Уроки вдохновения Методические разработки уроков

Предметная линия программы «Педагогика искусства. 5-7 классы» В. О.Усачёва, Л. В. Школяр.

Методические разработки (сценарии) уроков:

ПОМНИМ О НИХ СЕГОДНЯ И ВСЕГДА. (5 класс)

ВОЗВРАЩАЯСЬ В ДЕТСКИЕ СНЫ. (6 класс)

«Звук» и «ТВОРЧЕСТВО» (6 класс)

1 урок «ПОМНИМ О НИХ СЕГОДНЯ И ВСЕГДА».

5 класс.

Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку».

Цель урока: Формирование эстетического отношения к миру посредством искусства; получить ответ на вопрос урока: какой должна быть музыка памяти?

Задачи: Формирование нравственных и патриотических качеств личности.

Ход урока:

У.- Обелиск. Вечный огонь. Мемориал. Монумент. (сделать паузу).

- О чём вы думали, слушая эти слова?

Д.- О войне, горе, фашизме, слезах, большой беде.

У.- …Не все с войны домой вернулись близкие,

Остались средь некошеных полей

И вознеслись в рассветах обелисками

По всей земле…

У.- Везде, ребята, где шли бои, стоят теперь памятники Вечной Славы и горит Вечный огонь. А что означают эти слова: обелиск, монумент, мемориал?

Д.- Память, вечность.

У.- Послушаем музыку памяти! (показ монумента у Вечного огня «Сынам Отечества» в городе — герое Новороссийске).

У.- Какая она по настроению? Д.- Скорбная, печальная.

У.- Светлая или мрачная? Д.- Мрачная.

У.- Почему же монумент — белый? Д.- (затрудняются ответить).

У.- Белый цвет, символ вечности, памяти, светлой памяти. А для чего нужны памятники славы, обелиски? Д.- Дань памяти погибшим.

У.- Почему обелиск имеет такую форму? Д.- (затрудняются ответить).

У.- Форма обелиска символизирует стремление вверх, в вечность, в бесконечную память. Чтобы война не повторялась, необходимо вечно об этом помнить. А какой должна быть музыка памяти? Д.- Возвышенной, неземной.

У.- Композитор Дмитрий Шостакович написал именно такую музыку к открытию этого мемориала. О чём она вам расскажет?

«Новороссийские куранты» Д.Шостаковича- слушание.

У.- Что о настроении можете рассказать? Д — Тяжёлое, гнетущее.

У. — Какие интонации? Д.- Музыка, как перезвон колоколов, повторяется, повторяется, повторяется.

У.- Повтор мелодии звучит равномерно или нет? Д.- Ровно, как часы, как пульс, как биение сердца- символа жизни.(детям помочь при затруднении).

У.- А стук сердца слышен? Д.- Слышны печальные колокола, жизнь прервалась. Но музыка перезвона ясная, возвышенная.

У.- Ребята, вы бываете у Вечного огня? Наблюдали ли вы за людьми?

Д.- люди печальные, грустные, со слезами на глазах.

УА жизнь идёт. Гудят потоки вешние

И вечной скорби матери полны.

Приходят к обелискам, безутешные

Со всей земли…

«Матерям погибших героев» на доске стихи Л. Кондрашенко

1. Как горько нам стоять у обелисков

И видеть там скорбящих матерей.

Мы головы свои склоняем низко.

Земной поклон за ваших сыновей.

Считайте нас своими сыновьями.

Считайте нас своими дочерьми.

Детей своих вы в битвах потеряли

И все мы стали вашими детьми.

У.- Только ли скорбные интонации мы слышим в музыке этих стихов?

Д.- Нет, не только, мы стараемся поддержать их в таком горе.

У.- Чувство, охватывающее всех, находящихся у Вечного огня- это чувство долга, как перед павшими, так и перед их матерями. Мы должны сделать так, чтобы память о той страшной войне жила вечно, а матери больше никогда не плакали!

«Матерям погибших героев»

музыка Г.Струве, стихи Л. Кондрашенко.

Исполнение в ансамбле с учителем.

У.- Музыку этой песни написал современный композитор. Почему он пишет о войне? Д.- (затрудняются ответить).

У.- А в наше время мамы плачут? Д.- Да.

У.- Плачут русские матери ребят, погибших в Чеченской войне, плачут чеченские матери, а вспомним Афганистан. Что делать, чтобы не допустить больше войны? Д.- Быть добрее друг другу, терпимее, больше улыбаться, разговаривать и беречь друг друга. Давайте ласково произнесём слова: матерей, сыновей, и исполним песню от сердца, с душой. Исполнение песни

«Матерям погибших героев»





музыка Г.Струве, стихи Л. Кондрашенко.

У.- Сегодня мы прикоснулись к Вечной памяти героев, звучашая в сердцах людей. Вы, ребята, должны сделать всё, чтобы список героев не увеличился, чтобы не было больше войны на земле.

Это вам домашнее задание на всю жизнь!!!

2 урок: «ВОЗВРАЩАЯСЬ В ДЕТСКИЕ СНЫ».

6 класс

Тема четверти: «Музыкальный образ».

Цель урока: Формирование эстетического отношения к миру, ко всему живому посредством искусства.

Задачи: Размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения

чувств и мыслей человека.

Ход урока:

У.- Вы любите мечтать? Каждый человек вспоминает о прошлом,

думает о будущем. Когда это происходит, во сне или наяву? В начале учебного

года вы рассказывали о своих летних встречах, воспоминаниях и мечте,

но жизнь продолжается, а лето ушло вдаль. Давайте вспомним о нём.

«Лето уплывает вдаль» авторская песня – исполнение.

У.- Сегодня мы продолжаем разговор о детских снах.

М. Чурлёнис «Соната моря. Анданте» — показ картины.

У.- Послушайте музыку. Какое настроение?

Можно утверждать, что оно мрачное? Почему вы так решили?

Вы любите мечтать. Мечта – Какая она?

Д.- Это что-то ценное, самое дорогое.

У.- Она радует вас? Она светлая или мрачная? Вы дорожите ею?

А как? Покажите жестом, положив мечту на ладонь (видят сходство

с картиной).

У.- Это реальность или фантазия? Ваши мечты и сны – это часть жизни.

Но «Мир создан радостью и мир придёт к ней».- Это о сюжете картины.

«Королевство грёз» стихи Анатолия Новикова – чтение учителем.

В заоблачном крае, в туманной дали

Где тихо плывут облака – корабли

Есть остров волшебный мечтаний и грёз,

Любви и надежды, плантаций из роз.

Припев: Земля там и небо, всё полно любви.

Ты в то королевство меня позови.

Ты в то королевство меня позови

Меня позови.

На острове этом нет горя и зла.

Огромную радость там дарит весна.

А в замке из песен светлее, чем днём.

Немало преданий известно о нём.

У.-.- А вы хотели бы оказаться в таком королевстве?

- Нарисуйте его.

- Какой будет музыка, одинаковой, в куплете и припеве?

- Какие звуки преобладают, высокие или низкие?

- Движение в мелодии активное или спокойное?

- Настроение светлое или мрачное?

- Звуковедение плавное, певучее или отрывистое?

- Послушайте песню

«Королевство грёз» стихи А. Новиковаполёт моей фантазии

и сравните услышанное со своими представлениями.

У.- Мечтайте, фантазируйте, дерзайте, реализуя свои мечты.

Вы всё сможете и пусть мечта будет только светлой и яркой!

-«Королевство грёз» - вокально-хоровая работа.

3 урок: «Звук» и «ТВОРЧЕСТВО».

6 класс

Тема четверти: Музыкальный образ.

Цель урока: Синтез музыки, живописи мощное средство усиления эмоционального восприятия произведений искусства учащимися.

Задача урока: Развитие творческих способностей у детей, овладение навыками

содержательного анализа музыки, воспроизведение процесса рождения музыки.

Ход урока:

«Лунный свет на террасе» Клода Дебюсси. (Ф.

Не озвучивая названия произведения — дети слушают

Задание. У. Где вы себя ощущаете?

1. Стоите на земле.

2. Порхаете высоко в небе.

3. Приподняты над землей в закрытом пространстве.

4. Приподняты над землей в открытом пространстве.

После слушания — диалог с учителем.

У. — Настроение светлое или мрачное? Д. — Сумрачное.

У. — Какое время дня: рассвет, день, ночь? Д. — Ночь.

У. — Образ один или их много? Д. — Много.

У. — Образы яркие или приглушенные? Д.-И яркие и мрачные.

У. — Что ночью позволяет нам увидеть многообразие ночных образов?

Д. — Луна.

У. — Как бы вы назвали произведение? Д.- (придумывают).

Данный диалог стимулирует развитие образного мышления детей, увлекает и вызывает одно желание — поскорее взять белый лист и рисовать, писать стихи, петь песни!

После просмотра работ детей необходим показ творческих работ учащихся прошлых лет, а так же художественных полотен великих вместе с повторным слушанием музыки!.