Урок-игра по басням Крылова

23.10. 5 класс. Тема: Р/Р Ролевое чтение басен дедушки Крылова.

Цель урока:

обобщить полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».

Задачи урока:

Образовательные:

проверить знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова.

проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие:

развитие речи и творческого мышления обучающихся;

формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Воспитательные:

воспитание культуры работы в группе;

воспитание интереса к классической литературе.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры, а также принимаются правила работы в группах во время игры (Слайд № 2).

Конкурс «Найди пару»

Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш.

Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза — Муравей), наклеить пары на лист бумаги.

Время выполнения – 3 минуты.

Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.

Например:

ВОЛК

ОВЦЫ

СТРЕКОЗА

МУРАВЕЙ

ОЧКИ

ОБЕЗЬЯНА

ВОРОНА

ЛИСИЦА

Конкурс «Мораль сей басни такова…»

Для проведения конкурса учитель готовит карточку-таблицу:

Угадай и запиши название басни по её морали.

Басня.

Её мораль.

 

Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

 

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.

 

Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.

Время выполнения – 2 минуты.

Оценивание: по 1 балу за каждую угаданную басню.

Конкурс «Алло, мы ищем таланты».





Выясняют внутри группы, кто лучше прочитает басню. Выразительное чтение басни наизусть. Примерное время – 10 минут.

Оценивание по 5-балльной шкале.

«Конкурс Знатоков».

Задача: ответить на вопросы литературоведческого характера, дать определение терминам: басня, аллегория, мораль. Время выполнения – 5 минут.

На доске:

Басня — … Мораль — … Аллегория — …

Басня – небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере.

Как правило, имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль.

Основной художественный приём – иносказание (аллегория). Нередко носителем людского порока становятся животные.

В басне используются: диалог; просторечная лексика; особый басенный стих (строчки разной длины, передающие разговорную речь).

Мораль - поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.

Аллегория - иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.).

«Видеопауза»: отрывок из мультфильма «Стрекоза и муравей».

Конкурс «Знаете ли вы?».

Конкурс предполагает проверку знания статьи учебника по биографии И.А. Крылова.

Оценивание – по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Вопросы:

Сколько басен создано И. Крыловым?

Каким литературным творчеством, помимо басен, занимался И. Крылов?

Почему героями басен являются животные?

Что высмеивал в баснях писатель?

Какие басни И.А.Крылова знаешь?

Конкурс «Картинная галерея».

Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация.

Первой отвечает команда, выбравшая конкурс. Далее – по очереди. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

Время выполнения – 3 минуты.

Оценивание – по 1 баллу за каждую иллюстрацию.

Слайд № 32 – завершающий на уроке. После подведения итогов (на слайде появляется надпись «Молодцы!») учитель обращается к строкам П.Вяземского (слова появляются на слайде по щелчку):

Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. 

Детям задаются вопросы: Как вы понимаете строки? Согласны ли вы с автором?

Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?

Домашнее задание: инсценирование басни «Свинья под дубом», «Ворона и лисица».