Урок-исследование по литературе в 6 классе Уроки доброты и нравственности в рассказе В

Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы Можайского муниципального района

СЕМИНАР

Учебно-исследовательская деятельность учителя как требование современных нормативных документов в образовании.

Открытый урок- исследование по литературе в 6 классе.

Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ №2 г. Можайска

Трифонова И. В.

Март 2012г.

Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

ТИП УРОКА Обобщающий урок- исследование.

МЕТОДЫ 1. Словесные:

— рассказ; — эвристическая беседа;

— элементы учебной дискуссии;

— работа с книгой: а) выразительное чтение;

б) инсценирование;

в) анализ художественного текста.

2. Частично поисковый:

— индивидуальное исследование, групповое исследование;

— метод шести шляп (технология критического мышления)

— эвристическая беседа, ведущая к выводу;

— поиск примеров и фактов, коллективное формулирование вывода.

ФОРМА

ОБУЧЕНИЯ: коллективная, индивидуальная.

ПРИНЦИПЫ

ОБУЧЕНИЯ 1. Воспитывающее обучение (формирование духовно развитой

личности).

2. Связь обучения с практикой (формирование своей точки

зрения на проблему, поднятую на уроке).

3. Доступность.

4. Сознательность и активность.

ЦЕЛИ:

Образовательные: 1. Продолжить знакомство с творчеством В. П. Астафьева. Продолжить формирование умения работать с книгой, умения анализировать текст.

2. Продолжить работу над изобразительно-выразительными средствами языка.

Воспитательные: 1.Содействовать формированию нравственной позиции у учащихся.

2.Формировать этические ценности духовной стойкости, порядочности, совестливости.

3. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, милосердие, сострадание.

Развивающие: 1.Развивать познавательный интерес, самостоятельность суждений, способствовать формированию исследовательской культуры учащихся.

2.Развивать речевую культуру учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, презентации, словари.

ДОСКА

ЭПИГРАФ : «Вина – благородное чувство воспитанного человека

Гегель

ХОД УРОКА.

Подготовка к восприятию темы.

(Презентация учителя.№1)

Слайд №1

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начнем урок эмоционально . Прочитаем отрывок из рассказа «Последний поклон», давшего название целой книге, и подумаем над вопросами:

1.Кому посвящены эти строки?(Бабушке Катерине Петровне)

2. Какое чувство испытывает автор письма и почему?(чувство вины)

Уроки добротыи нравственностиУроки добротыи нравственности

Слайд №2

«Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека» ,- говорил Гегель.

Но не только чувство вины испытывал автор долгие годы, но и чувство признательности, благодарности за урок , который вынес он из детства и о котором поведал нам в рассказе «Конь с розовой гривой». Поэтому тема нашего урока «Уроки доброты и нравственности в рассказе «Конь с розовой гривой».

Уроки нравственности конь с Розовой гривойУроки добротыи нравственности

Слайд №3

— Бывает ли у вас так? «Сон не брал меня». Почему герой называет себя преступником , какое совершил преступление и какие уроки вынес из этого, мы и постараемся сегодня расследовать.

«Сон не брал меня…»

«Вон как хорошо было бы жить! А теперь? Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника

Слайд №4

II.Проведем лингвистическое исследование и определим состав преступления. Сравним лексическое значение двух слов и ответим на вопрос: Что же совершил герой — преступление или проступок?

Преступление, я, ср. – наиболее существенное нарушение законности и правопорядка, влекущее за собой уголовное наказание.

Преступление против государства. Уголовное преступление.

Проступок, м. – поступок, по своему содержанию представляющий нарушение требований нравственности; провинность.

- В чем состав преступления? (Обманул бабушку, украл калачи).

- Мог ли семилетний мальчик, которому бабушка старалась дать хорошее воспитание , сам это совершить? Кто подтолкнул его к обману? («Левонтьевские ребятишки»)

II.Слайд №5: Установим личности тех, кто подтолкнул его к обману и проведем следующее групповое исследование:

Какое определение наиболее полно характеризует соседских детей:

«Левонтьевские орлы»

«Левонтьевская орда»

«Левонтьевские ребятишки»

Уроки добротыи нравственности

Слайд №6:

1 группа. Анализ эпизода «По дороге за земляникой».

А) Выразительно прочитайте отрывок.

Б) Найдите в отрывке глаголы. Как они характеризуют ребят?

В) Почему автор использует так много глаголов ?

Г) Как автор относится ребятам?

« … Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и поскольку там ещё ничего не поспело, напластали беремя луку-батуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали. Оставили всего несколько перышек на свистульки. В обкусанные перья они пищали всю дорогу, и под музыку мы скоро пришли в лес, на каменистый увал.»

Слайд №7:

2 группа. Анализ эпизода «Сбор ягод»

А)Выразительно прочитайте отрывок.

Б) Каково отношение «Левонтьевских» друг к другу?

В)Как вы думаете, почему они так себя ведут?

Г) Каково отношение автора к «Левонтьевским»?

«…Вдруг крышка чайника забренчала нервно, послышалась возня.

— Ешь, да? Ешь, да? А домой че? – спрашивал старшой и давал кому-то пинка после каждого вопроса.

— А-га-а-а-а! – запела Танька.- Санька тоже пожрал, так ничего-о-о-о…

Попало и Саньке. Он рассердился, бросил посудину и свалился в траву. Старшой брал, брал ягоды, и видать, обидно ему сделалось. Берет он, старшой, ягоды, для дома старается, а те вот жрут ягоды либо вовсе на траве валяются. Подскочил старшой и пнул Саньку ещё раз. Санька взвыл, кинулся на старшого. Зазвенел чайник, брызнули из него ягоды. Бьются братья Левонтьевы, катаются по земле, всю землянику раздавили».

Слайд№8:

3 группа. Анализ эпизода «На речке».

А) Выразительно прочитайте отрывок.

Б) Какие поступки совершали ребята на речке?

В) Как вы их расцениваете?

Г) Как автор относится здесь к ребятам?

«… Мы брызгались из речки студеной водой, бродили по ней и руками ловили подкаменщика. Санька ухватил эту мерзкую на вид рыбину, и мы растерзали её на берегу за некрасивый вид. Потом пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа. Мы отпаивали стрижа водой из речки, но он пускал в речку кровь, а воды проглотить не мог, и умер, уронив головку. Мы похоронили стрижа на берегу, в гальке, и скоро забыли о нем, потому что занялись захватывающим , жутким делом: забегали в устье холодной пещеры, где жила( это в селе доподлинно знали) нечистая сила. Дальше всех в пещеру забежал Санька. Его и нечистая сила не брала!»

Вывод: Больше подходит выражение «Левонтьевская орда». Дети перенимают устои семьи.



Большое количество глаголов говорит о том, что они только действуют, порой необдуманно, порой агрессивно, легкомысленны, драчливы, эгоистичны, безответственны. Отношение автора несколько иронично: добродушно подсмеивается над их легкомысленностью, но при этом нет негативного отношения.

IV.Человека характеризует его поведение в ситуации нравственного выбора. Как вы понимаете выражение « нравственный выбор»?

(Человек на перепутье добра и зла, нравственности и безнравственности.

Анализ ситуации нравственного выбора героя методом « шести шляп».

Метод « шести шляп».( Технология критического мышления)

Правила работы в «шляпах»:

Белая шляпа: факты, информация.



Желтая шляпа: плюсы, только положительные стороны.

Черная шляпа: минусы, только отрицательные стороны.

Красная шляпа: чувства, эмоции.

Зеленая шляпа: новые идеи, творчество.

Синяя шляпа: итоги, выводы, оценки.

Слайд №9

Уроки нравственности конь с Розовой гривой

Белая шляпа: инсценировка эпизода «Разговор Саньки и героя».

Санька: Бабушки Петровны испугался! Эх ты!

Герой: Зато мне бабушка пряник конем купит!

Санька: Может, кобылой? Скажи уж лучше- боишься её, и ещё жадный!

Герой: Я?!

Санька: Ты!

Герой: Жадный?

Санька: Жадный!

Герой: А хочешь, все ягоды съем?

Санька: Слабо!

Герой: Мне слабо? Мне слабо? Вот! Ешьте вместе со мной!

Слайд №10

Уроки добротыи нравственности

Вывод: не хотел потерять друзей, не хотел ссориться, конфликтовать. Ему было важно не спасовать, не струсить, не опозориться, не показаться жадным. Не хотел выделяться, быть как все.

Слайд №11.

Уроки добротыи нравственностиВывод: оказался бесхарактерным, нерешительным, безвольным, не умеющим сказать Нет, пошел на поводу у Саньки, попался на уду, оказался в зависимости от чужого мнения, проявил слабость.

Слайд №12

Уроки нравственности конь с Розовой гривой

Вывод: вызывает сожаление, что так поступил, иронию, чувство стыда за него.

Слайд №13Уроки добротыи нравственности

Как следует вести себя в этой ситуации, что говорить? Подобрать ответ Саньке .(Творческая работа).

Слайд №14

Уроки добротыи нравственности

Вывод: надо уметь говорить нет, уметь быть твердым, проявлять решительность, не поддаваться на провокацию, не пытаться показаться храбрым во что бы то ни стало, надо стоять на своем взгляде на мир, т.е. не бояться быть личностью. Герой не выдержал испытание на прочность характера.

IV.Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека. —Испытывает это чувство наш герой или ему все равно, что он совершил, как Левонтьевским ребятишкам.? Через речь, портрет, внутренние монологи автор показывает душевные переживания героя. Большую роль в этом сыграл и пейзаж.

Слайд №15

Проведем следующее исследование:

Какую роль играет пейзажная зарисовка ясного летнего дня?

1. Какие слова использует автор для передачи цвета: ясный день, рябенькие кукушкины слезы, синие колокольчики и др.

2. Какие слова использует автор для передачи звуков: хрустких стеблях, колокольчики, пчелы, цветы-граммофончики.

3.Какие изобразительно-выразительные средства языка мы видим в отрывке и для чего они использованы?

4.Какое настроение вызывает пейзаж? ( Радостное, возвышенное. Цветут колокольчики, кукушкины слезки, день ясный, летают шмели.)

5. Что происходит в природе и что происходит в душе героя?

Вывод: На фоне красоты, спокойствия, гармонии природы ещё ярче видны переживания героя : «Вон как хорошо было жить! А теперь?» Жизнь главного героя омрачена безобразным поступком- обманом. Мир природы, красота и гармония летнего дня контрастируют с миром обмана, эгоизма, куда был вовлечен мальчик. Обман делает человека несчастным.

Слайд №16

V. Почему , осуждая внука за мошенничество, бабушка купила все-таки ему пряник конем?

Индивидуальная исследовательская работа «Уроки доброты и прощения в рассказе «Конь с розовой гривой» и «Притче о блудном сыне». Защита исследовательской работы. ( См. презентация №2)

VI . Слайд №17. Рефлексия. Какие уроки нравственности я получил после прочтения рассказа? Составление кластера: Уроки доброты и нравственности в рассказе.( Ученик на компьютере заполняет кластер).

1.Умей говорить нет.2.Не будь жестоким.

3. Будь честным. 4. Помогай другим.

5. Умей прощать . 6. Умей признать ошибку, покаяться.

7.Делай правильный выбор 8.Будь решительным.

VII.Заключительное слово учителя.

- Рассказы В. П. Астафьева – это обращение ко всем людям на этой земле о нобходимости любить и прощать, продлевать жизнь друг другу, наполняя её радостью и красотой.

VII. Домашнее задание. Прочитать другие рассказы из сборника «Последний поклон» . Подготовить сообщение «Уроки доброты бабушки Катерины».

Методическая ценность:

Предмет, класс

Литература 6 класс

Тема урока

Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Актуальность использования средств ИКТ

Наглядный показ материала, экономия времени, элемент новизны объясняемого материала, объем материала, повышение познавательного интереса.

1. Место данного урока в системе уроков

Данный урок – заключительный урок в системе уроков по рассказу В. П. Астафьева.

2. Тип урока, вид урока

Обобщающий урок; урок – исследование.

3.Цели урока

Образовательные: 1. Продолжить знакомство с творчеством В. П. Астафьева. Продолжить формирование умения работать с книгой, умения анализировать текст.

2. Продолжить работу над изобразительно-выразительными средствами языка.

Воспитательные: 1.Содействовать формированию нравственной позиции у учащихся.

2.Формировать этические ценности духовной стойкости, порядочности, совестливости.

3. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, милосердие, сострадание.

Развивающие: 1.Развивать познавательный интерес, самостоятельность суждений, способствовать формированию исследовательской культуры учащихся.

2.Развивать речевую культуру учащихся.



4. Задачи урока

Развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ, развивать умение самостоятельно подбирать и анализировать материал, прививать любовь к чтению.

Воспитывать любовь к творчеству писателя. Помочь учащимся определить необходимые условия духовно – нравственного развития.

6. Чем обоснован выбор структуры урока

Такая структура урока позволяет активизировать познавательную и мыслительную деятельность ребят, привить навыки самостоятельной исследовательской работы с источником, отбирать нужный материал, проявлять творчество.

7. Обоснование выбранных методов обучения

Информационные, частично-поисковые, иллюстративно-объяснительные методы помогают добиться поставленных целей. Позволяют активизировать познавательную и мыслительную активность учащихся, создать атмосферу сотрудничества на уроке, ситуацию успеха. Метод шести шляп развивает критическое мышление. Метод составления кластера помогает провести рефлексию.

8. Какие новые технологии использованы на уроке.

 Урок построен с учетом психологических особенностей школьников. (Здоровьесберегающие)

 Эмоциональное объяснение материала сочетается с яркими необычными наглядными пособиями (презентация) (ИКТ)

 Прослеживается межпредметная связь

 Используются возможности Л/О обучения

Метод « шести шляп» . (Технология критического мышления).

Технология проектно-исследовательских работ учащихся.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст