Урок-исследование по литературе в 11 классе Стихотворное творчество БЛ Пастернака Про э

МБОУ «Астапковичская средняя (полная) общеобразовательная школа.

Урок-исследование по литературе в 11 классе

«Стихотворное творчество Б.Л. Пастернака («Про эти стихи», «Любить иных — тяжёлый крест…», «Никого не будет в доме…», «Июль», «Снег идет»).

Учитель

Петухова Нина Петровна.

Тема: Стихотворное творчество Б.Л. Пастернака («Про эти стихи», «Любить иных – тяжёлый крест…», «Никого не будет в доме…», «Июль», «Снег идёт»).

Предварительная подготовка к уроку. Учащиеся читают и анализируют стихотворения, готовят чтение 1 стихотворения наизусть, доклад о биографии Б.Л. Пастернака. Задания дифференцированного характера.

Цели:

Рассказать о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака, показать основные черты его поэзии;

Развивать умение обобщать материал, выражать свои мысли в устной форме, развивать монологическую речь;

Формировать художественный вкус, расширять литературный кругозор учащихся.

Оборудование: учебник, портреты Б.Л. Пастернака, репродукцией картин Л.О. Пастернака.

Тип урока: применение и совершенствование знаний.

Вид урока: урок — исследование.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Б.Л. Пастернак – один из ярких представителей Серебреного века русской поэзии. Сегодня мы окунёмся в атмосферу музыки и стихов, в атмосферу, в которой жил и творил Пастернак.

Я предложила вам выбрать для себя задания дифференцированного характера. Посмотрим, как вы справились с ними.

На оценку «3» доклад подготовил Закроев И. Давайте послушаем доклады о жизни Б.Л. Пастернака. Ваша задача – законспектировать главные события жизни поэта.

Доклад о жизни Б.Л. Пастернака.

Б.Л. Пастернак родился 10 февраля 1890 года в Москве. Его отец, Леонид Осипович Пастернак, был известным русским художником, окадемиком живописи. Его творчество мы знаем по иллюстрациям к роману Л.Н. Толстого « Воскресение» и другим книгам. Он был признанным мастером книжной иллюстрации, сочетал в своей живописи реализм и импрессионизм.

Я немного отвлеку вас, ребята.

Учитель: Рассмотрите репродукции картин Леонида Пастернака, опишите их, расскажите какие эмоции вызывают эти картины.

- Мать Б.Л. , пианистка Розалия Кауфман, профессор Одесского отделения Императорского русского музыкального общества, вложила в сына любовь к музыке. Борис в детстве обучался живописи, готовился к музыкальной карьере, мечтал стать композитором, закончил обучение в гимназии с золотой медалью.

Больше всего он любил музыку А.Н. Скрябина, который был их соседом по даче и частым гостем. Именно его музыка зародила в Борисе желание стать композитором. Но было в нём ещё и увлечение философией. Пастернак учился на философском отделении историко – филологического факультета Московского университета. В 1912г. В течение одного семестра он совершенствует свои знания в Марбургском университете в Германии, слушая лекции знаменитого философа Г. Когена. Но остаться для получения докторской степени не согласился, уехал в Италию. Также он не пошёл по стопам родителей, закончив университет. Борис Пастернак посвятил себя литературе.

В 1909 году он написал своё первое стихотворение. Сначала Пастернак входит в группу поэтов «Лирика». Потом примыкает к группе «Центрифуга», к футуристам. Он считает, что ближе всех ему по духу поэт Владимир Маяковский.

В 1913 году выходит его первый сборник «Близнец в тучах», в 1916г.- сборник «Поверх барьеров». Славу и известность принесла Пастернаку третья книга стихов «Сестра моя – жизнь», написанная в 1917 году. Она раскрыла главную черту поэзии Пастернака – слитность с миром природы. В начале двадцатых г. Пастернаку, уже ставшему знаменитым, подражают младшие коллеги. Его литературная деятельность была очень разнообразна. Пастернак писал стихи и прозу, поэмы, роман в стихах, занимался переводами стихов поэтов Грузии, Шекспира, Гёте. В годы Великой Отечественной войны Пастернак пишет патриотические стихотворения. В октябре 1941 года он эвакуируется в Чистополь, а позже в 1943 году, с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.



Замысел самого главного своего произведения, романа «Доктор Живого», Пастернак начал реализовывать зимой 1945-1946 годов. Готовый роман отвергла редакция «Нового мира», его издали за рубежом в 1957 году. В 1958 году Пастернак присудили за него Нобелевскую премию. Тут же началась травля писателя, требовали даже выдворить его из России. Пастернак отказался от премии. Только в 1989 году его сын Сергей получил диплом отца – нобелевского лауреата.

Умер Б.Л. Пастернак от рака лёгких 30 мая 1960 года в посёлке Переделкино под Москвой.

Работа над новым материалом.

Учитель: Вы только что прослушали рассказ о жизни прекрасного лирика 20 века – Б.Л. Пастернака. А сейчас обратимся к его творчеству. На прошлом уроке вы все получили задание выучить наизусть стихи «Про это стихи», «Любить иных – тяжёлый крест», «Июль», «На ранних поездах…»

Давайте вместе послушаем музыку стиха Пастернака и насладимся ею.

(Учащиеся читают стихотворения, выученные дома).

А теперь, ребята, послушаем сообщения на более сложные темы, чем предыдущее (на «4» и «5»).

Об особенностях поэзии Б. Пастернака расскажет Бахматов А.

- Вы только что прослушали стихи Пастернака и убедились в том, насколько лирична поэзия Пастернака. В попытке поймать неуловимое поэт изображает постоянно и непрерывно движущийся мир. Художественный мир его стихов насквозь пронизан музыкой. Многие критики отличают эту особенность лирики Пастернака, её особенное построение, говоря, что композиция его произведений сходна с музыкальной. Яркие образы и краски в лирике перешли из увлечения поэта живописью. Именно в ней заметно влияние отца – художника. Краски природы в стихах Пастернака делают ощутимым описанное, его стихи сложной формы наполнены метафорами и напоминают стиль импрессиониста. Его природа динамична и всегда передаёт настроение лирического героя. Герой же, несмотря на постоянные ноты трагичности, всегда восхищён природой, которая детально описана, но в то же время воспринимается как непостижимое волшебство. Позже лирика Пастернака становится проще, классичнее.

- Учитель: сообщение краткое, но достойное внимания. Я попрошу вас, ребята, ещё раз уточнить особенности поэзии Пастернака.

(Лиричность, динамичность, музыкальность).



- Послушаем ответ на следующий вопрос «Отразилась ли в лирике Пастернака его любовь к философии?» (Вопрос на «4» — «5» (в зависимости от полноты раскрытия).

Ответ на этот вопрос подготовил Смоляков Артём.

- Да, лирика Б.Л. Пастернака философична. В каждом стихотворении есть философский подтекст, который внимательный и пытливый читатель должен найти сам. Мир и бытие, любовь и труд как основы бытия, чудо жизни, смерть как продолжение жизни во Вселенной – вот темы оптимистической философии Пастернака. Как мне кажется, самой лучшей характеристикой его стихов стало стихотворение «Во всём мне хочется дойти до сути…»

Я прочитаю его.

Во всём мне хочется дойти до

До самой сути.

В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.

До сущности протёкших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Всё, время схватывая нить



Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открыться…

- Учитель: Давайте скажем спасибо Артёму за достойный ответ.

Открывайте тетради и, используя полученные в ходе урока знания, проанализируйте стихотворение Б.Л. Пастернака из предложенного списка. Я думаю, что сообщения, подготовленные ребятами, помогут вам выделить стилистические и художественные особенности стихотворений.

(Учащиеся выполняют самостоятельную работу).

- Проанализирует стихотворение Сухоруков Ярослав.

3. Итог урока. Сегодня вы показали своё умение выражать свои мысли в устной форме, умение обобщать материал, отбирать нужный материал на заданную тему. Думаю, что стихи которые звучали в вашем исполнении, помогли вам в формировании художественного вкуса, расширили в некоторой степени ваш литературный кругозор. Следовательно, задачи нашего сегодняшнего урока – исследования выполнены.

Оценки за урок: Закроев – 3, Бахматов – 5, Смоляков – 4, Сухоруков – 4.

Домашнее задание:

Написать миниатюру на тему: «Особенности лирики Б. Пастернака»; — всем.

Прослушать музыку. А. Скрябина ( у кого есть такая возможность) и записать свои впечатления.