Урок-исследование по рассказу ИАБунина Холодная осень

Тема урока: И.А.Бунин «Холодная осень». Печальная история любви героев рассказа. Писатель о сложности человеческих судеб. Глубокий лиризм и поэтическая атмосфера рассказа. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1.Образовательная – учить освоению художественного текста, способствовать постижению философского плана рассказа, опираясь на знания ранее изученной лирики и прозы.

2.Развивающая – развитие у учащихся культуры речи, образного мышления, языковой чуткости.

3.Воспитательная – воспитание у учащихся нравственности, патриотизма.

Тип урока: урок — исследование.

Материально-техническое оснащение урока: электронная презентация «И.А.Бунин», тексты стихов, исследовательские работы учащихся.

Межпредметные и внутрипредметные связи: история, обществознание, религия, эстетика.

Ход урока.

Эпиграф к уроку:

«Любовь у Бунина трагедийна, в ней вызов и протест против несовершенства мира в самых его основах»

О.Н.Михайлов.

Организационный момент: перекличка, проверка готовности к уроку.

Изучение новой темы.

Учитель: Рассказ И.А.Бунина «Холодная осень» входит в цикл «Темные аллеи». Здесь, как и других рассказах реализовано тематическое единство: любовь, жизнь, смерть. В рассказе встречаемся с историей героини, с важным эпизодом из её жизни – последним вечером с женихом. Ярко представлены мотивы любви, смерти, мотив войны. Необычайно важен пейзаж, который определяет не столько характер самой природы, сколько состояние души героев и мироощущение самого автора. В рассказе точно определяется место и время происходящего, что позволяет читателю зримо представить течение времени, судьбу героев. Время событий непосредственно связано с началом первой мировой войны, их скитания по Балканам и Европе. Характерно, что в этом рассказе писателя, как в большинстве других, отчётливо прослеживается мотив обращения к прошлому. («И, вспоминая все то, что я пережила…»). Несомненен тонкий лиризм повествования, что передаётся в том числе и через обращение героев рассказа к стихотворению А.Фета «Какая холодная осень!».

Беседа с учащимися по восприятию и оценке рассказа может выглядеть следующим образом:

- Итак, о чем, по-вашему, рассказ Бунина «Холодная осень?» (о любви, о войне о прошлом героини).

- С какими историческими событиями связан сюжет рассказа?

(Сюжет рассказа связан с первой мировой войной, её началом). Учащимся необходимо дать исторический комментарий: 15 июня 1914 года был убит в Сараево (Босния) австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд (1863-19140). Это убийство стало поводом к развязыванию первой мировой войны.

- Почему Бунин не описывает саму войну, а мы узнаем о ней лишь по деталям? На чем сосредоточено повествование? (писателя волнует не сама война, а трагедия отдельного человека, в рассказе описывается момент расставания двух влюбленных людей. Рассказано о смерти одного из них на войне, о горьких, тяжелых годах одиночества героини).

Учитель. Как писатель композиционно строит свой рассказ, связано ли это с определенной мыслью художника слова?

Ученик. Рассказ состоит из двух отчётливо выделяемых смысловых частей. Первая часть раскрывает эпизод расставания двух влюбленных и помолвленных героев. Во второй части перед нами проходит вся остальная жизнь героини.

Учитель. Вспомним, как заканчивается вторая часть рассказа. Выразительно зачитаем последние строки: «Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все- таки был. И это все, что было в моей жизни,- остальное ненужный сон».

Так что же произошло в тот холодный осенний вечер, который так дорог героине? Обратимся к первой части рассказа. О чем здесь идет речь?

Ученик. Показан эпизод расставания двух героев.

Учитель. На чем сосредоточивает свое внимание автор, описывая это расставания?

Ученик. На чувствах героев, на описании природы.

Учитель. Обратим внимание на природные реалии в этой части рассказа. Как описывается холодная осень, на какие природные детали обращает внимание писатель? Но вначале обратимся к самим себе. Как мы можем представить себе холодную осень, какие детали пейзажа можем высветить в своем воображении.

Ученик. Субъектные представления: застывшие лужи, деревья, жухлая трава, холодно, дождливо, серое небо. Эмоциональное состояние героя – мрачное и печальное настроение.

Учитель. А на чем сосредоточен Бунин, на каких природных деталях пейзажа: «в саду на черном небе ярко и остро сверкали чистые ледяные звёзды», «стали обозначаться в светлеющем небе черные сучья, осыпанные минерально блестящими звездами».

Ученик. Мы видим контрастные цвета: черный и блестящий. Бунин подчеркивает мотив звезды. Звезды яркие, холодные, минерально блестящие.

Учитель. Вам, ребята, было дано задание — подготовить исследование по рассказу Бунина «Холодная осень».

Исследовательские работы учащихся.

В процессе исследовательской работы с целью создания собственного восприятия и понимания учащиеся обратились к мотиву звезды. Этот мотив характерен для русской литературы, в том числе и 19 и 20 века. Присутствует он в поэзии А.Пушкина, М.Лермонтова, Е.Баратынского, других поэтов и писателей. Представлен и в творчестве знаменитого татарского поэта Г.Тукая. Так, у Пушкина звезда – это и природное начало.

Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе ни единой тучи;

Как шитый полог, синий свод

Пестреет частыми звездами.

И звезда дружбы:

Я думал, что любовь погасла навсегда,

Что в сердце злых страстей умолкнул глас мятежный,

Что дружбы наконец отрадная звезда

Страдальца довела до пристани надежной.

(«Элегия», 1816 г.)

И звезда свободы (звезда пленительного счастья), а также звезда любви:

О Делия драгая!

Спеши, моя краса;

Звезда любви златая

Взошла на небеса…

(«К Делии» (1813-1817 г.)

У М.Лермонтова образ звезды – символ вселенского бытия:

На воздушном океане,

Без руля и без ветрил,

Тихо плавают в тумане

Хоры стройные светил;

Средь полей необозримых,

В небе ходят без следа





Облаков неуловимых

Волокнистые стада.

Час разлуки, час свиданья-

Им в грядущем нет желанья

И прошедшего не жаль.

В день томительный несчастья

Ты об них лишь вспомяни;

Будь к земному без участья

И беспечна, как они!

(поэма «Демон»)

Это понятие божественного порядка, порой безучастного к людям. Так, безучастность звезд по отношению к человеку, превосходство небесных светил над миром людей поэт подчеркивает в стихотворении «Звезда» (1830 г.)

Вверху одна

Горит звезда,

Мой взор она

Манит всегда,

Мои мечты

Она влечет

И с высоты

Меня зовет.

Таков же был

Тот нежный взор,

Что я любил

Судьбе в укор;

Мук никогда

Он зреть не мог,

Как та звезда,

Он был далек;

Усталых вежд

Я не смыкал.

И без надежд

К нему взирал.

В этом стихотворении поэт реализует ещё один смысл образа звезды помимо уже существующих в его творчестве – звезда как символ любви, что в принципе реализует романтическую традицию. Однако само слово «звезда» появляется в достаточно философском контексте, который создается такими лексемами, как одна, мечты, высота, судьба.

У Баратынского образ звезды также связан с мотивом любви, а также становится приметой божественного начала.

Звёзды

Мою звезду я знаю, знаю,

И мой бокал

Я наливаю, наливаю,

Как наливал.

Гоненьям рока, злобе света

Смеюся я:

Живет не здесь – в звездах Моэта

Душа моя!

Когда ж коснутся уст прелестных

Уста мои,

Не нужно мне ни звезд небесных.

Ни звезд Аи! (1839 г.)

Образ звезды имеет явно и романтический характер. Звезда и как судьба, и как любовное чувство, и как образ любимой — противопоставлена гоненьям рока и злобе света. Чувство любви, в конечном итоге, намного сильнее и сил небесных, и сил земных. Именно так можно прочитать последние строки стихотворения поэта.

А как можно прочитать образ звезды в рассказе Бунина? В рассказе образ звезд также связан с мотивом любви. В финале рассказа Бунина именно любовное чувство оказывается сильнее смерти и жизненных невзгод. В этом символике звезд Бунина схожа с символикой поэтов 19 века. Звезда у писателя, возможно, связана с вселенской вечностью и любовью.

В своих исследовательских работах учащиеся прокомментировали образ сада, выпукло представленного в рассказе, часто встречающегося в произведениях писателя и во многом символичном. Этот образ может быть связан с райским блаженством библейских персонажей, с Эдемом. Образ сада ярко предстанет в одном из поэтичных рассказов писателя раннего периода его творчества (1900-е годы) «Антоновские яблоки».

Как образ холодной осени связан со стихотворением Фета? Почему герои, расставаясь, обращаются к поэтическим строкам вообще?

Учащиеся дали тематическое обоснование для объяснения художественного использования поэтических строк Фета. Девятиклассники рассуждают о том, что чувство любви, которым охвачены герои, не всегда возможны передать обычными словами. Поэтические строки сопутствуют поэтичности чувства. Именно поэтому, считают они, писатель вводит в прозаическое произведение стихотворные строки.

Закрепление материала.

Выразительно прочитаем или инсценируем сцену «прощания» в саду, чтобы более полно попытаться понять авторский замысел.

Учитель. Как же сложилась судьба девушки? Какие детали во второй части рассказа помогают понять характер исторический эпохи?

Ученик. Судьба героини трагична. Оставшись без матери и отца, она одна жила в послереволюционной Москве, торговала на углу Арбата и рынка. Вышла замуж за человека редкой, прекрасной души. Однако по пути из Новороссийска в Турцию он умер из-за тифа. Из близких остались племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка. Но и племянник с женой уплыли в Крым и пропали без вести. Героиня скиталась с девочкой по разным странам и городам: Сербия, Болгария, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца. А девочка выросла и стала ей совсем чужой, стала совсем француженкой. Героиня жила и все живет в Ницце, бедствует, живет на то, что Бог пошлёт. Во второй части представлен мотив одиночества, мотив скитаний, странничества.

Учитель. В финале урока обратимся к эпиграфу. Согласны ли вы с Михайловым, что «любовь у Бунина трагедийна, в ней вызов и протест против несовершенства мира в самых его основах».

Ученик. Действительно, в рассказе Бунина «Холодная осень» представлена трагедия человека в историческом прошлом. И только любовь противостоит жестокости времени, обстоятельств. Любовь выступает против несовершенства мира.

Учитель. Обратимся к поэтике названия рассказа. Как, по-вашему, можно понять название рассказа?

Ученик. Холодная осень – это символ. Для героини повествования это символ любви. Причем любви вечного характера. Это не былое, не утраченное чувство, а чувство, которое пережило все невзгоды. Героиня горячо верит, совсем как в юности, где-то её жених ждет её – «с той же любовью и молодостью, как в тот вечер».

Итак. Подчеркивает учитель, на четырёх страницах рассказа уместилась судьба героини и судьбы многих, лишенных родины, разделивших горькую участь человека, вынужденного жить и скитаться по чужбине. Но самое главное и лучшее в жизни этой девушки можно охарактеризовать словами заглавия рассказа – все хорошее осталось там- в том холодном осеннем вечере.

Подытожить восприятие рассказа поможет небольшая таблица реализующихся мотивов и характера сюжета в первой и второй частях рассказа.

1-я часть рассказа

2-я часть рассказа

Мотив звезды, образы сада, природы.

Нет природы, нет неба.

Поэтичность повествования: поэзия чувств и природного начала.

Жизненная проза.

Мотив родного дома (отчетливо выраженный и на лексико-семантическом уровне)

Нет родного дома, мотив скитаний, чужбина (множество «вещных» деталей.

Лирический сюжет.

Эпический сюжет.

Домашнее задание. Написать сочинение на следующее темы:

Почему рассказ И. А.Бунина назван «Холодная осень?»

Мотив любви в рассказе И.А.Бунина «Холодная осень».

Образ звезды в рассказе И.А.Бунина.

Написать сочинение-рекламу «Почему стоит прочитать рассказ И.А.Бунина «Холодная осень?»