Урок-игра Люди или животные

Разработка урок-игра « Люди и животные»

Селиверстова Светлана Станиславовна

Цель игры: осмыслить, в чем главное отличие человека от животного.

«Люди или животные» — так называется роман французского писателя Веркора, содержание которого станет основой для нашей игры.

Подготовка к игре. В класс заходят ученики и выбирают из рук учителя бумажки со словами: Антрополог, Психолог, Этнограф, Религиовед, Уполномоченный по правам человека.

Все садятся за парты, на которых таблички с их словами.

Новая тема:

Учитель: «Каждый из вас в начале урока выбрал табличку со своим названием, и вы распределились по группам. Их 5.»

Названия зачитать.

Антрополог, Психолог, Этнограф, Религиовед, Уполномоченный по правам человека, Ученый. Дается 2 мин выбрать ответственного в команде.

Главная задача нашего урока: после прочтения в каждой группе маленького сюжета об удивительных существах по имени Тропи из романа « Люди или животные» проанализировать его, подвести итог, кто же они такие на самом деле, но с точки зрения названия вашей группы.

В книге рассказывается, как экспедиция английских ученых обнаружила в тропических лесах на одном из островов Тихого океана несколько десятков невиданных ранее удивительных существ, которых кто – то из путешественников назвал «Тропи».

Тропи вызвали интерес у всех членов экспедиции, что было решено разбить лагерь неподалеку от стоянки тропи и понаблюдать за ними.

Какими же были Тропи?

Внешний вид: маленький рост — взрослые не выше 80 см, они не носили одежду, поэтому все тело – светло- розовое и покрытое золотистым пушком – было хорошо видно.

У Тропи мужского и женского пола были длинные волнистые волосы, а лицо, с выдвинутым назад лбом, напоминало мордочку обезьян.

Однако, Тропи ходили на 2-х ногах, и хотя иногда опускались на четвереньки, осанка у них была довольно прямая, да и форма ступней ног свидетельствовала о прямохождении. В то же время большие пальцы ног сильно отличались от пальцев на ноге человека, так как были длиннее, подвижнее и приспособлены для цепляния за ветки деревьев.

Особенности жизни. Поведение.

Тропи, спасаясь от диких животных, выбирали для ночлега, кроны деревьев, либо устраивали себе из веток некое подобие гнезда в небольших пещерах окрестных лесистых гор. Они питались как растительной, так и животной пищей. Мясо убитых ели сырым, не гнушались и такой живностью, как ящерицы и обитавшие в коре деревьев жуки.

В то же время Тропи умели разводить костры, но от ученых они скрывали способ действий по разведению костра.

У них были каменные орудия труда – заостренные тонкие пластины, которыми вырывались из земли корни растений, рубились ветки, разрезались тушки убитых животных, они же служили и орудием охоты.

Однако, как и с разжиганием костров, изготовление каменных ножей и стрел хранилось в тайне – увидеть сам процесс труда ученым не удалось.





Пробравшись как — то ночью к угасшему костру, ученые обнаружили в нем печеные, но не съеденные куски мяса. Опять тайна – зачем было печь мясо на костре, если Тропи питались сырым мясом.

Как – то, поднявшись в горы, путешественники обнаружили захоронения Тропи. В большой пещере на специально сложенных камнях лежали высохшие тела несколько Тропи, расположенные одинаково – на спине, головой к выходу из пещеры. Они были покрыты ветками. Все это напоминало обряд погребения.

Была ли у Тропи речь? Да, они произносили слитно некоторые звуки. Ученым удалось записать около 150 таких звукосочетаний. Это была очень сложная и кропотливая работа, так как тропи, как показалось ученым, стеснялись говорить при посторонних.

Характер тропи.

Они были веселы, добродушны, легко шли на контакт с путешественниками – подходили к ним, брали за руку, дергали за края одежды, пытались подражать движениям и даже речи.

Тропи и папуасы. В экспедиции были рабочие – носильщики из местных папуасов. Однажды кто – то из членов экспедиции обнаружил, что папуасы развели костер и уселись вокруг него и с аппетитом, что – то едят. Увидев англичанина, папуасы воровато спрятали куски своего ужина в кусты. Позже, когда Тропи уснули, исследователи нашли остатки ужина и установили, что это мясо убитого им тропи. Но почему, они скрывали то, чем питаются? Значит папуасы, считали, что тропи – это люди, а не животные..Так кто же такие тропи? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти во время игры.

Надо определить, если это люди, значит, их название нужно внести в перечень народов, проживающих на данном острове.

А если животные – значит надо внести в Красную книгу, так как они станут легкой добычей, тех, кто знает о Тропи.

Проведем экспертизу.

Пообщавшись, каждая команда дает свои ответы, заключения. Если сложно, то можно задавать наводящие вопросы.

Антропологи – задача – изучают строение тела и выписывают подтверждение кто же это люди или животные? Из рассказа.

Психологи – задача – анализируют поведение тропи и доказывают свои выводы на основе текста, кто же тропи?

Этнографы – задача – формы поведения и условия их жизни. Так же делают свои выводы на основе текста, кто же это люди или животные?

Религиоведы — выясняют: были ли у них признаки веры, по тексту доказательства и свои выводы, животные или люди?

Члены экспедиции – ученые совещаются и приходят к выводу, сообщать ли о них всему миру? Будет ли это племя или животные истреблены и как они думают, кто же тропи? Почему им дали такое прозвище?

Уполномоченные по правам: подводят сначала свои итоги, делая анализ прочитанного, потом слушают других, а затем подводят итог (решение) по пунктам:

Признать, что Тропи являются…..

Просить Палату Общин принять закон о …

Подведем итоги урока: так чем же отличаются люди от животных? Вера, звуки, общение, разведение костра, походка, еда и т.д. Вывод у нас одинаковый с книгой – тропи – это люди.

С обратной стороны своих выводов капитаны команд ставят отметки, отмечая лучших за работу, и выставляем в журнал.

Домашнее задание: найти рассказы о других племенах, которые сейчас живут в наше время, как они пытаются выжить?