Уроки ритмики как часть оздоровительной работы в школе Из опыта работы

«Уроки ритмики, как часть оздоровительной работы в школе. Из опыта работы

В связи с ухудшением здоровья детей традиционная система физического воспитания нуждается в усилении оздоровительной работы, разнообразии методов и приёмов.

Я работаю в школе почти 20 лет. И всё это время вела предмет, который до этого учебного года не являлся основным. Первая моя программа называлась «Культура тела, движение, танец». По-моему, это название сейчас как никогда актуально, культуры нам не хватает, в том числе и физической, а занятия ритмикой и бальным танцем не только укрепляет организм, но и развивает духовно, нравственно.

За годы работы у меня сложилась своя система преподавания предмета. Класс делится на 2 группы. У каждой группы своя программа. Программный материал отобран с учётом физиологических особенностей, доступности движений и сбалансированной нагрузки на все виды мышц.

Положительным моментом является также музыкальное сопровождение – разная музыка влияет на настроение, повышает интерес к занятиям, формирует музыкальный вкус. Работа в ритме укрепляет сердечно-сосудистую систему, развивает внимание.

На уроке дети учатся танцевать в паре, а значит, общаться между собой, приобретают коммуникативные навыки. Всё чаще ребята к предложению встать в пару относятся негативно. Причём, чем дети старше, тем сложнее проходит этот процесс, проявляется нетерпимость друг к другу. На примерах из жизни класса, разбираем понятия «толерантность», «терпимость», «уважение к личности своего одноклассника», т.е. на уроке закладываются основы этики и культуры общения.

Ещё одним положительным моментом в повышении интереса к занятиям является возможность получить дополнительную оценку за подготовку доклада об истории возникновения и развитии танца. Такое же задание я даю и освобождённым от занятия. Также стимулируют детей подготовка к конкурсам, выступлениям, концертам, зачётным урокам.

Я за собой заметила, что всё чаще говорю детям, что занятие необходимо им самим, что здоровье ни за какие деньги не купишь и что его надо беречь смолоду. Настраивая ребят на здоровый образ жизни, объясняю, почему необходимо следить за осанкой, как работает сердечно-сосудистая, дыхательная системы и каким образом это влияет на работу организма в целом, почему на занятие надо приходить в удобной, мягкой обуви и тд..

ПРИМЕР. Совсем недавно встретила маму Лёни Соколова из 8 «Б». Лёня до 5 класса учился в танцевальном классе, занимался в кружке. Так вот мама говорит: « Как жалко, что Лёня бросил занятия. Зря мы сопротивлялись и говорили, что занятий слишком много. Теперь времени свободного много, не знает, чем себя занять, не гуляет, вот и сидит у компьютера, заработал сколиоз».

А ведь, чтобы дети приходили на занятия, что мы с Ольгой Александровной только не делали – и домой заходили, и звонили, и беседы с родителями и детьми вели, и конкурсы в удобное время для родителей проводили, и костюмы шили и много ещё чего делали и результат был. Посмотрите на 8 «А» — они до сих пор выделяются на фоне остальных старшеклассников.

Но не всё так безоблачно на занятиях. В этом году я работаю с целым классом и первое неудобство, которое возникло – маленькая площадь класса, а следствием этого является снижение двигательной активности, потому что приходится делить детей на группы: одна танцует, 2 –сидит. Конечно, это расслабляет, снижается дисциплина, но если этого не делать – повышается травматизм. Но я нашла выход из этой ситуации – привлекаю сидящую группу к оценочной деятельности. Ведь дети так любят критиковать других.

При работе с целым классом, происходит и уменьшение индивидуальной работы с отдельным учеником, приходится упрощать программный материал, уменьшать количество времени на работу в паре, а в некоторых классах и вовсе отказаться от этого вида деятельности. Конечно, это сказывается на уровне и качестве исполнения. Но есть и кружок, где можно развить свои танцевальные способности.

В последнее время наблюдается апатия детей к обучению, равнодушие к своему здоровью. Детям очень трудно весь урок двигаться. Часто слышу: «Можно сесть, я устал». И реально на лицах написана усталость, хотя 2-3 года назад такая нагрузка не вызывала усталости.

На экране вы видите стадии развития утомления на уроке физкультуры, но и на других предметах дети устают. Уважаемые учителя, изучите внешние признаки, следите за состоянием ребят и на своём уроке и вовремя проводите физкультминутки.

Ещё одна проблема – отсутствие у детей целеустремлённости, желания быть первым, преодолевать трудности, и это тоже снижает качество знаний и умений. А ведь только делая над собой усилие — человек растёт и развивается.

Расслабляют детей и освобождения от уроков. Но здесь необходимо вести разъяснительную работу и с классными руководителями, и с детьми и их родителями и даже с врачами, которые эти освобождения выдают.

ВЫВОД. Формировать стремление к здоровому образу жизни необходимо не только на уроках физкультуры, ритмики, биологии, ОБЖ, но и на классных часах, классных и общешкольных родительских собраниях, подключать к этой работе классных руководителей, родителей, врачей. Проводить различные спортивные мероприятия, выпускать стенгазеты, рисовать плакаты и тд..

И в заключении: чем старше ученики, тем сложнее воздействовать на их почти сформировавшиеся взгляды на жизнь. Поэтому наша главная задача — не упустить молодое поколение, младших школьников и продолжать вести разъяснительную работу с их родителями. Максимальный результат мы можем достигнуть только при чётко спланированной и организованной работе, на личном примере и уверенности педагога в необходимости такой работы.