Урок-исследование по литературе в 7 классе Сравнительный анализ сцен боя в поэме АС Пуш

Урок-исследование в 7-м классе «Авторская позиция в изображении сцен боя. (Сравнительный анализ поэмы А.С. Пушкина «Полтава» и стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»)

Цель:формирование умения определять авторскую позицию в произведении, опираясь на мировоззрение автора.

Задачи: — научиться работать по этапам исследовательской работы с текстом

— научиться проводить сравнительный анализ стихотворных произведений, видеть различия и общие черты у разных авторов.

— научиться подводить итог исследовательской работе с текстом.

I. Вступительное слово учителя. Целеполагание.

Война… Когда произносишь это слово, невольно всплывают картины Великой Отечественной войны, такой далёкой от нас и такой близкой…Наша Родина насчитывает множество славных побед над захватчиками. Будь то Полтавское сражение, битва под Бородино или под Сталинградом….Сегодняшний урок мы посвящаем всем павшим российским воинам на полях всех сражений, — тем, кто ценой собственной жизни отстоял честь и независимость Родины.

На уроке мы сегодня будем исследовать два текста. Вспомним, в каком порядке вообще проводится любое исследование. (Учащимся предлагаются карточки с названиями – гипотеза, ключевое слово темы, цель, задачи, методы, план исследования, выводы. Учащиеся должны составить их по порядку проведения исследования)

Ключевые слова темы – авторская позиция.

Цель исследования — сравнивая и сопоставляя батальные сцены у разных авторов, мы должны будем выяснить, чему отдавали приоритеты Пушкин, Лермонтов в изображении войны, определим специфику их творческого метода.

Задачи — научиться проводить сравнительный анализ стихотворных произведений, видеть различия и общие черты у разных авторов, научиться подводить итог исследовательской работе с текстом.

Гипотеза — если сравнить тексты двух разных авторов по общей теме, то можно чётко увидеть авторскую позицию.

Методы исследования – сравнение, анализ.

План исследования (на доске):

Способ изображения боя.

Морфологические средства изображения батальных сцен.

Звукопись сцен боя.

Совпадения на уровне текста

Итоги боя.

Основная фигура героя-победителя.

7.Выводы

Сегодня на урок мы пригласили историков, которые дадут нам историческую справку о сражениях под Полтавой и Бородино, так как без этих сведений исследование будет неполным.

IIСопоставительный анализ.

Вопрос по плану

Историческая справка

А.С. Пушкин «Полтава»

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

1Способ изображения боя.

Лермонтов написал стихотворение в 1837 году, к 25-летию Бородинского сражения, когда еще были живы участники битвы, и, по всей вероятности, общался с ними.

У Пушкина описание боя ведется от лица автора

У Лермонтова – от лица старого ветерана, участника Бородинского сражения. Война показана изнутри, глазами солдата, поэтому представляется более достоверной. С точки зрения поэта, настоящими героями сражения были простые люди, народ. А вот историческая наука во времена Лермонтова славу великого сражения приписывала исключительно полководцам.

2 Морфологические средства изображения батальных сцен. Выразительное чтение батальных сцен.

Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет…

Вам не видать таких сражений!. . Носились знамена, как тени,В дыму огонь блестел,Звучал булат, картечь визжала,Рука бойцов колоть устала…

Эти картины очень похожи. Они динамичны, так как оба поэта использовали множество глаголов движения. Это создает ощущение стремительности, скорости, натиска

3.Звукопись сцен боя.

Бой барабанный, клики, скрежет,Гром пушек, топот, ржанье, стон…

Звучал булат, картечь визжала……И залпы тысячи орудийСлились в протяжный вой…





Повторяющиеся согласные (б, р, ж, н – у Пушкина – и з, ч, р, ж – у Лермонтова) создают эффект присутствия, ощущение близко звучащего боя.

4.Совпадения на уровне текста

тяжкой тучей отряды конницы летучей

в дыму среди равнины

в огне, под градом раскаленным

бой барабанный

швед, русский – колет, рубит…

французы двинулись, как тучи

сквозь дым летучий

в дыму огонь блестел

вот затрещали барабаны

рука бойцов колоть устала

На Лермонтова, безусловно, оказала влияние поэма Пушкина, появившаяся девятью годами ранее стихотворения “Бородино”. Но здесь, конечно, нет плагиата. Просто оба поэта гениально точно увидели картины сражений и постарались их запечатлеть наиболее зримо, используя необходимый арсенал выразительных средств.

5.Итоги Боя

Историческая справка: В Полтавском сражении шведская армия потеряла убитыми 9234 солдата и офицера, русская – 1345 воинов;

В Бородинском сражении у французов убито и ранено 58 тысяч человек, у русских – 45 тысяч.

 “И падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи…”

“Немногие вернулись с поля…”

6.Основная фигура героя-победителя

Поэт боготворил Петра как реформатора, который сумел поставить Россию на одно из первых мест в Европе, и именно после Полтавской битвы.

Пушкин выдвигает на первый план фигуру Петра I, отдавая ему всю славу победы в Полтавском сражении. Поэма “Полтава” была, по сути, героической поэмой о Петре. Поэтому он нарисован с нескрываемым восхищением автора. (Ребята приводят примеры). А солдаты описаны достаточно скупо: “ швед, русский…”

У Лермонтова на первом плане – простые люди, мы слышим их недовольные голоса при отступлении, видим, как обстоятельно, без суеты готовятся они к утреннему сражению. Мы слышим подлинную народную речь: враги – это “басурманы”, “у наших ушки на макушке”, “постой-ка, брат мусью”, “уж мы пойдем ломить стеною”. Поэт совсем не показывает фигуру Кутузова, мы видим только ближайших к солдатам командиров, разделяющих с ними всю тяжесть сражения. Заслуга Лермонтова в том, что истинным героем битвы он делает именно простого солдата

Выводы

У обоих поэтов все-таки отдана дань славы русскому оружию и величию подвига. Ужасы и тяжесть войны отступают на второй план. Сам тон описания – торжественный, возвышенный:

Пушкин:

Тесним мы шведов рать за ратью, Темнеет слава их знамен,И бога браней благодатью Наш каждый шаг запечатлен.

Лермонтов: Недаром помнит вся Россия про день Бородина!

Авторы, зависимости от поставленной задачи, выдвигают разные приоритеты в изображении боя. У Пушкина успех Полтавского сражения целиком связан с гением Петра I. Рядовые участники битвы – на втором плане. У Лермонтова в центре внимания – рядовой солдат. Однако ужасы боя отступают перед задачей отдать дань славы русскому оружию.

3. Заключение. Выводы.

Давайте вернёмся к гипотезе, выдвинутой в начале исследования. Мы в течение урока сравнили два текста и можем теперь чётко увидеть авторскую позицию.

Писатель рисует батальную сцену в зависимости от авторской задачи. В поэме “Полтава” тяжесть сражения ярче подчеркивает значимость Петра I, сумевшего разгромить непобедимых шведов. В стихотворении “Бородино” Лермонтов вызывает у читателя чувство гордости за славные страницы истории. Однако, навоевавшись в 1840 году на Кавказе, Лермонтов перестанет поэтизировать войну в любых ее проявлениях. В стихотворении “Родина” (1840 г. ) он напишет:

Ни слава, купленная кровью,Ни полный гордого доверия покой,Ни темной старины заветные преданьяНе шевелят во мне отрадного мечтанья.

Л. Н. Толстой уже с самого начала своей писательской деятельности отказался от романтического взгляда на войну. В “Севастопольских рассказах” он раз и навсегда определил свой творческий метод: “Вы увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страхе..»

По пути Толстого пойдут писатели-фронтовики XX столетия: В. Кондратьев, В. Астафьев, К. Воробьев, В. Некрасов. Создавая летопись Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, они покажут горькую, неприкрытую правду, потому что “война – это не любезность, а самое гадкое дело в жизни”, и вся тяжесть битвы лежит на плечах рядовых ее участников.

Д.з: написать сочинение на тему «Картины Полтавского боя»