Урок-игра по литературе в 5 классе Станем детушек растить уму-разуму учить

Урок-игра по фольклору

«Станем детушек растить, уму-разуму учить: что посеешь, то и пожнешь»

Цели: учебные: обобщить знания по теме «Фольклор», восполнить пробелы в знаниях младших школьников, вернуть их к народным истокам;развивающие: объединить старших и младших школьников в игровой ситуации воспитания и развития ребенка, в игре, основанной на устном народном творчестве и вековых традициях; воспитывающие: приобщить к культуре своего народа, вызвать чувство гордости и любви к своим истокам.

Подготовка игры. Украсить кабинет предметами народного быта, рисунками детей, подготовить музыкальное сопровождение., выставкой книг.

Ход игры.

Слово учителя. (играет тихая народная музыка)- Доброе утро, дорогие ученики 5-го класса и наши уважаемые гости. А у нас присутствуют высокие гости… (представление гостей). Сегодня мы проводим необычную игру – «Станем детушек растить, уму – разуму учить: что посеешь, то и пожнешь», мы будем одновременно возвращаться в свое детство и учиться быть воспитателями. Сегодня мы с вами заглянем в родительскую азбуку. А самая лучшая родительская азбука хранится в устном народном творчестве: в песенках, прибаутках, потешках, скороговорках и загадках. Там бережно храниться многовековой опыт народа, традиции воспитания. Сохраняя их и передавая этот опыт своим детям, мы тем самым сеем разумное, доброе в сердцах своих детей, и сохраняем неповторимое и прекрасное лицо своего народа. Поэтому и обращаемся мы сегодня к русскому фольклору – неисчерпаемой нашей сокровищнице, а помогать вам будут «мамушки» и «нянюшки», они, как старшие сестры, поведут вас за собой, уберегут от ошибок, утешат в случае неудачи. За нашей игрой наблюдает наше компетентное и справедливое жюри: ученики 5 класса люди опытные и всезнающие____________________________________________

Представление. Но сначала давайте поближе познакомимся с нашими «семейками». ________________________________________________________________________________-.

1. Фольклорный аукцион. «разбег» .Ну а сейчас, когда вы познакомились, возьмем разбег на главные состязания. Ведь мы собираемся растить и воспитывать детушек средствами устного народного творчества. А много ли вы знаете жанров? Проверим это на фольклорном аукционе. Называйте жанры устного народного творчества, а победит та семейка, которая назовет жанр последней. Этой команде достанется призовое очко. (колыбельная, потешка, загадка, пословицы, поговорки, частушки,дразнилки,заклички,считалки,скороговорки,сказки,пестушки)

2. Ну а теперь можно переходить к самому главному: начнем растить, пествовать и воспитывать малыша. (фото ребенка)всем известно, что для начала ему нужен спокойный, здоровый сон: во сне дети быстрей растут. А чтобы они лучше спали, им поют колыбельные песенки.Следующий наш конкурс «БАЮ-БАЮШКИ-БАЮ». «семейке» нужно самой по заданным рифмам придумать авторскую песню.Рифмы: 1) баю-баю, засыпай, закрывай, не мешай; 2) люли-люли, гули, заснули, заглянули; 3) тишь, малыш, скрипишь, спишь.

К данным рифмам вы можете добавлять свои.





3. Вот и подрастает наш ребенок, болтает ручками и ножками, агукает, ему хочется играть, двигаться. И мы приглашаем «семейки» к участию в конкурсе потешек «РАСТИ, МИЛЕНЬКИЙ ДРУЖОК, ТЫ – ПШЕНИЧНЫЙ ПИРОЖОК!»Вы, конечно, помните, что потешки всегда исполнялись с движениями: малышам разминали ручки и ножки, качали их на руке или ноге, подбрасывали. Наверняка в вашем детстве были такие потешки. Сейчас вам предстоит узнать их по рисункам художника Юрия Васнецова, но не только узнать но и рассказать и показать с движениями, которые делали при этом взрослые, забавляя ребенка. (демонстрируется иллюстрации Васнецова к потешкам: «Сорока-белобока», «Коза», «Ваня-Ваня простота») Оцениваем конкурс в три балла.

4. Быстро время бежит. И вот уже пошел, затопал маленькими ножками новый член семейки. Он уже и слова понимает, можно его и прибаутками тешить. И следующий наш конкурс «ЧИКИ-ЧИКИ, ЧИКАЛОЧКИ» вам предстоит инсценировать прибаутки «Стучит, бренчит, по улице», «Свинка Ненила сыночка хвалила», «Кисонька-мурысенька». А в помощь вашей фантазии – иллюстрации Ю. Васнецова к этим прибауткам. Оценивает на 3 балла.

5. Вот уж и заговорил ребенок. Но не все у него ладно выходит. Надо помочь ему научиться хорошо говорить, и на помощь нам придут скороговорки. «ВСЕХ СКОРОГОВОРОК НЕ ПЕРЕСКОГОВОГОРИШЬ» Вспомните, какие звуки труднее всего даются детям? (р, л, ш, ч…) какие скороговорки с этими звуками вы знаете? (дети приводят примеры). Вот такие скороговорки и помогают детям научиться хорошо выговаривать звуки. А теперь один из команды покажет всем, как ловко он умеет говорить скороговорки. Оцениваем в 4 балла.(на карточках) нужно произнести не менее трех раз.Сыпь песочек в желтенький черепочек.В печурке три чурки, три гуся, три утки.Бежит лиса по лесочку, -Лизни, Лиса, песочку.По ремешку, по бревнышку проведу кабылку.

6. Подрастает наш малыш. Вот уж можно и наблюдательность его развивать. Для этого нет ничего лучше загадок. Следующий конкурс «ЗАГАДАЙКА-УГАДАЙКА». За каждую правильно отгаданную загадку 1 балл.

1)Из какого ковша Не пьют, не едят, А только глядят? (звездного)

2)Летит орлица По синему небу.Крылья растлала,.Солнышко застлала. (туча)

3)На дворе горой,А в избе водой. (снег)

4)Висит сито не руками свито. (паутина)

5)Крашенное коромысло над рекой повисло. (радуга)

6)У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (рука)

7)В брюхе баня,в носу-решето, на голове – пупок,всего одна рука,и та на спине (чайник)

8) Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом ведет, там заметку кладет.

7. Видите, какой умницей стал ваш питомец? Пара ему и мудрость народную передавать. И заключительный наш конкурс «УМА ПАЛАТА».Вы знаете, что настоящий кладезь мудрости содержится в пословицах и поговорках, которые дают советы на все случаи жизни, учат и воспитывают. Знать много пословиц значит хорошо владеть родным языком, быть мудрым человеком. Посмотрим, велика ли ваша копилка мудрости, умеете ли вы обращаться с ее богатствами.закончите пословицы и объясните их значение. 1 балл

1)Чем дальше в лес…(тем больше дров)

2) Как волка ни корми… (он все в лес смотрит)

3)Как аукнется… (так и откликнется)

4)Труд человека кормит … (а лень портит)

Вот и подрос наш малыш, стал похожим на вас, многому научился, но много еще и впереди. Ведь не зря говорят: век живи- век учись. И вы, надеюсь, не забудете сегодняшних уроков народного воспитания детей, вспомните о них, когда придет время растить собственных ребятишек, и передадите им то, что так бережно хранится в устном народном творчестве вот уже много столетий подряд. Вспомните своих мам и пап, дедушек и бабушек, нянюшек и мамушек, которые помогали вам учиться. Ведь как говорит русская пословица: «Что посеешь, то и пожнешь» Это значит, какие семена мы зароним в души наших детей сегодня, таким и будет наше будущее.

Подведение итогов. Награждение победителей грамотой. Работа каждого будет оценена

На столе у вас лежат сигнальные карты.

Красный – настроение хорошее, урок понравился.

Зеленый —

На столе у вас лежат листочки, запишите свои имена. Оцените работу каждого в группе. Спасибо всем за работу.