Урок-игра Как защитить себя от опасных веществ в быту

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ЛОПХАРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

УРОК-ИГРА:

КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ В БЫТУ.

Педагог-организатор ОБЖ:

Ж.А. Канева

ЛОПХАРИ 2010

АННОТАЦИЯ

к разработке

Основы безопасности жизнедеятельности.

Игра: Как защитить себя от опасных веществ в быту.

Дидактическая цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний и умений средствами игровой технологии.

Цели по содержанию:

а) образовательная: систематизировать понятия: пестициды, химические ожоги, формальдегид, лекарственные препараты.

б) развивающая: продолжить формирование умений: 1) характеризовать химические вещества по схеме, 2) решать проблемные задачи.

в) воспитательная: воспитывать доброе отношение друг к другу в процессе игровой деятельности.

Данная разработка предназначена для учащихся 10-11 лет.

Номинация: урок в режиме технологии игровой деятельности.

Интернет – адреса цифровых образовательных ресурсов, применяемых в разработке: www.school-obz.org

Краткая характеристика содержания

Учащиеся распределяются по группам – это научные сотрудники. В каждой группе есть главный научный сотрудник, его помощники и секретарь. Секретарям раздаются маршрутные листы, где они записывают набранные баллы своей научной группы.

Учащиеся выполняют следующие задания: 1. Тур. Сообщение о токсикомании. Сообщение об алкоголе. Сообщение о курении. 3 тур. Собери химическое вещество. 4 тур. Вопрос на засыпку. 5 тур. Физкультминутка. 6. Тур. Решение проблемных вопросов. 7.тур. Как защитить себя от опасных веществ в быту. 8.тур Вопрос на выбор. Группы в турах получают по одному баллу за выполненное задание. В 7 туре по одному баллу за каждое отгаданное слово.

Результативность использования данной учебно-методической разработки.

После применения данной разработки девочки, мальчики задумаются о ЗОЖ. Будут знать, какой вред может им нанести употребления различных веществ разрушающих здоровье. Какие моющие средства лучше всего использовать в доме. Как хранить продукты питания. К чему ведет передозировка лекарственных средств. В доме в классах цветы очищают воздух от углекислого газа.

Перспективы использования учебно-методической разработки.

Эту игру можно использовать, я считаю, только на уроках ОБЖ. В дальнейшем эта методическая разработка будет усовершенствована. Разработаю тесты в программе Microsoft PowerPoint, компьютер выдаст оценку ученику.

Использованная литература

При использовании литературы и ЦОР я опиралась на описание технологии игровой деятельности, правильности составления дидактических целей и задач урока. Выбирала картинки для м/медийных презентаций

Игра: Как защитить себя от опасных веществ в быту.

Тема урока: Средства бытовой химии.

Дидактическая цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний и умений средствами игровой технологии.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Место урока:14

Цели по содержанию:

а) образовательная: систематизировать понятия: пестициды, химические ожоги, формальдегид, лекарственные препараты.

б) развивающая: продолжить формирование умений: 1) характеризовать химические вещества, которые встречаются в быту, 2) решать проблемные задачи.

в) воспитательная: воспитывать доброе отношение друг к другу в процессе игровой деятельности.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Средства обучения: конверты с заданием, маршрутные листы, мультимедийные презентации к игре.

Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Предлагает научным сотрудникам занять свои места.

Целеполагание

Сообщает, что этот урок обобщения и систематизации знаний по теме «средства бытовой химии». Чтобы достичь цели, приступаем к научным заседаниям.

Мотивация

1 тур. «Важность научного заседания»

Почему важно, чтобы заседание ученых было удачным?

Слушает ответы, просит команды сделать дополнение, выставляет баллы в таблице на доске.

Берут конверты № 1, выполняют задания на карточках. Докладывают о выполнении.

Обобщение по теме

2 тур.

Просит сделать сообщение о токсикомании, алкоголе, курении. Слушает ответы, задает дополнительные вопросы. Расставляет баллы в таблице на доске.

Берут конверт № 2, выполняют задания.

3 тур. «Собери химическое вещество»

Просит собрать из предложенных букв химическое вещество. И сообщить остальным научным группам, где оно встречается.

Берут конверты № 3, выполняют задания.

4 тур. «Вопрос на засыпку». Задает вопросы.

Отвечают на вопросы

5 тур «Физкультминутка». «В здоровом теле — здоровый дух»

Выполняют ритмичные движения.

6 тур. «Решение проблемных вопросов».

Берут конверты № 4, решают проблемные вопросы.

7 тур. «Как защитить себя от опасных веществ в быту».

Берут конверт № 5, разгадывают кроссворд.

8 Тур «Вопрос на выбор»

На экране 3 задания. Ребята делают свой выбор.

Подведение итогов.

Говорит, что путешествие подходит к концу.

Предлагает оценить свои результаты и подумать, что надо повторить для выполнения контрольной работы.

Домашнее задание:

Стр.53-65.

Секретари групп рассказывают, кто работал лучше, кто получит больше плюсов, кто работал не очень хорошо.

Подготовительный этап

Распределить учащихся класса на группы – научные сотрудники.

Среди групп научных сотрудников распределить роли, объяснить обязанности: главный научный сотрудник осуществляет общее руководство, 2 младших научных сотрудника описывают маршрут игры, секретари в течении игры ставят тем кто хорошо работал.

Оформление записи на доске

Тема: «Средства бытовой химии. Как защитить себя от опасных веществ в быту».

Подведение итогов работы команд

№ тура

Название команды

-

-

-

1

2

3

4

5

6

7

8





ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ТУРА

Главные научные сотрудники групп зачитывают сообщение.

Сообщение о токсикомании.

Сообщение об алкоголе.

Сообщение о курении.

Тексты выступления:

Никогда не слушай приятелей, предлагающих тебе попробовать неизвестные жидкости или вещество. За минутное легкомысленное любопытство ты можешь расплатиться здоровьем. Некоторые ребята считают модным занятием нюхать дихлофос. Они не знают, что пары этих веществ в конечном итоге быстро и легко попадают в кровь и с нею переносятся в жизненно важные органы, такие, как мозг, печень, и могут вызвать в них необратимые изменения, вплоть до слабоумия. Иногда юные «нюхальщики» «вдруг» совершают дикие поступки, например, прыгают из окна.

Отрицательно влияет на организм человека употребление алкоголя. У часто пьющих людей происходит перестройка всех систем организма. Более того, многие органы теряют способность нормально работать без алкоголя. Но самое страшное – алкоголь словно, стремиться, как можно быстрее завладеть «пультом управления» человека – головным мозгом, делая его послушным своей злой воле. Поэтому алкоголики быстро деградируют и превращаются в психически неполноценных людей. Про них наш народ говорит: «Был Иван – стал, болван, а все винцо виновато».

О вреде курения, особенно для растущего организма вам хорошо известно. А вот тот факт, что люди, живущие вместе с курильщиками, почти в каждой степени, как и он сам, рискует своим здоровьем, до сих пор не вошел в сознание большинства наших соотечественников. Установлено, что вторичный дым («пассивное курение») который вдыхается некурящим, содержит тяжелые металлы (свинец). А так же твердые частицы, оксид углерода и многие другие побочные продукты горения, повсеместно признанные вредными для здоровья. Поэтому ни в коем случае не допускай возле себя курения. Кстати, в некоторых европейских странах курение в общественных местах и даже на улице запрещено.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ТУРА

Слово собирают все участники научной группы. Характеристику веществу дают секретари групп.

Собери слово ФОРМАЛЬДЕГИД. Какое это вещество. Где оно встречается? Чем оно опасно?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 4 ТУРА

На вопросы отвечают участники групп. Тот участник, который первый поднимет руку после заданного вопроса тот и отвечает. За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопрос на засыпку.

Пестициды, уничтожающие сорняки (гербициды).

Пестициды для борьбы с грибковыми заболеваниями растений (фунгицид).

Пестицид инсектицид, уничтожает кого? (насекомых).

Пестицид зооцид для борьбы с кем? (грызунами).

Почему рекомендуется срезать кожуру огурцов, яблок, других фруктов и овощей. (Они подвергаются химической обработке).

Назовите симптомы при развитии клинической смерти. (Потеря сознания, пульс не прощупывается, зрачки расширены).

Какая реанимационная помощь проводится при клинической смерти. (ИВЛ, непрямой массаж сердца).

Чем лучше собирать капли разлитой ртути? (Резиновой грушей, кисточкой в кулек).

Назовите тяжелые металлы опасные для здоровья? (Свинец, медь, цинк, марганец, железо, кобальт).

Какой косметический препарат содержит окись цинка? (Пудра).

Назовите традиционные моющие чистящие средства (сода, хозяйственное мыло, уксус)

Какой косметический препарат содержит порошок алюминия? (Тени для век).

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 5 ТУРА

Физкультминутка, можно под любую ритмичную музыку.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 6 ТУРА

Решение проблемных вопросов групп. 2 младших научных сотрудника готовят решить эти вопросы.

Группа. Муха на первый взгляд невинное, хотя и назойливое создание. Почему борьба с мушиным племенем в домах и квартирах дело неотложное и важное?

Группа. Врач во время заболевания пациента выписывает рецепт для лечения. Почему происходят отравления лекарственными препаратами?

Группа. Ежедневно у человека разный рацион питания. Почему в летнее время необходимо хранить продукты питания в темном и прохладном месте?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 7 ТУРА

Научные группы все вместе разгадывают кроссворд за определенное время.

После выполненного задания группы меняются кроссвордами, высвечивается кроссворд с ответами. За каждое правильное отгаданное слово ставят 1 балл. И оглашают результат секретарям групп.

КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ В БЫТУ

(кроссворд)

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Моющее средство, способное вызвать раковое заболевание.

2. Простое, традиционное моющее средство.

3. Домашнее растение, поглощающее вещества, загрязняющие воздух.

8. Пестицид, уничтожающий грибковые заболевания растений.

9. Пестицид, уничтожающий сорняки.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. Пары опасного химического вещества, выделяющиеся из новой мебели.

4. Пестицид, уничтожающий крыс, мышей.

5. Вещество, находящееся в градуснике.

6. Один из тяжелых металлов, содержащийся в красках.

7. В этом косметическом препарате содержится порошок алюминия.

1

2

6

5

4

3

7

8

9

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 8 ТУРА

опасные для глаз и кожи

относительно безопасные

ядовитые

огнеопасные

4 группы бытовых химикатов по степени и характеру опасности для человека

Какие 4 группы бытовых химикатов по степени и характеру опасности для человека ты знаешь?

2.Посоветуйте своим коллегам по научному центру как сделать свой быт более безопасным?

Не использовать краску содержащую свинец. Покупая краску необходимо поинтересоваться ее составом.

Используйте краски, не содержащие органических растворителей, например акварельные можно использовать детям до 12 лет.

Отдавайте предпочтение безопасным изделиям из натуральных волокон: шерсти, шелку, льну.

Старайтесь применять традиционные чистящие средства: мыло, соду, уксус.

Эти же средства используйте для дезинфекции (уничтожение бактерий в ванной, туалете, на кухне).

Покупая косметические товары, обращайте внимание на их состав. Используйте природную косметику: отвары трав, маски из натуральных продуктов.

3.Расскажите своим коллегам по научному центру, для чего нужны домашние растения, и как за ними ухаживать?

Дома и в кабинетах школы необходимо, чтобы было много цветов. Особенно такие растения Хлорофитум, Филодендрон и кактус. Они поглощают формальдегид и другие вещества, загрязняющие воздух в помещениях. За цветами необходимо ухаживать: поливать, так же на листочки опрыскивать водой и убирать засохшие листочки.

Список литературы

Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 173.

Система работы учителя географии в условиях профильного обучения. Г. Киров, 2006.

htt://go.mail.ru/frame.html

www.school-obz.org