Урок-игра Жемчужины народной речи

«Нетрадиционные формы урока как средства активизации творческо-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы».

Нетрадиционные формы урока – это фактор стимулирования познавательной деятельности учащихся.

Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика.

Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию. Умелое их применение способствует интенсификации процесса формирования личности

школьника.

  Чем же характеризуется нетрадиционный урок?

По определению Л.В.Жаровой «Нетрадиционные уроки — это… уроки, которые по целям, по форме организации, по методам и содержанию отличаются от обычных уроков» .

И.П. Подласый дает следующее определение «Нетрадиционный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную структуру).

Таким образом, нетрадиционные уроки — это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а так же по характеру взаимоотношений учитель — ученик. Такой урок отличается от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре урока; по взаимоотношениям и распределении ролей и обязанностей между учителем и учениками; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности учащихся; по структуре анализа урока.

Для меня нетрадиционный урок, с одной стороны, — возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности и выявить познавательный интерес. С другой стороны, — это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся применяю современные педагогические технологии: развивающего обучения, игровые, проблемного, дифференцированного, информационного и проектного. А осуществить их можно через нетрадиционные уроки.

Основные группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок- подарок от Хоттабыча.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Что же дают такие уроки? Они формируют новые знания, закрепляют умения, осуществляют контроль навыков. Так, на интегрированных уроках, происходит систематизация знаний, их обобщение и повторение. На уроках с применением игровых технологий происходит дедуктивный и индуктивный процесс формирования знаний. На уроках с использованием групповых форм работы дети осознают важность делового партнёрства, творческого содружества. На уроках проблемного обучения ученики самостоятельно ищут пути решения оригинальных идей.

Тема: Жемчужины народной речи.

Тип урока: урок- игра





Цели: образовательные: — повторить пословицы, загадки, скороговорки, фразеологизмы.

Развивающие: - развить умение работать в группе,

— развить творческие способности,

— развить устную речь,

— развить умение объяснять значение пословиц.

Воспитательные: -воспитать любовь к жемчужинам русской речи (пословицам, фразеологизмам, загадкам, скороговоркам)

Наглядность: рисунки с пословицами и фразеологизмами

Оборудование: шкатулка с бусинками- жемчужинами, иголки с ниткой, кружочки- жетончики.

I. Подготовка к новой теме

Цель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам принесла шкатулку, не простую, а волшебную. Волшебство ее в том, что она хранит жемчужины народной речи. Что же это такое? Мы узнаем на сегодняшнем уроке.

(Разделяем класс на 3 группы) Каждой группе даем по иголке с ниткой, куда они должны нанизывать заработанные бусинки- жемчужины.

II. Изучение новой темы.

1. Первую жемчужину народной речи вы должны угадать сами. В этом вам поможет этот рисунок.

Ответ: Готовь сани летом, а телегу зимой.

1-я жемчужина: пословица

2. Беседа: Что такое пословица? ( кто даст определение получит еще жемчужину).

Пословица – это поучающее краткое изречение, в котором содержится мудрость народа.

3. «Словесная дуэль»

м/ц Проверим как много вы знаете пословиц про учебу, книги. (Кто больше назовет, того и жемчужина). За каждую названную пословицу жетон.

4. «Угадай пословицу»

м/ц: Ученик показывает жестом, мимикой, пантомимой пословицу, его команда должна догадаться.

Глядит в книгу, а видит фигу.

Не плюй в колодец — придётся напиться.

5. Беседа.

Объяснение значений пословиц: (жемчужина за правильное объяснение). Рисунки.

Яблоко от яблони недалеко падает, шишка от сосны недалеко откатится.

Труд человека кормит, а лень портит.

Камень с души упал. (фразеологизм)

6. Следующая жемчужина- это уже не пословица, а что? фразеологизм:

А что такое фразеологизм? — это устойчивое сочетание слов…

Мчаться на всех парусах.

Глаза на лоб полезли.

Прикусить язык. (объяснить)

7. Угадай фразеологизм по рисункам и картинкам. (жетоны)

8. 3-я жемчужина- загадка.

9. Отгадаем- ка загадки.

Рассыпался горох на четырнадцать дорог (звезды).

На дворе горой, а в избе водой (снег).

Дедушка без топора мост мостит (мороз).

Маленек, удаленек, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел(гриб).

Летит – воет, сядет – землю роет(жук).

Всякому мальчику по чуланчику(парчатки).

Два кольца, два конца – в середине гвоздь(ножницы).

У двух матерей по пяти сыновей(руки).

Два брата глядятся, а вместе не сойдутся( пол и потолок)

10. Придумать загадку.

м/ц: Это русские народные загадки, а теперь вы сами попробуйте придумать загадки.

11. Следующую жемчужину вы должны угадать. Даю три подсказки:

- она тренирует речь,

- она бывает в рифму, также в ней преобладают отдельные звуки,

12. Скороговорка.

Кто быстрее и правильней всех прочитает скороговорку?

У попа папа кок, у кока папа поп.

III. Итог урока.

Итак, мы узнали все жемчужины народной речи. Как вы думаете, почему их так назвали?

Жемчужина- богатство, ценность, красота.

Заслуживают ли они это название?

( Подведение итогов игры) У кого бусы длиннее?

Изучайте, узнавайте и пользуйтесь ими.

Жемчужины народной речи делают нашу речь богатой и красивой

В непринужденной игровой форме ученикам легче усваивать материал, а командный дух и соревнования мотивируют к активной деятельности. Также можно заинтересовать учащихся какой-нибудь историей или сказкой, как на следующем уроке.

Загадки

К реке подходят два человека. У берега лодка, которая может выдержать только одного. Оба человека переправились на противоположный берег. Как?

(они были на разных берегах)

У двух шоферов был брат Иван, а у Ивана братьев не было? (шоферы-девушки)

Сын у сына жил….

По какому пути ещё никто никогда не ходил и не ездил? (по млечному)

Как 2 литра молока поместить в литровую банку? (превратить в творог)

Он не ёжик и не ёлка,

У него одна иголка,

Не танцор, а танцует

И окружности рисует (циркуль)