Урок-игра Математическая мозаика

Урок — игра «Математическая мозаика».

Эпиграф к уроку:

«Математика – гимнастика ума».

А. В. Суворов.

Цели мероприятия:

1. – Прививать познавательный интерес к математике как элементу общечеловеческой культуры;

- развивать творческие способности учащихся;

- расширять знания по предмету;

- развивать интеллект;

- учить работе в группе.

2. Проверка знаний учащихся по обязательным результатам обучения.

3. Развивать у учащихся навыки хорошего поведения в обществе, навыки общения и совместной деятельности.

Оборудование: Часы песочные (или часы с секундной стрелкой), гонг, портреты математиков, высказывания математиков, карточки-задания командам, экран, компьютер, таблица для подсчета баллов.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, учителя и гости нашего урока. Заканчивается учебный год, заканчиваются обязательные уроки, на которых вам приходилось много работать. Как заметил Блез Паскаль, «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным». Сегодня этот случай нам представился и вы встретитесь с занимательной математикой…

Цель нашего урока сегодня понять и осознать: нужна ли нам математика, интересна ли она и стоит ли ею заниматься?

Итак, мы начинаем необычный урок: урок – игра «Математическая мозаика».

Провести этот урок мне помогут мои ученицы 8 «А» класса: Костка Мария – умница, красавица, отличница и Каленюк Анастасия, не менее обаятельная и привлекательная, все вы прекрасно знаете их – они ваши вожатые.

Маша: Тем, кто учит математику,

Настя: Тем, кто учит математике.

Маша: Тем, кто любит математику,

Настя: Тем, кто еще не знает,

Что может любить математику,

Все: Наш урок – игра посвящается.

Судейскую команду сегодня возглавляет учитель математики нашей школы Рыбалкина И. Н. Судьи – неоднократный призер городских олимпиад по математике, талантливый ученик 10 «А» класса – Лазаренко Иван; призер регионального конкурса творческих работ учащихся «Перспективный» проект в г. Дмитрове в 2012 г. – Лымарева Мария – ученица 10 «Б» класса.

Начинаем наш урок – игру.

I конкурс «Представление команд»

- 1) Слово команде 5 «А» класса.

(команда 5 «А» класса представляет название, девиз, эмблему).

- 2) Теперь слово команде 5 «Б» класса.

( команда 5 «Б» класса представляет название, девиз, эмблему).

- 3) Просим команды занять свои места за столами.

II конкурс «Разминка»

Условия конкурса: Я по очереди задаю вопросы командам. Команда может взять подсказку зала (болельщиков); в случае неправильного ответа, ход переходит к другой команде.

Вопросы:

1) Лифт поднимается с первого этажа на третий за 6 секунд. За сколько секунд он поднимается с первого этажа на пятый?

Ответ: 12 секунд.

2) Шесть рыбаков съели шесть судаков за шесть дней. За сколько дней десять рыбаков съедят десять судаков?

Ответ: за 6 дней.

3) Какое число делится на все числа без остатка?

Ответ: 0.

4) Что больше: произведение всех цифр или их сумма?

Ответ: сумма, т.к. произведение равно 0.

5) Когда делимое и частное равны между собой?

Ответ: когда делитель – 1.

6) Сколько раз цифра 9 встречается в числах от 1 до 100?

Ответ: 20 раз.

7) Какой знак надо поставить между двумя двойками, чтобы получилось число, больше 2, но меньше 3?

Ответ: запятую, получится 2,2.

8) Птицелов поймал в клетку 5 синиц, по дороге встретил 5 учениц. Каждой подарил по синице, в клетке осталась одна птица. Как это могло случиться?

Ответ: последнюю синицу отдал вместе с клеткой.

- Просим жюри подвести итоги первых двух конкурсов.

Учитель:

«Математика открывает свои тайны только тому, кто занимается ею с чистой любовью, ради ее собственной красоты» — сказал Архимед.

III конкурс: «Город математиков»

Учитель: «Сейчас нас ждет увлекательное путешествие в город математиков». (Команды получают рули).

- Первая наша остановка «Веселая».

Каждая команда получает задачу в стихах, но ее условие разбилось; остались подсказки в виде стрелок и номерков; ваша задача найти выход из запутанного положения и ответить на вопрос: сколько всего рыб и птиц?

(Команды выполняют задания, свои ответы произносят вслух – отвечают капитаны команд).



Команда, выполнившая задание первой и правильно получает 2 очка, вторая – 1 очко.

- Вторая остановка «Вычислительная».

Команды получают карточки с заданиями, которые они должны выполнить по очереди – каждый член команды. (Время – 2 минуты).

В это время болельщики ждут транспорт на остановке «Познавательная и увлекательная». Они разгадывают кроссворды и считают красные квадраты.

- Третья остановка «Комбинаторная».

Решить задачу:

Бабушка на даче вскопала 4 грядки. Она хочет посадить на первую грядку – укроп, а на вторую – щавель. Сколькими способами она может это сделать?

Ответ: 12 способов.

- Просим жюри подвести итоги конкурса «Город математиков» (с учетом разгаданных кроссвордов и посчитанных квадратов болельщиками).

Пока жюри подводит итоги, мы с вами посмотрим сценку, в ней ученики 5 «А» класса показывают сценку «Среднее арифметическое».

Молодцы ребята!

Все теперь усвоили среднее арифметическое?

Прекрасно. А мы продолжаем. Жюри огласит итоги.

IV конкурс: «Известные математики»

Учитель: «О математиках – ученых все мы слышали не раз. И сегодня мы припомним славные их имена».

Большой вклад в развитие математики вносят ученые – математики начиная с древности и до наших дней.

1 часть конкурса.

Учитель: «Правила этого конкурса таковы: на экране вам будут показаны портреты известных математиков, вы должны кто это? В том случае, если команда отвечает неправильно, возможность ответить предоставляется другой команде. Болельщики тоже могут помогать своим командам.

2 часть конкурса.

Команды получают задания – листы, на которых находятся портреты математиков и их высказывания о математике. Вам нужно их сопоставить стрелками. (Время – 1 минута).

Пока жюри подводит итоги, мы с вами немного отдохнем.

Звучит песня: «Дважды – два – четыре»

- Вы, ребята, все устали, много думали, считали. Отдохнуть уже пора!..

Под эту мелодию мы проведем с вами физкульт-минутку.

(Выходит Маша Костка и показывает упражнения, которые вместе с ней выполняют все).

Слово жюри.

V конкурс-аукцион: «Числа в народных пословицах»

Правила аукциона таковы: Команды по очереди говорят пословицы или поговорки, в которых присутствуют числа. У кого они закончатся, того будем считать проигравшим.

Жюри объявляет итоги.

VI конкурс: «Конкурс капитанов»

Звучит мелодия «Капитан, капитан улыбнитесь»

Маша: Кто в школе смог быть капитаном,

Тому открыты все пути:

Владеть он будет океаном,

Воздушным, водным и земным.

Учитель: Восьмой конкурс начинаем

Капитанов приглашаем.

Будут трудные задачи,

Пожелаем им удачи.

Приглашаем капитанов на капитанский мостик.



С помощью компьютера на экране будут показаны 12 вопросов. Вы выбираете любой номер вопроса и отвечаете на него по очереди. За каждый правильный ответ получаете по 1 баллу.

VII конкурс: «Сладкий конкурс»

Учитель: Наша жизнь такова, что без математики жить нельзя. Нам постоянно приходится считать, вычислять, взвешивать…

Маша: Раз, Два, Три, Четыре, Пять…

Сколько зерен в помидоре,

Сколько лодок в Черном море,

Сколько камня на горе,

В переулке фонарей?

Сколько в комнате углов,

Сколько лап у воробьев,

Сколько в скверике скамеек,

Сколько в пятаке копеек?..

Учитель: Наш заключительный конкурс – сладкий. У вас на столах вазочки с конфетами. Вам нужно на глаз определить, сколько там конфет и какова их масса. (Время – 10 секунд).

Вот закончилась игра

Результат узнать пора

Кто же лучше всех трудился

И в турнире отличился?

Жюри подводит окончательные итоги, объявляет победителей, лучших участников.

Звучит мелодия «Чему учат в школе?»



Итог урока: в современных стандартах обучения на первое место выходит технология развития критического мышления. Одним из ее методов является «Синквейн» (от франц. Слова пятистишье, то есть стих из пяти строк).

Сейчай я прошу вас составить «Синквейн», начав со слова «математика».

Награждаем победителей:

I место – шоколадные медали на ленточках.

II место – сладкий приз.