение. Повторы только кажутся тавтологическими – на самом деле они усиливают воздействие слова, заставляют усилить трагедийный эффект. Первые предчувствия катастрофы выражены в двукратном повторении слов «умру» и «не уйти». Во втором действии ударение при повторе слова «беде» сильнее; в третьем действии уже троекратные ( три раза в восклицательными знаками – «до гробовой доски» и «загубил»; и как предельное усиление в пятом действии, в предсмертном монологе Катерины троекратное повторение слова «могила» с безысходными многоточиями.

4 группа:

Условие трагедии – соответствие слов и поступков. Слово в трагедии должно стать делом. Докажите на примере поступков Катерины , её слов, что её характер преимущественно трагедийный.

Что же может соединить, казалось бы, несоединимые образы-символы: гроб (келью), высокий берег (символ полёта), волю (Волга) ?

Примерные варианты ответов:

Если Катерина в первом действии хочет лететь, она полетит, если обещает бежать из дома, убежит. Эти полет и бегство- в смерть: «Я скоро умру», «Быть беде» — не просто слова, все это сбывается. Катерина абсолютно искренна в своих словах и поступках. Даже то, что Катерина по два раза бросается на шею и Тихону, и Борису – не обман, а желание любить и быть любимой. За Тихоном – семья, данное перед Богом слово, желание жить не по лжи, за любимым Борисом – даль и воля, свобода.

Ответ однозначен: смерть – в пятом действии.

Вывод.

Учитель: Знаком чего становится смерть героини?



(Знаком трагедийной судьбы)

Учитель: Каково её воздействие на среду?

(Оно подобно грозовому разряду, в соответствии с названием драмы. А значит, самоубийство Катерины есть проявление её силы, мужества, ярко выраженной позиции, заявленной еще в завязке пьесы.)

Рефлексия.

Оценивание, анализ работ.