Уроки семьи и семейных ценностей

МОБУ СОШ с. Буриказганово.

Классный час

«Уроки семьи и семейных ценностей»

(5 класс)

Провела Балагтдинова А.Н.

2012 год.

Цель:

Показать значимость семьи в формировании личности ребенка.

Ход классного часа.

Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Уважаемые родители! Сегодня вся страна отмечает праздник День знаний. Для вас – это тоже необычный день, потому что сегодня вы впервые переступили порог средней школы. 5 класс – это вторая ступенька, но постепенно, поднимаясь со ступеньки на ступеньку, вы станете выпускниками, будете такими же красивыми и умными. Знания, полученные в школе, помогут вам выбрать профессию, принести пользу России, стать уважаемыми людьми.

5 класс принесет много нового и необычного в вашу жизнь: это и новые предметы, и новые учителя, и новый распорядок дня, и новые требования, и новые проблемы, но я надеюсь, что все проблемы мы с вами преодолеем, потому что будем решать их сообща. Будем помогать друг другу, чтобы всем в нашем классе было хорошо, комфортно, уютно, как в большой и дружной семье.

Итак, вы перешагнули порог среднего звена, а я, перешагнув школьный порог, стала вашим классным руководителем. Меня зовут Балагтдинова Алсу Ниязовна. Я буду вашим классным руководителем.

2.Создание автопортрета класса.

Помогите мне, пожалуйста, разузнать о загадочном 5 классе. Какие у него рост, вес, физическая форма? Чем увлекается наш класс? Какая у него дисциплина? Любят ли учиться пятиклассники? Каков характер класса? И наконец, какое у него лицо? Все это мы сейчас выясним и запишем рядом с портретом.

Рост _____________

Вес ______________

Физическая форма ____________________

Увлечения _______________

Дисциплина ______________

Учеба _______________

Характер ______________

А поможет мне тот, у кого самый красивый, аккуратный и разборчивый почерк. Есть ли среди вас такие?

К доске выходит ученик, берет маркер.

Первый вопрос самый легкий – это рост 5 класса. По статистике, а статистика – наука точная, средний рост пятиклассника обычно 145-150 см. Что мы запишем в графу? Какой рост нашего класса? Высокий, средний, низкий?

Ученик записывает.

Теперь вес. Он может быть нормальным, недостаточным, излишним.

Ученик записывает.

Физическое развитие – занимается ли класс спортом? Каким?

Ну, что ж, так и запишем, что физическая форма – отличная.

Ученик записывает.

А вот что касается увлечений, опять вопрос. Какие у вас увлечения?

Ученик записывает.

Как у 5 класса обстоит дело с дисциплиной – хорошо или плохо?

Ученик записывает.

А вот что касается учебы, тут мы пока ничего не можем написать. Как вы думаете почему? Эту тайну нам откроет конец I четверти, а пока графа останется незаполненной. Надеемся, что ответом будет число… «4» и «5».

Осталось самое простое: записать качества характера класса. Какой он? Добрый, веселый, дружный, послушный, активный, честный, надежный, умный, сильный, смелый, справедливый?

Ученик записывает.

Чтобы окончательно сложился портрет класса, осталось только нарисовать его лицо. Признавайтесь, кто лучше всех рисует. А вы, ребята, подсказывайте художнику.

Художник рисует.

Вот и сложился портрет 5 класса. Спасибо всем, кто помог его составить.

Тема нашего классного часа «Уроки семьи и семейных ценностей».

Дом – слово знакомое нам с детства. От него веет теплом и уютом. Дом для каждого из нас – убежище, которое оградит нас от всех напастей, место, где мы всегда найдем любовь, взаимопонимание, где мы счастливы. Здесь живет наша семья.

До начала 20 века русские семьи состояли из нескольких поколений (не случайно и слово такое образовалось: «семь» — «я»). В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья и сестры присматривали за младшими. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.

А какими являются семьи сегодня? Расскажите о своей семье.

Выступления учащихся.

По ходу рассказа можно спросить о составе семьи, традициях, увлечениях, событиях, которые больше всего запомнились.

А теперь мы поиграем. Приглашаю вас принять участие в конкурсной программе.

Интеллектуальная разминка.

Как называется дом:

- в белорусской или украинской деревне? (хата)

- Перевозное жилище у кочевых народов? (кибитка)

- дом кавказских горцев, сложенный из камня? (Сакля).

- Постройка из жердей, покрытая ветками, соломой, травой, где рай с милым. (Шалаш).

- Название отдельного жилого помещения с кухней, передней, комнатами. (Квартира).

Вы справились с этим заданием. Молодцы! А теперь задание сложнее.

Всем известно, что мудрые мысли любого народа отражены в пословицах и поговорках. Человек, который хорошо знает пословицы и правильно их употребляет, сам становится умнее.

2 задание: «Закончи пословицу».

Его можно выполнить в паре со своим соседом. Пословицы объяснить.

- Не красна изба углами, а (красна пирогами).

- В гостях хорошо, а (дома лучше).

- В своем доме и стены (помогают).

- Где родился (там и пригодился)

- Не нужен и клад, (коли в семье лад)

- Яблоко от яблони (не далеко падает).

Основой каждой семьи является воспитание детей. Каждая семья строится по определенным правилам.

3.«Если бы я был (была) взрослой…».(дать советы родителям по воспитанию детей)

Советы родителям по воспитанию дают сами дети.

Вся наша жизнь – театр, и все мы в нем актеры. Следующее задание:

4.«Сценки из семейной жизни». Угадай, кто это? Предложить детям изобразить типичную семейную ситуацию, например:

- делает макияж и расчесывается перед зеркалом,

- забивает молотком гвоздь,

- меняет ребенку пеленки,

- месит тесто и делает пирожки,

- чистит ботинки.

- настраивает телевизор,

Отношения родителей и детей не возможны без слов любви и ободрения.

5. «Ласковые слова». Передай сердечко.

Предложить детям вспомнить те ласковые слова, которые им говорят родители чаще всего.

6. Загадки.

Ты сильный и смелый,

И самый большой,

Ругаешь — по делу,

И хвалишь — с душой! (Папа)

Кто пришёл ко мне с утра?

Кто сказал: «Вставать пора»?

Кашу кто успел сварить?

Чаю — в пиалу налить? (Мама)

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой … (Бабушки)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый …(Дед)

Одного отца-матери дитя,

А ни которому не сын. (Дочь)

Утром идет на четырех,

Днем на двух, а вечером на трех.

(Ребёнок, взрослый, старик)

Шли гурьбой:

Тёща с зятем,

Да муж с женой,

Мать с дочерью,

Да бабушка со внучкой,

Да дочь с отцом.

Много ли всех? (4)

- Действительно, самые близкие, самые родные, самые любимые и любящие люди – мама, папа, сестры, братья, дедушки, бабушки, тёти, дяди – ваша семья.

- Интересно, чем обычно вместе занимаются члены семьи? Какие праздники любимые в вашей семье? Как вы к ним готовитесь и проводите их?

(Дети рассказывают о семейных праздниках и увлечениях.)

7. Анкета «Взаимоотношения в вашей семье»

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

- очень хорошими;

- хорошими;

- не очень хорошими;

- плохими;

- не очень плохими.

2. Считаете ли Вы свою семью дружной?

- да;

- не совсем;

- нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? Перечислите их.

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

- ежедневно;

- по выходным дням;

- редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

- решаете сообща возникшие проблемы;

- занимаетесь семейно-бытовым трудом;

- вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

- обсуждаете вопросы обучения детей;

- делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

- каждый занимается своим делом;

- еще что-то (допишите).

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

- да;

- часто;

- иногда;

- редко;

- нет.

7. Из-за чего возникают конфликты?

- непонимание членами семьи друг друга;

- отказ участвовать в семейных делах, заботах;

- разногласие в вопросах воспитания детей;

- злоупотребление алкоголем;

- другие причины (укажите).

8. Какие способы разрешения семейных конфликтов используются?

- примирение;

- совместное обсуждение ситуации и принятие общего решения;

- естественное затухание конфликта;

- обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

- конфликты практически не разрешаются, носят затяжной характер.

9. Были вы свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

- да;

- нет;

- иногда.

10. Как вы реагируете на семейные конфликты?

- переживаю, плачу;

- становлюсь на сторону одного из родителей;

- пытаюсь помирить;

- ухожу из дома;

- замыкаюсь в себе;

- отношусь безразлично;

- становлюсь озлобленными, неуправляемыми;

- ищу поддержку у других людей.

8.Игра «Цветик-семицветик».

Я хочу подарить классу волшебный цветок – цветик-семицветик. В чем его сила заключается? Если на его лепесток прикрепить свои пожелания, то все задуманное сбудется. У вас на партах лежат листочки, на которых написано: «В 5 классе я хочу…». Продолжите начатую фразу.

И еще один секрет. Цветик-семицветик исполняет не все желания, а только те, которые ты сам стараешься исполнить. Внимание, задумайте желание и запишите его на листке, а на обратной стороне подпишите свою фамилию, чтобы прикрепить бумажку с заветным желанием к цветику-семицветику и в конце учебного года проверить, чьи мечты волшебный цветок исполнил, а чьи остались только на бумаге.

Дети пишут желания, прикрепляют к цветку.